Следовательно,
административная правоспособность общественного
объединения есть способность быть
субъектом прав и обязанностей в
сфере государственного управления.
Административная правоспособность общественного
объединения, как было выше замечено,
имеет свои особенности, касающиеся
ее возникновения и прекращения.
Объем
и содержание административной правоспособности
общественного объединения устанавливаются
и изменяются компетентными органами
государственной власти в нормах
административного права, и ее осуществление
ограничивается рамками государственного
управления.
Административная
правоспособность общественного объединения
служит основой их административной
дееспособности, являющейся необходимым
условием реализации этой правоспособности,
а также субъективных прав и обязанностей
общественного объединения в
конкретных административно-правовых
отношениях12.
Административная
дееспособность общественного объединения
– это признанная за ними способность
своими действиями:
а)
приобретать права и обязанности
административно-правового характера;
б)
осуществлять их. Такая дееспособность
включает способность общественного объединения
нести ответственность за совершенные
правонарушения в соответствии с действующими
правовыми актами.
Правовые
возможности общественного объединения
в сфере исполнительной власти многочисленны
и разнообразны. Установленные административным
законодательством в соответствии
с конституционными основами, права
и обязанности этого субъекта
закрепляют их отношения и связи
с органами исполнительной власти,
осуществляющими исполнительно-распорядительную
деятельность.
Они
могут складываться в связи с:
- Реализацией
принадлежащих общественному объединению
по закону прав;
- выполнением
возложенных на общественное объединение
обязанностей в сфере государственного
управления;
- нарушением
органами управления (должностными лицами)
прав и интересов общественного объединения;
- нарушением
общественным объединением своих правовых
обязанностей в сфере государственного
управления13.
Классификация
субъективных прав и обязанностей общественных
объединений в сфере государственного
управления может быть следующей:
а)
общие права и обязанности
общественного объединения в
сфере государственного управления;
б)
специальные права и обязанности
общественного объединения в
сфере государственного управления,
в частности в сфере охраны
общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности.
К
группе общих прав и обязанностей
общественного объединения в
сфере государственного управления
в соответствии с действующим
законодательством относится то,
что общественное объединение имеет
право:
-
принимать участие в выработке решений
органов государственной власти и местного
самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных
законодательством;
-
проводить собрания, митинги, демонстрации,
шествия и пикетирования;
-
учреждать средства массовой информации
и вести издательскую деятельность;
-
представлять и защищать свои права, законные
интересы своих членов и участников, других
граждан в органах государственной власти,
органах местного самоуправления и общественных
объединениях;
-
осуществлять в полном объеме полномочия,
предусмотренные законами об общественных
объединениях;
-
выступать с инициативами по различным
вопросам общественной жизни, вносить
предложения в органы государственной
власти;
-
участвовать в избирательных кампаниях
(в случае государственной регистрации
объединения и при наличии в уставе данного
объединения положения об участи его в
выборах).
В
своей деятельности общественное объединение
обязано:
- соблюдать
законодательство, общепризнанные принципы
и нормы международного права, касающиеся
сферы его деятельности, а также нормы,
предусмотренные его уставом и иными учредительными
документами;
- ежегодно
публиковать отчет об использовании своего
имущества или обеспечивать доступность
ознакомления с указанным отчетом, информировать
орган, регистрирующий объединение, о
продолжении своей деятельности и указывать
действительное место нахождения постоянно
действующего руководящего органа, его
название и данные о руководителях объединения
в объеме сведений, включенных в единый
государственный реестр юридических лиц;
- представлять
по запросу органа, регистрирующего объединения,
решения руководящих органов и должностных
лиц объединения, а также годовые и квартальные
отчеты о своей деятельности в объеме
сведений, предоставленных в налоговые
органы;
- допускать
представителей органа, регистрирующего
объединения, на проводимые общественным
объединением мероприятия, оказывать
содействие представителям органа, регистрирующего
общественное объединение, в ознакомлении
с деятельностью объединения.
