Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 03:24, курсовая работа
Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.
Вторая точка зрения
Вместе с тем, следует иметь в виду, что между основными принципами международного права нет иерархии, что вообще характерно для принципов права как такового. «Принципы, — пишет американский ученый Рональд Дворкин в своей книге „О правах всерьез“, — обладают особенностью, отсутствующей у норм, — они могут быть более или менее весомыми или важными. Когда два принципа приходят в столкновение..., те, кому приходится разрешать этот конфликт, должны учитывать относительный вес каждого из этих принципов. Здесь нельзя, конечно, произвести точного измерения, и решение в пользу большей важности какого-то конкретного принципа или стратегии часто вызывает споры. Тем не менее, в самом понятии принципа содержится указание на то, что у него есть такая особенность и что имеет смысл говорить о том, насколько он весом или важен» (5).
С этой точки зрения принцип
равноправия и самоопределения
народов следует рассматривать
в контексте других основных
принципов международного
Отвечая на первый вопрос темы курсовой работы, целесообразно дать определение понятия «субъект международного права», отметив предварительно содержательное отличие категории «субъект права» в теории государства и права и в международном публичном праве. Далее следует сформулировать признаки субъекта международного права, проанализировать их, подробнее остановившись на таком признаке, как международная правосубъектность и её содержание. Необходимо перечислить субъекты международного права, кратко охарактеризовать каждый из них и привести их классификацию по различным основаниям.
Второй вопрос следует начать с определения нации и народа. Далее необходимо перейти к характеристике содержания их международной правосубъектности. Здесь нужно помнить о том, что не все нации и народы являются субъектами международного права, а лишь те из них, которые борются за свое национальное освобождение в рамках реализации права на самоопределение. В данном вопросе студент должен показать знание следующих основных аспектов проблемы: каково содержание международной правосубъектности нации (народа), с какого момента возникает и в какой момент прекращается её (его) международная правосубъектность; кто выступает от имени нации (народа) на международной арене; каков объём международных прав и обязанностей нации (народа); обладает ли борющаяся нация правом на вооружённое сопротивление. Ядром международной правосубъектности нации является национальный суверенитет, следовательно, в этом вопросе необходимо дать его определение, указать, как национальный суверенитет соотносится с народным и государственным суверенитетом и какие существуют способы его осуществления.
Содержание третьего вопроса связано с анализом понятия, становления, развития и содержания самостоятельного императивного принципа международного права – принципа самоопределения наций и народов. Данный вопрос предполагает глубокое изучение международных документов, закрепляющих и конкретизирующих этот принцип: Устав ООН, международные пакты 1966 г., декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., и др. Следует сравнить нормы указанных международных актов и определить, каково современное содержание принципа самоопределения наций и народов. При написании третьего вопроса требуется проанализировать две самостоятельные составляющие указанного принципа: «право нации определять свой политический статус» и «право осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие» («право на развитие»). Следует указать, каковы способы реализации двух указанных составляющих, какая из них является преобладающей на современном этапе. Студенту необходимо подумать, всегда ли нация и народ вправе реализовать свой национальный суверенитет и право на самоопределение путём создания собственного независимого государства. Если же нация обладает таким правом, то каким образом принцип самоопределения нации (народа) соотносится с принципом территориальной целостности государства. Следует помнить, что ответы на данные вопросы не являются однозначными в науке международного права, однако последовательное изучение материалов библиографического списка поможет вам прийти к определённому мнению.
Задача
Восточный Пакистан после образования Исламской Республики Пакистан в 1947 г. практически находился на положении колонии. Политика правящих кругов Пакистана была направлена на подчинение бенгальского народа Восточного Пакистана и его эксплуатацию. Так, в конце 50-х начале 60-х гг. 66 % активов всех промышленных предприятий, 70 % страховых компаний и 80 % банковских активов находились в Западном Пакистане. На долю Восточного Пакистана приходилось лишь 1/5 государственных расходов на индустриализацию и 1/6 – на развитие культуры и образования. Должности на государственной службе, в вооружённых силах, полиции занимали главным образом выходцы из Западного Пакистана. Западные пакистанцы пытались навязать в качестве «национального языка» бенгальцам язык урду, хотя этот язык был родным лишь для 0, 63 % жителей Восточного Пакистана.
Укажите способы осуществления народом права на самоопределение. Кто от имени нации, борющейся за своё самоопределение, выступает на международной арене? Какими правами обладает нация, борющаяся за свою независимость, в области международных отношений? Обладает ли бенгальский народ правом на самоопределение и образование собственного государства?
Дополнительный библиографический список
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291; Международное публичное право : сб. документов. – М. : БЕК, 1996. Т. 1. С. 470.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291; Международное публичное право : сб. документов. – М. : БЕК, 1996. Т. 1. С. 464.
Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам : резолюция 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1960 г. // Международное право в документах : учеб. пособие / сост. Н. Т. Блатова. – М. : Юрид. лит., 1982. С. 18.
Западная Сахара : консультативное заключение Международного суда ООН от 16.10.1975 г. // В кн. : Толстых В. Л. Международное право : практика применения. Консультативные заключения Международного суда ООН. – М. : МЗ-Пресс, 2004.
Международно-правовой статус Юго-западной Африки : консультативное заключение Международного суда ООН от 11.07.1950 г. // В кн. : Толстых В. Л. Международное право : практика применения. Консультативные заключения Международного суда ООН. – М. : МЗ-Пресс, 2004.
Журек О. Н. Самоопределение народов в международном праве // Советское государство и право. 1990. № 10.
Законные права арабского народа Палестины // В кн. : Блищенко И. П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. – М. : МНИМП, 1999.
Решетов Ю. А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1994. № 1.