Международный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом работы являются общественные отношения, связанные с реализацией контроля за финансовой деятельностью хозяйствования и управления.
Предметом курсовой работы являются система научных знаний о финансовом контроле на международном уровне.
Целью исследования является обобщение и систематизация сведений о финансовом контроле в зарубежных странах.

Содержание работы

Введение………………………………………………...……...…………….….....3
1. Главные положения международного финансово-экономического контроля.. ..…………………………………………………….…….……..…4
1.1. Организация международного внешнего финансово-экономического контроля…………………………………………….….……….…….…...…..4
1.2. Организация международного внутреннего
финансово-экономического контроля……………………………….…..….5
2. Субъекты и объекты международного финансово-экономического контроля…………………….….…..……………………………….………....7
2.1. Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ)………………………………………………………..……....…7
2.2. Международная федерация бухгалтеров (МФБ)………………………………………………..…………..……....…...11
3. Нормативно-правовые акты внешнего международного финансово-экономического контроля…………...…...…………………….………..….16
3.1. Лимская декларация руководящих принципов контроля.....................…16
3.2. Международные стандарты контрольно-ревизионной деятельности…………………………………………………………...…....18
3.3. Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе…………………………...…..…………………………………..…..19
Заключение………………………..…………………………………………..……...22
Библиография……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 49.81 Кб (Скачать файл)

«Согласно Уставу ИНТОСАИ, принятому в 1992 году в Вашингтоне, организация поддерживает связи с ООН и, насколько это возможно в условиях специфики соответствующих государств, копирует методы работы ведущих государств мира с «остальными». Соответственно, ИНТОСАИ, используя «административный ресурс» своих членов тесно сотрудничает по вопросам, представляющим взаимный интерес, с ЮНКТАД, Всемирным банком и другими мировыми институтами. Созданная с учетом целей и задач ООН Международная организация высших органов финансового аудита - ИНТОСАИ дополняет систему Объединенных Наций, основанную на принципах Всеобщей декларации прав человека, еще одним важнейшим конструктивным элементом - базовыми подходами к методам повышения эффективности использования средств из общественных фондов. Основное внимание в работе ИНТОСАИ уделяется продвижению идеи полной независимости и самостоятельности контрольных органов отдельных государств в принятии решений о методах обеспечения контроля правильности расходования и планирования расходования общественных (бюджетных ресурсов). При этом, в обеспечение этой задачи контрольные органы соответствующих государств должны обеспечиваться достаточными ресурсами из общественных фондов, иммунитетами, доступом к правительственной информации и другим ее источникам, иметь возможность как самостоятельно, так и по просьбе парламентов, правительств и администраций готовить все возможные виды заключений и экспертных оценок, включая оценки деятельности международных организаций, в фонды которых соответствующие государства делают взносы.»3 Высший орган финансового контроля позиционируется в обществе не как нудный контролер, а как позитивная сила, авторитет которой зиждется на высшем профессионализме и компетентности сотрудников. Они не находятся в состоянии взаимозависимости и по результатам совместной работы проводят усовершенствование государственной машины или ее части.

§2.2 Международная федерация бухгалтеров (МФБ) Организация, представителей бухгалтерской профессии многих государств.

 Ее основная задача - организация один раз в четыре года всемирных конгрессов бухгалтеров. Она также имеет комитеты, которые содействуют международной гармонизации аудита и управленческого учета. В сотрудничестве со своими 158 действительными и ассоциированными членами в 122 странах мира МФБ защищает общественные интересы, содействуя внедрению высоких стандартов качества в деятельность аудиторов и бухгалтеров во всём мире. Действительные и ассоциированные члены МФБ, являющиеся, главным образом, профессиональными  национальными организациями в области аудита и финансовой отчетности, представляют 2,5 миллиона аудиторов и бухгалтеров, занятых в государственном секторе, промышленности и торговле, правительстве и академических организациях. Через свои независимые структуры, устанавливающие стандарты, МФБ разрабатывает международные стандарты по этике, аудиту и заданиям по подтверждению достоверности информации, образованию, а также стандарты финансовой отчётности в государственном секторе. МФБ также разрабатывает методические рекомендации для профессиональных бухгалтеров, занятых в сфере предпринимательства, в малом и среднем бизнесе, а также для профессиональных бухгалтеров, практикующих в странах, где профессия находится на стадии становления. Служить общественным интересам, и с этой целью продолжать укреплять бухгалтерскую профессию во всем мире, содействовать укреплению экономики разных стран, разрабатывая и способствуя распространению принципа соблюдения высококачественных профессиональных стандартов, дальнейшему сближению этих стандартов в международном масштабе и высказывая точку зрения по общественно значимым вопросам, входящим в непосредственную компетенцию профессии. В Стратегическом плане на 2007-2010 годы намечены основные пути достижения стратегической цели и то, как МФБ будет служить интересам разных групп, которые она представляет: обществу, действительным и ассоциированным членам, компаниям, региональным аудиторским и бухгалтерским организациям и другим представителям профессии во всём мире.

