Нормативная система международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть понятие и структуру норм международного права, рассмотреть создание и механизм реализации норм международного права, показать и обозначить специфику классификации норм международного права.
Задачи исследования:
1.Изучить нормы международного права.
2.Рассмотреть классификации норм международного права.
3.Выявить и анализировать проблемы, связанные с особенностями создания и механизмом реализации норм международного права.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 79.42 Кб (Скачать файл)

     Абсолютное большинство в нормативной системе принадлежит диспозитивным нормам, к которым относятся нормы, допускающие отклонения от них по взаимному согласию субъектов, применяющих такие нормы. Таким образом, для диспозитивных норм характерно следующее:

     1) они допускают отклонение от них путем внесения изменений по согласию конкретных субъектов;

     2) новая норма применяется и устанавливает права и обязанности в отношении только данных субъектов;

     3) норма не должна затрагивать интересы третьих государств.

     Диспозитивные нормы отличаются от императивных как по юридической природе, так и по видовому многообразию. Они могут быть договорными и обычными и включают универсальные, региональные, партикулярные и локальные нормы. Являясь юридически обязательными, они отличаются от императивных норм уровнем долженствования и пространственной сферой действия, адресуясь конкретным субъектам, которые их вырабатывали и обязаны применять согласованные ими правила поведения в отношениях между собой. Так, большинство обязательств, закрепленных в Венских конвенциях 1969 г. и 1986 г., регулируются диспозитивными нормами, что вытекает из содержания и структуры статей конвенций. Типичным является использование формулировки «если договор не предусматривает иное», допускающей возможность другой трактовки правила, следующей за такой формулировкой. Показательной в этом смысле является ст. 22 Конвенции 1969 г., гласящая: «1. Если договор не предусматривает иного, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку; 2. Если договор не предусматривает иного, возражения против оговорки может быть снято в любое время».

     Схожие формулировки, в частности, «если из договора явствует или иным образом установлено» указывают на диспозитивность норм Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Особенно ярко проявляется диспозитивность норм Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности государственных архивов и государственных долгов 1983 г., допускающей возможность применения положений Конвенции лишь при отсутствии специального соглашения, заключенного между субъектами правопреемства.

     Диспозитивный характер имеют нормы, закрепленные в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., что вытекает из ст. 73, устанавливающей, что «ни одно из положений Конвенции не препятствует государствам заключать международные соглашения, подтверждающие, дополняющие, распространяющие или расширяющие ее положения».

     Показателем диспозитивности норм большинства международных соглашений является наличие статей, предоставляющих право участникам таких соглашений вносить в них поправки по взаимному согласию либо делать оговорки к соответствующим статьям при ратификации или присоединении к ним, а также отсутствие положений, запрещающих такие действия.

     Преобладание диспозитивных норм в нормативной системе международного права обусловлено координационно-согласительным характером процесса нормотворчества в международном праве, единственно возможным при регулировании сотрудничества между государствами. 

     2.2 Классификация норм международного права по форме закрепления 

     По юридической природе или форме закрепления нормы международного права традиционно делятся на договорные и обычные. Однако учитывая то, что в современном международном правотворческом процессе активную роль играют международные организации в учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко предлагается более гибкая классификация на документированные нормы международного права, к которым относятся договорные нормы, и документированные нормы, содержащиеся в решениях, резолюциях международных организаций и актах международных конференций, включающие обычные нормы.8

     Договорные нормы, письменно зафиксированные в международных соглашениях, занимают центральное место в системе норм международного права. Это обусловлено как спецификой договорных норм, так и характером современных международных отношений.

     Углубление специализации международных отношений, особенно в сфере экономического сотрудничества, перевозок, области разоружения, требует точной и детальной регламентации прав и обязанностей сторон, делая договорные нормы необходимым инструментом регулирования международного сотрудничества. Договорные нормы отличаются стабильностью содержания, что позволяет прогнозировать поведение участников договора и облегчает контроль за ним.