3
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ПРОФСОЮЗОВ
Статус
политических партий непосредственно
определяется Федеральным законом
от 11 июля 2001г. «О политических партиях».
Он регулирует реализацию права граждан
РФ на объединение в политические
партии, а также особенности создания,
деятельности, реорганизации и ликвидации
таких партий.
Политическая
партия – общественное объединение,
созданное в целях участия
граждан РФ в политической жизни
общества посредством формирования
и выражения их политической воли,
участия в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах,
а также в целях представления
интересов граждан в органах
государственной власти и органах
местного самоуправления.
В
законе отражены определенные аспекты
административно-правового статуса
политической партии. В частности, закреплен
принцип взаимного невмешательства
органов государственной власти
и их должностных лиц в деятельность
политических партий, равно как и невмешательства
политических партий в деятельность органов
государственной власти и органов местного
самоуправления.
Лица,
занимающие государственные и муниципальные
должности, не вправе использовать свое
должностное положение в интересах политических
партий. Они не могут быть связаны решениями
политической партии при исполнении своих
должностных обязанностей. Структуры
политических партий не могут образовываться
в государственных органах.
Хотя
для образования политической партии
не требуется решения государственного
органа, тем не менее, государство
контролирует создание политических партий
в форме их государственной регистрации,
осуществляемой в настоящее время органами
юстиции. Законом предусмотрены основания
отказа в государственной; регистрации
политической партии.
Среди
общественных объединений особый статус
имеют профсоюзы. Их статус определен
законом РФ от 8 декабря 1995г. «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Профсоюзы
– добровольное общественное объединение
граждан, связанных общими производственными,
профессиональными интересами по роду
их деятельности, создаваемое в целях
представительства и защиты их социально-трудовых
прав и интересов.
Профсоюзы
независимы в своей деятельности от органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, работодателей, их объединений,
политических партий и других общественных
объединений.
Профсоюзы
защищают право своих членов на труд,
ведут переговоры и заключают
с администрацией коллективные договоры,
контролируют их выполнение.
Законодательство
об общественных объединениях предусматривает
особые формы регистрационных отношений,
возникающих между лицами, ходатайствующими
о создании профсоюза, и органов юстиции.
Законом о профсоюзах предусмотрена уведомительная
государственная регистрация: профсоюзы,
объединения, первичные профсоюзные организации
в течение месяца со дня образования направляют
в Минюст РФ или территориальные органы.
Профсоюзы
располагают значительными юридическими
возможностями активно влиять на
правотворчество по вопросам защиты
социальных прав и интересов работников.
Также могут вносить предложения о принятии
компетентными государственными органами
законов и иных нормативных правовых актов,
касающихся социально-трудовой сферы.
Профсоюзы
играют важную роль в защите трудовых
прав работников. Так, в установленных
случаях расторжение трудового
договора с работником- членом профсоюза
по инициативе работодателя может быть
произведено только с предварительного
согласия соответствующего профсоюзного
органа.
Профсоюзы
обладают некоторыми правами, обеспечивающими
им возможность влиять на формирование
властных структур, осуществление их
деятельности. Они вправе участвовать
в выборах органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в соответствии с законодательством;
на паритетных началах с другими
партнерами участвовать занятости,
медицинского страхования и т.д.
Помимо
прав, предусмотренных законом о
профсоюзах, их права и гарантии
деятельности в области социального
страхования и охраны здоровья, социального
обеспечения, улучшения жилищных условий
работников устанавливаются соответствующими
федеральными законами, а также законами
субъектов РФ.
4
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ
Конституция
РФ закрепляет право каждого на свободу
совести, свободу вероисповедания.
Граждане могут пользоваться правом
на свободу вероисповедания индивидуально,
а также совместно, путем создания
религиозных объединений. Специальным
актом, определяющим основные параметры
правового положения таких объединений,
является Федеральный закон от 26 сентября
1997 г. "О свободе совести и религиозных
объединениях". Он отражает принципиальные
позиции государства в отношении религиозных
объединений и религиозных объединений
по отношению к государству, а также в
общих чертах виды и объем правосубъектности
этих объединений. Законодательное урегулирование
этих вопросов имеет целью, во-первых,
создать наиболее благоприятные условия
для реализации гражданами права на свободу
вероисповедания, во-вторых, не допустить
злоупотребления этим правом, посягательства
на личность, права и свободы граждан.
