Общественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.

Файлы: 1 файл

административное право готова.docx

— 42.94 Кб (Скачать файл)

     Следовательно, административная правоспособность общественного  объединения есть способность быть субъектом прав и обязанностей в  сфере государственного управления. Административная правоспособность общественного  объединения, как было выше замечено, имеет свои особенности, касающиеся ее возникновения и прекращения.

     Объем и содержание административной правоспособности общественного объединения устанавливаются  и изменяются компетентными органами государственной власти в нормах административного права, и ее осуществление  ограничивается рамками государственного управления.

     Административная  правоспособность общественного объединения  служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым  условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей общественного объединения в  конкретных административно-правовых отношениях12.

     Административная  дееспособность общественного объединения  – это признанная за ними способность  своими действиями:

     а) приобретать права и обязанности  административно-правового характера;

     б) осуществлять их. Такая дееспособность включает способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

     Правовые  возможности общественного объединения  в сфере исполнительной власти многочисленны  и разнообразны. Установленные административным законодательством в соответствии с конституционными основами, права  и обязанности этого субъекта закрепляют их отношения и связи  с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.

     Они могут складываться в связи с:

  1. Реализацией принадлежащих общественному объединению по закону прав;
  2. выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;
  3. нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;
  4. нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления13.

     Классификация субъективных прав и обязанностей общественных объединений в сфере государственного управления может быть следующей:

     а) общие права и обязанности  общественного объединения в  сфере государственного управления;

     б) специальные права и обязанности  общественного объединения в  сфере государственного управления, в частности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения  общественной безопасности.

     К группе общих прав и обязанностей общественного объединения в  сфере государственного управления в соответствии с действующим  законодательством относится то, что общественное объединение имеет  право:

    - свободно распространять информацию о своей деятельности;

     - принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

     - проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

     - учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность;

     - представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

     - осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

     - выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

     - участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участи его в выборах).

     В своей деятельности общественное объединение  обязано:

  • соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
  • ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности и указывать действительное место нахождения постоянно действующего руководящего органа, его название и данные о руководителях объединения в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц;
  • представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;
  • допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественное объединение, в ознакомлении с деятельностью объединения.
 

     3 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА  ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ПРОФСОЮЗОВ

     Статус  политических партий непосредственно  определяется Федеральным законом  от 11 июля 2001г. «О политических партиях». Он регулирует реализацию права граждан  РФ на объединение в политические партии, а также особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации таких партий.

     Политическая  партия – общественное объединение, созданное в целях участия  граждан РФ в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления.

     В законе отражены определенные аспекты  административно-правового статуса  политической партии. В частности, закреплен  принцип взаимного невмешательства  органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и невмешательства политических партий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Лица, занимающие государственные и муниципальные  должности, не вправе использовать свое должностное положение в интересах политических партий. Они не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных обязанностей. Структуры политических партий не могут образовываться в государственных органах.

     Хотя  для образования политической партии не требуется решения государственного органа, тем не менее, государство  контролирует создание политических партий в форме их государственной регистрации, осуществляемой в настоящее время органами юстиции. Законом предусмотрены основания отказа в государственной; регистрации политической партии.

     Среди общественных объединений особый статус имеют профсоюзы. Их статус определен  законом РФ от 8 декабря 1995г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

     Профсоюзы – добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

     Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений.

     Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают  с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение.

     Законодательство  об общественных объединениях предусматривает  особые формы регистрационных отношений, возникающих между лицами, ходатайствующими о создании профсоюза, и органов юстиции. Законом о профсоюзах предусмотрена уведомительная государственная регистрация: профсоюзы, объединения, первичные профсоюзные организации в течение месяца со дня образования направляют в Минюст РФ или территориальные органы.

     Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Также могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

     Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. Так, в установленных  случаях расторжение трудового  договора с работником- членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

     Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими  им возможность влиять на формирование властных структур, осуществление их деятельности. Они вправе участвовать  в выборах органов государственной  власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими  партнерами участвовать занятости, медицинского страхования и т.д.

     Помимо  прав, предусмотренных законом о  профсоюзах, их права и гарантии деятельности в области социального  страхования и охраны здоровья, социального  обеспечения, улучшения жилищных условий  работников устанавливаются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов РФ. 

     4 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ  ОБЪЕДИНЕНИЙ  

     Конституция РФ закрепляет право каждого на свободу  совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений. Специальным  актом, определяющим основные параметры  правового положения таких объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях". Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений. Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во-вторых, не допустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан. В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это, прежде всего означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций. На территории РФ не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповедания. Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государственной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства. Регистрация уставов (положений) входит в исключительную компетенцию Министерства юстиции РФ, органов управления в области юстиции субъектов РФ по правилам, установленным законом. Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положений); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности они относятся также к религиозным объединениям. Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами определенных нарушений законодательства о религиозных культах. Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом. При Президенте РФ создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Он является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение взаимодействия с религиозными объединениями и повышение духовной культуры общества.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

     Рассматривая  общественные объединения как один из субъектов административного  права, следует подчеркнуть, что  это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции  РФ. В этих статьях  дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российского  права. Более развернутая характеристика общественных объединений как субъекта административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях», являющимся базовым законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений; а также  в других федеральных законах, нормативно - правовых актах, а также уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.

     Политическая  партия – общественное объединение, созданное в целях участия  граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Их статус определяется Федеральным законом от 11 июля 2001г. «О политических партиях».

     Среди общественных объединений особый статус имеют профсоюзы.

     Профсоюзы – добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях  представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Их статус определен законом РФ от 8 декабря 1995г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».  

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     Нормативные правовые акты 

     1 Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993г. в редакции  от   13.12. 2008г. – М.: Омега, 2010 – 63 стр.;

     2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г.  N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в редакции от  23.07.2008 г.;

     3 Федеральный закон  от 12 января 1996 г.  № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в редакции от 30.12.2008;

Информация о работе Общественные объединения