Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 03:24, курсовая работа
Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.
Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.
В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и часто используются оба вместе.
Борьба народов (наций) за образование собственных независимых государств законна в любой форме — мирной и немирной, в том числе и в форме национально-освободительной войны. Более того, насильственное воспрепятствование осуществлению права на самоопределение, сохранение колониализма в любых формах — старых (в виде всякого рода прямого колониального владения, оккупации, протекторатов и т.п.) и новых — в форме неоколониализма (неравноправных договоров, кабальных займов и кредитов, иного иностранного контроля) — несовместимы с международным правом.
В ходе национально-освободительной борьбы народы могут создавать свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. В таких случаях борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений, субъектами международного права, которые осуществляют свои международные права и обязанности через упомянутые органы. Такими были, например, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Такой является Организация освобождения Палестины (ООП).
Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, направлять своих официальных представителей для ведения переговоров, участвовать в работе международных конференций и международных организаций, заключать международные договоры. В ходе вооруженной национально-освободительной борьбы нации и народы, как и государства, пользуются защитой норм международного права, рассчитанных на случай войны (о режиме раненых, военнопленных и др.), хотя эти нормы нередко нарушаются. Во всех этих случаях речь идет, по существу, о рождающихся в ходе национально- освободительной борьбы новых независимых государствах, и поэтому они считаются полноправными субъектами международного права.
Национальный суверенитет имеет несколько значений. 1) Это власть нации. Для цивилизованного общества это неприемлемо, так как ведет к межнациональным конфликтам. (Это определение появилось в статье Усманова в Татарстане). 2) Это свобода для социально-этнической общности самостоятельно решать вопросы своего развития на основе взаимоуважения и демократических отношений с другими этносами.
Не следует путать национальный суверенитет с национализмом, у которого тоже существует два значения.
1) Прогрессивный аспект
– это человек, который выступает
за свободное развитие своей
национальности на основе
2) Регрессивный аспект – это национальные шовинисты, считающие, что «моя нация лучше, так как другая хуже». Они считают, что каждая нация имеет право на экологическое самоопределение, то есть очищать территорию от других национальностей. Предпосылкой для национального суверенитета является право наций на самоопределение. По этому поводу существует очень много подходов в литературе.
Маркс и Энгельс считали, что у нации есть «право на гос. Отделение и создание собственного национального Г». Но большевики скоро поняли, что это им не подходит. Ленин пересмотрел свой подход «право наций на самоопределение вплоть до отделения», то есть наряду с сепарацией он признал и другие формы: а) создание субъекта федерации; б) создание национальной автономии; в) создание национального населенного пункта. Внетерриториальное (экстерриториальное) самоопределение включает: а) национальные культурные автономии; б) национальные общественные организации и политические партии; в) просто существование среди других национальностей и разделение на основе принципа национального равноправия. Право наций на самоопределение – это коллективная мера возможного поведения, то есть потенциальная возможность, которая может иметь и не иметь условий для реализации.
Когда есть свобода и условия реализации появляется национальный суверенитет, то есть реальная возможность реализации права на самоопределение. Формы национальной государственности: а) национальные компактно населенные территории; б) особым способом организованные органы государственной власти и местного самоуправления, позволяющие учитывать интересы нации. Содержание:
а ) обеспечение приоритета развития титульной нации;
б) обеспечение равноправия и равных возможностей для других национальностей на этой территории. Национальная группа – часть нации, которая в силу исторических причин оказалась территориально оторвана и в силу этого приобрела своеобразие в языке, самосознании, культуре, психологии.
Этнографическая группа:
1) Маленькая народность, которая насчитывает до 1000 человек.
2) Часть нации или народности, хотя не оторвана от территориального этнического массива, тем не менее обладает существенными особенностями в языке, самосознании культуре.
Формы реализации национального суверенитета и права нации на самоопределение: 1) сепарация – создание собственного государственного образования путем отделения; 2) создание субъекта федерации; 3) создание национальной автономии; 4) создание муниципального образования. В мононациональном Г субъекты нации и субъектный состав народного суверенитета совпадают, но на практике последний = диалектической сумме субъектов всех национальных суверенитетов на данной территории. Должно быть совластие. Формы реализации народного и национального суверенитета различны и цели у них разные: у первого – осуществление власти, у второго – обеспечение национального саморазвития (власть играет роль обеспечения этого развития).
3. Принцип самоопределения наций и народов; его соотношение с принципом территориальной целостности государств.
Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, самоопределяться является одной из принципиальных основ международных отношений. Появлению принципа самоопределения народов предшествовало провозглашение принципа национальности, который предполагал самоопределение только по признаку национальности. На современном этапе развития международного права принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН - "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов..." (п. 2 ст. 1 Устава).
Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в других документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой, однако в связи с распадом колониальной системы вопрос о самоопределении наций по большому счету решился.
В Резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН прямо указала, что "дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире". В иных документах ООН выражено главное в нормативном содержании принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".
Право национального самоопределения не исчезает, если нация образовала самостоятельное государство или вошла в состав федерации государств. Субъектом права на самоопределение являются не только зависимые, но и суверенные нации и народы. С достижением национальной самостоятельности право на самоопределение лишь меняет свое содержание, что находит отражение в соответствующей международно-правовой норме. Без строгого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов невозможно выполнить многие жизненно важные задачи, стоящие перед ООН, в частности, невозможно содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также поддержание отношений мирного сосуществования между государствами. Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 г. обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.
Принцип самоопределения народов и наций, как это подчеркивается в литературе, представляет собой именно право народов и наций, а не обязанность, и теснейшим образом связан со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой статус как самостоятельного участника международных отношений, но и свою внутреннюю структуру, и курс внешней политики. Неотъемлемым образом с принципом осуществления народами права на самоопределение связан принцип сотрудничества государств, который выражается, независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности и иных целях, закрепленных в Уставе ООН.
Одновременно с Уставом ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в учредительных документах (уставах) многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.
С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а также обязаны "поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры".
Принцип сотрудничества также содержится в ст. 55 и 56 Устава ООН. Например, в ст. 55 Устава закреплены обязанности государств - членов ООН сотрудничать друг с другом и с Организацией в достижении целей, предусмотренных Уставом.
Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.
В науке международного права по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:
1) принцип территориальной
целостности имеет приоритет
по отношению к принципу
2) принцип самоопределения
народов имеет приоритет по
отношению к принципу
3) оба принципа обладают равной юридической силой.
Как полагают польские авторы Владислав Чаплинский и Анна Вырозумска, «право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию. В практике принцип самоопределения был подчинен принципу территориальной целостности» (4).
Интересную позицию
Кроме того, как свидетельствует
история международных