§2.3 Международный обмен опытом в пределах международной организации высших контрольных органов

Международный обмен опытом, идеями в пределах Международной организации высших контрольных органов - эффективное средство помощи высшему контрольному органу в выполнении возложенных на него заданий. Для этого проводятся конгрессы, семинары, которые организовывает ООН вместе с другими международными организациями. Высший контрольный орган проверяет уплату налогов до максимально возможной степени и в процессе проверки рассматривает личное досье об уплате налогов. Контроль уплаты налогов в основном связан с проверкой законности и правильности внесения их в государственный бюджет. Вместе с тем, контролируя соблюдение закона о налогах, высший контрольный орган должен также изучать экономическую эффективность и организацию работы налоговых служб и выполнения плана доходов и в случае необходимости вносить предложение по совершенствованию соответствующих законодательных актов. В условиях рыночных отношений роль финансово-хозяйственного контроля в экономике не снижается. Не случайно во всех странах с развитой рыночной экономикой образовалась и успешно функционирует система финансового государственного контроля за предпринимательской деятельностью. В зависимости от специфики форм государственного устройства, национальных традиций они организованы по-разному. В то же время следует отметить, что организация и деятельность контрольно-ревизионных служб в зарубежных странах основываются на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом.

Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств. В США это Главное контрольное управление Конгресса во главе с генеральным контролером, в Великобритании -- Национальный ревизионный совет во главе с главным ревизором, в Канаде -- Генеральный контролер, в Индии -- парламентские комитеты государственной отчетности, бюджетных прогнозов, комиссии по делам государственных предприятий, в Финляндии -- 5 государственных ревизоров, в ФРГ, Франции, Венгрии -- счетные палаты.

Вместе с институтами парламентского контроля в большинстве стран действуют государственные, а точнее правительственные контрольно-ревизионные системы. В США это Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях (Совет честности и эффективности); в Индии -- служба Генерального инспектора и ревизора (департамент ревизии и счетоводства Индии); в Финляндии -- Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов.

Парламентские и правительственные контрольно-ревизионные системы функционируют одновременно и параллельно, в тесной взаимосвязи между собой. Безусловным правилом является главенство парламентской системы над правительственной.

Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран осуществляют главным образом контроль за расходованием государственных средств и использованием государственного имущества. В пределах этого глобального задания они контролируют расходование министерствами, ведомствами и другими органами управления средств, предусмотренных на их содержание и реализацию государственных программ, проверяют производственно-финансовую деятельность частных фирм по выполнению государственных заказов.

Главное контрольное управление Конгресса США постоянно контролирует выполнение правительственных программ в сфере науки и техники, энергетики, освоения космоса, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, использования природных ресурсов, транспорта. При этом проверяют законность, целесообразность и эффективность затрат. Федеральная счетная палата ФРГ контролирует все федеральные и частные предприятия, страховые учреждения федерации, частные предприятия при пятидесятипроцентном участии затрат государства, а также все остальные организации и ведомства, если они распоряжаются государственными средствами. Такой же порядок контроля установлен и в Финляндии. Счетная палата Австрии уполномочена проверять не только государственное хозяйство федерации, но и финансовую деятельность, связанную с благотворительными и другими фондами и учреждениями, управление которыми осуществляется органами федерации. Государственная счетная палата Венгрии, кроме того, контролирует деятельность налогового управления, государственной таможни, управления гербовых сборов и даже государственную деятельность партий.

В некоторых странах созданы специальные органы, контролирующие не только бюджетно-финансовую деятельность, но и всю работу государственного аппарата. В Японии такую функцию выполняет Управление административного контроля при Канцелярии Премьер-министра. Его задача готовить предложения по усовершенствованию системы и структуры государственного управления, укреплять служебную дисциплину государственных чиновников, бороться с коррупцией, бюрократизмом.

Контрольно-ревизионные органы в зарубежных странах тесно взаимодействуют с парламентами, регулярно представляют им материалы по итогам проведенных ревизий, проводят анализ и направляют на рассмотрение парламентской комиссии и палат выводы по бюджетно-финансовым вопросам, об использовании государственных ассигнований на разные цели.

