Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:17, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть понятие и структуру норм международного права, рассмотреть создание и механизм реализации норм международного права, показать и обозначить специфику классификации норм международного права.
Задачи исследования:
1.Изучить нормы международного права.
2.Рассмотреть классификации норм международного права.
3.Выявить и анализировать проблемы, связанные с особенностями создания и механизмом реализации норм международного права.
Примерами региональных норм могут служить Уставы региональных международных организаций (например, Устав СНГ 1993 г., Устав СЕ 1949 г., Устав НАТО 1949 г.), а также многосторонние соглашения, заключенные государствами-членами в рамках региональных международных организаций (в СНГ - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.). Региональные соглашения могут заключаться государствами вне рамок региональной международной организации, при условии принадлежности к одному географическому региону (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., участниками которой являются Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).
Большой вклад в формирование новых региональных норм вносят Европейские региональные организации: ЕС, СЕ, ОБСЕ. Их функционирование привело к созданию Европейского права - региональной правовой системы, характеризующейся своими принципами и институтами, что объясняется крайней заинтересованностью европейских стран в формировании единого экономического и правового пространства и тесном политическом сотрудничестве. Однако при всем своеобразии Европейской региональной правовой системы она не противоречит общему международному праву, а способствует его совершенствованию и прогрессивному развитию. В частности, такие принципы как уважение прав и свобод человека, справедливость, нерушимость границ, институт международной судебной защиты прав человека впервые были закреплены в европейских правовых документах и конвенциях и впоследствии были подтверждены в документах универсальных международных организаций и кодифицирующих конвенциях.
Партикулярные (локальные) нормы в отличие от региональных норм закреплены в двусторонних соглашениях между государствами. Причем, по мнению В.А. Василенко, спецификой локальных норм является то, что они регулируют отношения между сопредельными государствами. Хотя партикулярные (локальные) нормы имеют преимущественно договорное происхождение, Международный Суд ООН в решении 1960 г. по спору между Индией и Пакистаном указал на возможность складывания локального обычая в результате продолжительной практики между двумя государствами, признанной ими как регулирующей их отношения, создающие основания для взаимных прав и обязанностей.9
Партикулярные (локальные) нормы договорного
и обычного характера, будучи правовой
базой классического международного права,
продолжают оказывать влияние на совершенствование
и развитие современного международного
права. Не являясь нормами общего международного
права, они тесно взаимодействуют с ними.
С одной стороны, партикулярные (локальные)
нормы формируются на основе общих норм,
конкретизируя содержание последних применительно
к условиям двустороннего сотрудничества
между государствами. Например, консульская
конвенция между Республикой Беларусь
и Республикой Польша 1992 г. базируется
на положениях универсальной Венской
конвенции о консульских сношениях 1963
г., внося изменения по взаимному согласию
сторон в регламентацию объема консульских
привилегий и иммунитетов. При этом в Преамбуле
двусторонней конвенции подтверждается,
что вопросы, прямо не предусмотренные
в ней, будут регулироваться Венской конвенцией
1963 г. В рамках двустороннего сотрудничества
легче достичь компромисса по вопросам
не урегулированных нормами общего международного
права либо внести изменения в действующую
общую норму с учетом взаимных интересов
сторон. Последняя в случае последующего
закрепления в договорной практике большинства
государств, будет содействовать появлению
новой нормы общего международного права.
Такой гибкий механизм разработки партикулярных
(локальных) норм способствует прогрессивному
развитию международного права. Вместе
с тем следует учитывать, что, внося изменения
в действующие универсальные нормы, партикулярные
(локальные) нормы не могут им противоречить,
так как первые являются критерием действительности
последних.
2.4
Нормы-цели и нормы-принципы
В зависимости от места норм в нормативной системе и их влияния на процесс международного правотворчества их можно разделить на нормы-цели и нормы-принципы. Цели и принципы относятся к основополагающим фундаментальным нормам международно-правовой нормативной системы, определяющим общедемократическую сущность современного международного права и направления его прогрессивного развития. По справедливой оценке И.И. Лукашука цели и принципы, отражая общечеловеческие интересы и ценности, «воплощают основное идейное содержание нормативной системы, закрепляют идеи относительно того, каким должно быть мировое сообщество... и как оно должно функционировать».10
Хотя нормы-цели и нормы-принципы тесно взаимосвязаны и применяются совместно, между ними существуют отношения соподчиненности. Причем нормами высшего порядка являются нормы-цели. Именно цели определяют содержание и направление развития системы международно-правового регулирования, остальные нормы, включая нормы-принципы, выступают как средства достижения установленной цели. О приоритетной роли норм-целей свидетельствует структура договоров и формулировки, используемые в них. В частности, в уставах международных организаций цели и принципы организации обычно закрепляются в первом разделе (главе) устава, причем цели ставятся на первое место в названии такого раздела (главы), именуемого «Цели и принципы», и закреплены в первых статьях раздела.
В Уставе ООН в разделе «Цели и принципы» первенствующая роль целей подчеркивается следующей формулировкой ст. 2: «Для достижения целей, указанных в статье 1, организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами». Аналогичная формулировка содержится в ст. 3 Устава СНГ 1993 г. Следует подчеркнуть, что, несмотря на тесное взаимодействие целей и принципов, они имеют различную функциональную направленность, по-разному влияя на процесс международно-правового регулирования.
Цель не только определяет содержание модели поведения субъектов, но от правильности выбора целей зависит эффективность ее реализации. Поэтому разработка международного договора начинается с согласования позиций государств относительно норм, определяющих цели данного договора.