     Разработка договорной нормы характеризуется высоким уровнем демократизма: государства и иные субъекты международного права обладают равными правами при выработке содержания договорной нормы. От усмотрения государства зависит принятие договора и признание его для себя юридически обязательным.

     Обычная норма международного права, обладая равной с договорной нормой юридической силой, значительно отличается от нее процедурой разработки и формой закрепления. Обычная норма формируется в процессе аналогичной практики (поведения) государств в определенной сфере сотрудничества, признанной ими обязательной для себя. Доказательством такого признания может быть национальное законодательство, решения судов, дипломатическая переписка, договорная практика. Такая процедура формирования обычной нормы довольно длительна и обусловливает трудности в выявлении самой нормы. В отличие от договорной нормы, которая документально подтверждена соответствующим международным соглашением, установление обычной нормы требует тщательного анализа законодательной и судебной практики государств, а иногда и обращения в международные судебные учреждения (Международный Суд ООН или арбитраж).

     Однако, несмотря на указанные особенности, обычные нормы не только определяли содержание классического международного права, но и сохраняют свою значимость в нормативной системе современного международного права, оказывая существенное влияние на процесс международно-правового регулирования. Это объясняется механизмом взаимодействия договорных и обычных норм международного права.

     Договор разрабатывается путем закрепления обычных норм международного права, которые продолжают действовать в отношении государств, не ратифицировавших договор, а также регулировать вопросы, не получившие отражение в договоре. На параллельное действие обычных и договорных норм указывалось в решении Международного Суда ООН 1986 г. по иску Никарагуа против США. Суд подчеркнул, что если государства связаны нормами «на уровне как договорного, так и обычного права, то, тем не менее, эти нормы сохраняют свое раздельное существование». Кроме того, новая договорная норма может способствовать формированию новой обычной нормы, если государство, не становясь участником договора, применяет соответствующие договорные нормы в своей практике. Такая практика достаточно характерна для государств, способствуя расширению сферы действия договора, его постепенной универсализации.

     Следует также отметить, что реальная практика государств может отклоняться от договорных предписаний, реагируя на меняющиеся условия международного сотрудничества, что является более быстрым и гибким способом, чем внесение изменений в договор, особенно многосторонний, требующий согласия всех участников договора. Таким образом, с помощью обычных норм можно ликвидировать пробелы в международном праве, содействуя его прогрессивному развитию.

     Особое место в нормативной системе международного права занимают документированные нормы, закрепленные в резолюциях международных организаций, актах международных конференций. Относительно правовой оценки этих норм в доктрине международного права существуют разногласия. В частности, ряд юристов-международников (Б.М. Ашавский, И.И. Лукашук, X. Рассел, В. Гебали) указывают на то, что резолюции органов международных организаций в силу их преимущественно рекомендательного либо политического характера (акты СБСЕ) являются не правовыми, а морально-политическими и не входят в систему международного права. Однако с такой аргументацией трудно согласиться.

     Действительно, являясь не обязательными, закрепляя желательную или целесообразную модель поведения, не влекущую международно-правовую ответственность субъектов международного права при их несоблюдении, они выполняют важную функцию в современном международном правотворчестве. Во-первых, в большинстве случаев они становятся этапом «преддоговорного регулирования», устанавливая принципы и определяя содержание новых норм международного права, получающих впоследствии закрепление в международном соглашении. Примером может служить Всеобщая Декларация прав человека, одобренная резолюцией ГА ООН 10 декабря 1948 г., на базе которой были разработаны Международные пакты о правах человека 1966 г. или Декларация ООН о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., положения которой были закреплены и конкретизированы в Первом дополнительном протоколе 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г. Во-вторых, резолюции органов универсальных международных организаций таких, как ООН, ЮНЕСКО, МОТ, в которые входят большинство государств мирового сообщества, способствуют признанию и утверждению в практике государств обычных норм.

     Более очевидный характер носит нормативность актов (итоговых документов) СБСЕ/ОБСЕ, внесшего большой вклад в формирование и развитие таких отраслей международного права, как право прав человека и право международной безопасности. Положение таких актов квалифицируется в них как обязательства, которыми должны руководствоваться государства- члены СБСЕ/ОБСЕ наряду с обязательствами по международному праву (ст. 17 Венского итогового документа 1986 г., п. 5 ст. 9 документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1990 г.).