При осуществлении своих функций они стремятся опираться на поддержку общественности, придавать широкую гласность результатам своей деятельности. Так, в Главном контрольно-ревизионном управлении Конгресса США существует отдел связи с общественностью и отдел общественной информации, действует бесплатный телефонный канал, по которому каждый гражданин может анонимно сообщить о финансовых и других злоупотреблениях в государственных учреждениях. По сигналам граждан каждый год раскрывают много финансовых нарушений. Во Франции годовые доклады Счетной палаты президенту и парламенту публикуют в официальном журнале вместе с ответами заинтересованных министерств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Нормативно-правовые акты внешнего международного финансово-экономического контроля

§3.1 Лимская декларация руководящих принципов контроля

Лимская декларация руководящих принципов контроля, 1977г. принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году, и является базовым концептуальным документом Международной организации высших органов аудита (INTOSAI - ИНТОСАИ), членство в которой на настоящее время носит практически универсальный характер.

Рассматривать Лимскую декларацию следует не как международный договор, а как общепризнанную доктрину, на соответствие которой проверяется и «демократическая» зрелость той или иной государственной системы и параметры отдельных законов в частности.

В этом контексте Лимскую декларацию можно рассматривать как одну из резолюций (деклараций) ООН, к реализации положений которой каждый из контролирующих органов должен стремиться, улучшая качество своей работы и «адаптируя» к задачам ИНТОСАИ соответствующее правовое поле своего государства. При этом надо сразу отметить, что Лимскую декларацию роднит с резолюциями ООН и еще одно обстоятельство.Как в резолюциях ООН, так и в Лимской декларации фигурой умолчания является тезис о том, что в демократическом государстве органы власти производны от воли народа, и только они вправе принимать политические решения. Поэтому в системе координат, заданной Декларацией, даже в своем узком «финансовом коридоре» высшие органы финансового аудита не вправе подменять ни правительство, ни правоохранительные органы.

Их главная задача иная - поддерживать госаппарат в «тонусе». А метод - целевое и квалифицированное информационное воздействие. Указывая на возможные проблемные зоны, они должны, не входя во власть, оказывать ей содействие в выработке корректных решений. Для этого и создается экспертный ресурс высших органов финансового аудита, который должен иметь квалификацию и возможности «сопровождать» любую процедуру движения общественных финансов - от строки в бюджете до реального получателя - и сделать публичный вывод о ее эффективности.

То есть, фактически, главной целью работы высших органов финансового аудита становится опосредованное общественным мнением принуждение власти к исправлению недостатков государственной машины. Доводя до сведения общественности экспертные оценки, высшие органы финансового аудита должны порождать и цепную реакцию общественных дискуссий, и оценки «заинтересованными» ведомствами законности тех или иных операций, и вынуждать власть к принятию мер для исправления ситуации. При этом сами высшие органы финансового аудита должны все время оставаться в стороне. Ведь бремя ответственности за принятие решений все равно остается на конкретных должностных лицах из иных структур.

Таким образом, высшие органы финансового аудита во всех государствах являются главным инструментом общественного контроля за эффективностью деятельности Правительства по управлению доверенными ему налогоплательщиками финансовыми ресурсами (госбюджетом), а следовательно, именно от их публично заявленной позиции зависит судьба любого Кабинета Министров.

При таком понимании функций высшие органы финансового аудита задачи адаптации правового поля в государстве к «технологиям» Лимской декларации воспринимаются по иному: не через расширение возможностей для административного воздействия, а путем использования общественного мнения для целей рационализации расходов и экономии государственных ресурсов.

Таким образом, Лимская декларация состоит из семи глав:

«I. Общие положения

II. Независимость

III. Отношения с парламентом, правительством  и администрацией

IV. Права высшего контрольного органа

V. Методы контроля, персонал контролеров. Международный обмен опытом

VI. Отчетность

VII. Контрольные полномочия высшего  контрольного органа»4

§3.2 Международные стандарты контрольно-ревизионной деятельности

В международной практике уделяется особое внимание стандартизации процедур проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов, которые отражали бы не только отраслевую специфику, но и особенности хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, а также особенности управления государственными финансами со стороны министерств и ведомств.

Практика показывает, что необходимость обобщения и использования результатов контрольных мероприятий по определенным стандартам становится актуальной и в России. На современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации происходят радикальные преобразования в области финансово-экономического управления в соответствии с Международными стандартами контрольно-ревизионной деятельности.

Информация о работе Международный финансовый контроль