В Российской Федерации религиозные объединения
отделены от государства. Это, прежде всего
означает, что государство, хотя и определяет
правовой режим осуществления права на
свободу совести, свободу вероисповедания,
но ни само государство, ни его органы
и должностные лица не вмешиваются в вопросы
определения гражданами своего отношения
к религии, в законную деятельность религиозных
объединений. Они не могут поручать последним
выполнение каких-либо государственных
функций. На территории РФ не могут учреждаться
органы исполнительной власти и государственные
должности, специально предназначенные
для решения вопросов, связанных с реализацией
гражданами права на свободу вероисповедания.
Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания
как акт государственной власти определяет
сущность и некоторые виды религиозных
объединений, а также определяет реквизиты
устава (положения) религиозного объединения.
Государство охраняет законную деятельность
религиозных объединений и в то же время
контролирует соблюдение ими относящегося
к ним законодательства. Регистрация уставов
(положений) входит в исключительную компетенцию
Министерства юстиции РФ, органов управления
в области юстиции субъектов РФ по правилам,
установленным законом. Принципиальным
в статусе религиозных объединений является
то, что они образуются и действуют на
основании своих уставов (положений); не
могут вмешиваться в дела государства;
участвовать в выборах органов государственной
власти и в деятельности политических
партий. Однако могут участвовать в социально-культурной
жизни общества в соответствии с законодательством,
регулирующим деятельность общественных
объединений. Ввиду всеобщности требований
принципа законности они относятся также
к религиозным объединениям. Служители
культа и члены религиозных объединений
признаются субъектами определенных нарушений
законодательства о религиозных культах.
Деятельность религиозных объединений
может быть прекращена по решению общего
собрания учредителей, съезда (конференции),
его образовавших; решением суда, если
деятельность религиозного объединения
противоречит его уставу (положению) и
действующему законодательству. Нарушение
законодательства отдельными членами
религиозных объединений не влечет ответственности
всего объединения в целом. При Президенте
РФ создан Совет по взаимодействию с религиозными
объединениями. Он является консультативным
органом, осуществляющим предварительное
рассмотрение взаимодействия с религиозными
объединениями и повышение духовной культуры
общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая
общественные объединения как один из субъектов административного
права, следует подчеркнуть, что это один
из фундаментальных конституционно-правовых
институтов. Нормы об общественных объединениях
содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст.
30; ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. В этих статьях
дана общая характеристика общественных
объединений как субъекта российского
права. Более развернутая характеристика
общественных объединений как субъекта
административного права содержится в Федеральном законе
от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях»,
являющимся базовым законом, регламентирующим
организацию, статус и деятельность общественных
объединений; а также в других федеральных законах,
нормативно - правовых актах, а также уставах союзов,
ассоциаций и иных объединений граждан.
Политическая
партия – общественное объединение,
созданное в целях участия
граждан РФ в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической
воли, участия в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах, а также
в целях представления интересов граждан
в органах государственной власти и органах
местного самоуправления. Их статус определяется
Федеральным законом от 11 июля 2001г. «О
политических партиях».
Среди
общественных объединений особый статус
имеют профсоюзы.
Профсоюзы
– добровольное общественное объединение
граждан, связанных общими производственными,
профессиональными интересами по роду
их деятельности, создаваемое в целях
представительства и защиты их социально-трудовых
прав и интересов. Их статус определен
законом РФ от 8 декабря 1995г. «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные
правовые акты
1
Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993г. в редакции
от 13.12. 2008г. – М.: Омега, 2010 – 63 стр.;
2
Федеральный закон от 19 мая 1995
г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
в редакции от 23.07.2008 г.;
3
Федеральный закон от 12 января 1996 г.
№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности» в редакции
от 30.12.2008;