     Учитывая многообразие документально подтвержденных норм международного права, их разную роль в международно-правовом регулировании, западная доктрина (в настоящее время их поддерживает большинство юристов-международников) предложила классифицировать все нормы на относящиеся к «твердому праву» (hard law) и «мягкому праву» (soft law). «Твердое право» включает договорные и обычные нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности субъектов международного права. «Мягкое право» может включать договорные нормы, если в договоре устанавливаются лишь общие принципы сотрудничества субъектов в определенной сфере, но преимущественно речь идет о нормах, содержащихся в резолюциях органов международных организаций, актах международных совещаний и конференций. «Мягкое право» ориентирует государства на определенную модель поведения и создает большие возможности для усмотрения государств при их реализации. 
 
 
 

     2.3 Классификация норм международного права по

     субъектно-территориальной  сфере действия 

     По сфере пространственного действия нормы международного права делятся на универсальные, региональные, локальные (партикулярные).

     Характерными чертами универсальных норм международного права являются:

     - неограниченная пространством и временем сфера действия;

     - адресованность всему международному сообществу, отсюда в доктрине появилось название обязательства ergo omnes (обязательства международного сообщества);

     - императивность, обязательность соблюдения всеми субъектами международного права;

     - то, что они входят в общее международное право.

     Универсальные нормы имеют обычно-правовое происхождение и в настоящее время получили широкое закрепление в общих международных договорах, которые по определению Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. «касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоров, объект и цели которых представляют интерес «для международного сообщества в целом» (преамбула). Из характеристики универсальных норм следует, что к ним относятся нормы-принципы, обязательства ergo omnes, вытекающие из основных принципов (например, обязательство не допускать дискриминацию в отношении любого субъекта и на любом уровне), нормы универсальных кодифицирующих конвенций (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и др.).

     Договорные нормы общего международного права не только регламентируют поведение государств в наиболее важных сферах сотрудничества, но и устанавливают режим отдельных территорий, право пользования и распоряжение которыми принадлежит международному сообществу и в силу этого они имеют особый статус «общего наследия человечества» (например, Луна и другие небесные тела в соответствии с Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., дно мировых океанов и морей согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Источником универсальных норм могут быть также многосторонние договоры, заключенные определенным кругом государств, если нормы таких договоров впоследствии получили признание большинства государств. В частности, примером может служить Договор об Антарктике 1959 г., правовой режим, установленный Договором, соблюдается государствами - неучастниками Договора.

     Региональные и локальные (партикулярные) нормы.

     В доктрине международного права в отношении данной группы норм используется различная терминология. В учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко, в монографиях Н.А. Ушакова «Проблемы теории международного права», А.Н. Талалаева «Юридическая природа международных договоров» используют единый термин «локальные нормы». Для определения норм, закрепленных в многосторонних договорах и иных соглашениях с ограниченным количеством участников И.И. Лукашук, различает региональные, партикулярные и локальные нормы в зависимости от вида договора или обычая, в которых они закреплены. Договорная практика государств, позиция Международного суда ООН позволяет отдать предпочтение последней классификации.

     Региональные нормы - это нормы многосторонних договоров, заключенные государствами одного географического района. Впервые термин «региональное соглашение» стал использоваться в Уставе ООН для регламентации соглашений политического характера. Понятие региональных норм с выделением их особенностей было разработано в доктрине международного права.

     Основным признаком региональных норм является то, что они содержатся преимущественно в многосторонних договорах, участниками которых являются государства, принадлежащие к одному географическому району. Общность экономических, политических, культурных интересов таких государств обусловливает их стремление к тесному сотрудничеству, стимулируя заключение региональных соглашений. Менее распространенными являются региональные нормы обычного характера, формируемые в процессе аналогичной практики государств одного географического района.

Информация о работе Нормативная система международного права