Общественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.

Файлы: 1 файл

административное право готова.docx

— 42.94 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Расширение  демократических процессов в  обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через  создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений  множится из года в год.

     «За пять лет только Министерством юстиции  РФ зарегистрировано 2846 общественных объединений (в том числе 85 политических партий и 105 общественных движений). В  целом же по стране органы юстиции  зарегистрировали более 35 тысяч таких  формирований, в том числе почти 1,5 тысячи политических партий».1

     Основа  правового статуса общественных объединений – конституционная  норма о праве граждан на объединение  и гарантированную свободу деятельности общественных формирований.2

     Сложившаяся система общественных объединений  практически охватывает все стороны  жизни общества. Рассматривая общественные объединения как один из субъектов  административного права, следует  подчеркнуть, что это один из фундаментальных  конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5  ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции  Российской Федерации. В этих статьях дана общая  характеристика общественных объединений  как субъектов российского права.

     Более развернутая и конкретизированная характеристика общественных объединений как субъекта, в частности, административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», других федеральных законах, нормативно-правовых актах.

     .

     1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 

     Общественным  объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения, в соответствии со ст.5 Федерального закона «Об общественных объединениях».

     Граждане  вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные  и иные организации. Деятельность таких  объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным  федеральным законодательством.

     Добровольность  формирования – важнейший признак  общественного объединения. При  этом граждане имеют право создавать  по своему выбору общественные объединения  без предварительного разрешения органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления.

     Создаваемые гражданами общественные объединения  либо регистрируются в установленном  порядке и приобретают права  юридического лица, либо функционируют  без государственной регистрации  и приобретения права юридического лица.

     Членами общественного объединения могут  быть физические и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами.

     Законодательство  РФ различает шесть организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, каждое из которых имеет свои особенности:

     1) Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

     Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено  федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

     Высшим  руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий  орган общественной организации  – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или  общему собранию.

     В случае государственной регистрации  общественной организации ее постоянно  действующий орган осуществляет права юридического лица от имени  общественной организации, и исполняет  ее обязанности в соответствии с  уставом.3

     2) Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

     Высший  руководящий орган общественного  движения – съезд (конференция) или  общее собрание. Постоянно действующим  руководящим органом общественного  движения выступает выборный коллегиальный  орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

     В случае государственной регистрации  общественного движения его постоянно  действующий орган осуществляет права юридического лица от имени  общественного движения и исполняет  его обязанности в соответствии с уставом.4

     3) Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

     Руководящий орган общественного фонда формируется  его учредителями и (или) участниками  либо решением учредителей общественного  фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.5

     4) Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.6

     5) Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.7

     6) Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

     Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным  законом. 8 

    2 ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО  СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 

    Конституция Российской Федерации, основываясь  на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.  Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).

     Практика  последнего десятилетия наглядно показала, что успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового  положения. Правовые связи общественных объединений весьма многочисленны  и разнообразны. Это, прежде всего, конституционно-правовые и гражданско-правовые отношения. Значительную группу представляют правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права. Нормы  административного права в ряде случаев определяют цели создания общественных объединений, порядок создания общественного  объединения, включая их государственную регистрацию, права, обязанности и гарантии общественных объединений, порядок приостановления их деятельности, вопросы их административной ответственности, процедуру ликвидации и др.

     Таким образом, нормы административного  права регулируют разнообразные  отношения с участием общественных объединений, и, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования  нормативной правовой регламентации  административно-правового положения  общественных объединений.

     Административно-правовое положение общественных объединений  включает в свою структуру систему  прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и  обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов  социальной ответственности. Административно-правовое положение общественных объединений  – это составная часть их общего правового положения. Поэтому за ним закрепляются те же полномочия, которые присущи общественным объединением в целом. Помимо этого, административно-правовой статус общественных объединений характеризуется  видовым своеобразием, присущими  только ему юридическими правами, обязанностями, гарантиями и формами юридической  ответственности.

     Говоря  об административно-правовом институте  прав, обязанностей и гарантий общественных объединений, можно выделить в нем  разнообразные юридические феномены:

     1. Субъективные конституционные права  и обязанности, гражданско-правовые, административно-правовые и иные  права и обязанности общественного  объединения, вытекающие из закона.

     2. Субъективные права, обязанности,  возникающие на основе определенных  юридических фактов и реализуемые  в рамках конкретизированных  административно-правовых отношений9.

     Административно-правовой статус общественного объединения, с одной стороны, составляет базу становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь  и развиваясь в них, а с другой – непосредственно входит в любой  из правовых статусов в качестве его  важнейший части.

     Следовательно, административно-правовой статус общественного  объединения в Российской Федерации  в самом общем виде можно определить как систему предоставленных  общественному объединению прав и возложенных на него обязанностей, как ответственность общественного  объединения в сфере государственного управления.

     Административная правосубъектность общественного объединения возникает с момента принятия объединением решения о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях»10.

     Правоспособность  общественного объединения как  юридического лица возникает с момента  государственной регистрации данного  общественного объединения и  является, как известно, важным юридическим  свойством любого коллективного  субъекта административного права. В юридической литературе считается, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную  юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т.е. способность быть носителем прав и обязанностей. При этом следует отметить, что объем указанных прав и обязанностей в зависимости от обстоятельств может варьироваться. Однако это не влияет на саму правоспособность, ибо «увеличение или уменьшение круга прав предполагает наличие такого свойства субъекта, как правоспособность»11.

Информация о работе Общественные объединения