Нормы-цели отличаются по сфере действия. Выделяются общие цели, относящиеся ко всей нормативной системе международного права, и конкретные цели, закрепленные в международных договорах, регулирующих определенную сферу сотрудничества. Общие цели закреплены в Уставе ООН и рассматриваются как цели всего мирового сообщества, что подчеркивается в ст. 1 Устава, провозглашающей ООН центром «для согласования действий наций в достижении... общих целей». К ним относятся: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений и принятие соответствующих мер для укрепления всеобщего мира; осуществление международного сотрудничества во всех сферах и поощрения и развития уважения к правам и свободам человека (ст. 1).
Общие цели могут иметь программный характер, определяя новые ориентиры международного сотрудничества, содействуя, таким образом, совершенствованию и прогрессивному развитию международного права. В частности, такие цели содержатся в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., устанавливающей главные направления международно-правового регулирования в третьем тысячелетии. В качестве таковых определяются: мир, безопасность, разоружение, реализация права на развитие и искоренение нищеты, охрана общей окружающей среды, права человека, демократия и благое управление, защита уязвимых групп населения, удовлетворение особых потребностей Африки, укрепление Организации Объединенных Наций.
Конкретные цели закрепляются в преамбуле двусторонних и многосторонних договоров. Причем спецификой обладают уставы международных организаций. Цель организации является обязательным элементом основного содержания и закрепляется в отдельной статье первой главы устава.
Общие и конкретные цели тесно взаимосвязаны при доминирующей роли общих целей, что подтверждается формулировкой преамбул конвенций и двусторонних договоров о приверженности целям и принципам Устава ООН (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием международного терроризма 1999 г., Договор между Республикой Беларусь и Республикой Куба о дружественных отношениях и сотрудничестве 2000 г.). Отношения соподчинения общих и конкретных целей свидетельствуют о системообразующей функции общих целей, включающих нормы двусторонних и многосторонних договоров в систему международного права.
Важную роль играют нормы-цели в реализации договорных прав и обязательств, являясь критериями их правомерности либо устанавливая границы их применения. Так, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. требует, чтобы договор толковался в свете объекта и целей договора (ст. 31), рассматривает как существенное нарушение договора, влекущее возможность его аннулирования, если оно «имеет существенное значение для осуществления объекта и целей договора» (ст. 60), не допускает приостановления действия договора по соглашению между некоторыми участниками, если оно является несовместимым с объектом и целями договора (ст. 58). Ограничительные рамки цели могут установить не только для участников договора, но и для третьих стран - неучастников договора.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. государство не может делать оговорки при подписании, ратификации или присоединении к договору, если они противоречат объекту и целям договора (ст. 19), государство должно воздерживаться от действий, которые бы лишили договор объекта и цели до вступления его в силу, подписав его под условием ратификации. Отсюда вытекает, что сфера регулирования даже конкретных целей достаточно широка и распространяется на отношения с третьими странами, не являющиеся сторонами договоров, в которых такие цели закреплены.
Определяющее действие целей особенно ярко проявляется в отношении международных организаций, чья структура и компетенция обусловлена целями организации, закрепленными в ее уставе. Более того, в современной доктрине международного права, в Консультативных заключениях Международного суда ООН признается с учетом потребностей международной жизни, в интересах достижения целей возможность наделения международных организаций дополнительными полномочиями (подразумеваемой компетенцией), которые не зафиксированы в уставе и иных документах международной организации
Таким образом, нормы-цели играют важную роль в обеспечении функционирования всей нормативной системы международного права.
Принципы являются основополагающим элементом любой нормативной системы как национального, так и международного права. Принципы - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его основы и содержание. Данное определение принципов, приведенное в общей теории права, вполне применимо к межународному праву.
Вместе с тем принципы обладают рядом юридических качеств, отличающих их от других норм международного права. К ним относятся:
1) обычно-правовое происхождение, в отличие от целей, которые зафиксированы в международных договорах;
2) структура: представляют совокупность взаимосвязанных норм;
3) обладают самой широкой сферой применения в отношении как субъектов, так и объектов международного права, регулируя всю систему международных отношений. Этим объясняется их универсальность и общепризнанность;
4) являются нормами высшего порядка, критериями международной законности. Любая норма международного права, независимо от юридической природы (договорная или обычная), становится недействительной, если не соответствует основным принципам;
5) имеют высшую юридическую силу. Они императивны, что означает обязательное соблюдение всеми субъектами международного права;
6) имеют неограниченную временем сферу действия, определяя главные направления развития международного права, что доказывает их программный характер.
В настоящее время комплекс основных принципов международного права в общей форме закреплен в Уставе ООН и включает принципы: равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, невмешательства во внутренние дела государств, право наций на самоопределение, мирного разрешения споров, добросовестного соблюдения международных договоров. Их детальная трактовка содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.
Вместе с тем закрепление основных принципов в международно-правовых документах не означает их трансформацию в договорную норму международного права. Как подчеркнул Международный суд ООН, «принципы остаются обязательными как таковые, несмотря на то, что они были также включены в договорно-правовые постановления». Данное свойство свидетельствует об особой стабильности принципов, о невозможности прекращения или изменения их действия в отличие от договорных норм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, норма
Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами.
Нормы международного права соответственно являются юридически обязательными правилами поведения предусмотренных этими нормами субъектов международных отношений, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению.
В соответствии с методом международно-правового регулирования нормы международного права устанавливаются по взаимному согласию и соглашению между субъектами международных отношений и ими же охраняются путем применения в необходимых случаях принуждения к их соблюдению.
Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм: по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы; по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные; по юридической силе - императивные и диспозитивные; по функциям в системе - материальные и процессуальные.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Нормативная система международного права