Охрана морской среды при разработке нефтяных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 19:01, доклад

Описание работы

Данная тема безусловно достойна внимания, так как в наши дни невозможно игнорировать тот факт, что предсказуемость и гарантированность доступа к энергии и природным ресурсам играют важную роль в современном мире. Энергия и природные ресурсы остаются важными факторами национальной и международной безопасности, как в экономическом, так и политическом контексте.

Файлы: 1 файл

Учреждение образования Федерации Профсоюзов Беларуси.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования Федерации  Профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

 

 

Кафедра публичного права

 

 

Доклад

 

Тема: «Охрана морской среды при разработке нефтяных ресурсов»

по дисциплине Международное экологическое  право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка:

Грицук Валерия Владимировна

Курс 4, группа 936

Факультет юридический

Специальность «Международное право»

Проверила: Воронько, Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Введение

Данная тема безусловно достойна внимания, так  как в наши дни невозможно игнорировать тот факт, что предсказуемость и гарантированность доступа к энергии и природным ресурсам играют важную роль в современном мире. Энергия и природные ресурсы остаются важными факторами национальной и международной безопасности, как в экономическом, так и политическом контексте.

Все серьёзные  случаи загрязнения океана связаны  с нефтью. В результате широко распространённой практики мытья трюмов танкеров, в  океан ежегодно сознательно сбрасывается от 8 до 20 млн. баррелей нефти. Раньше такие  нарушения часто оставались безнаказанными, но сегодня спутники позволяют собрать необходимые улики и привлечь виновных к ответственности.

В настоящее  время наиболее важными объектами  обустройства месторождений нефти  морей являются нефтяные платформы. Их эксплуатация делает актуальной проблему сохранения окружающей морской среды.

В связи с  этим при разработке и эксплуатации нефтяных ресурсов в морском пространстве приоритетными являются направления  по обеспечению безопасности сотрудников, охране окружающей среды, минимизации создания аварийных ситуаций. Данные направления, прежде всего, должны разрабатываться на международном уровне путем разработки и совершенствования законодательства.

Объектом  исследования являются общественные отношения  в сфере сохранения морской среды при разработке нефтяных ресурсов.

Предметом исследования являются международно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения  в сфере сохранения морской среды  при разработке нефтяных ресурсов.

Цель исследования - проанализировать особенности международно-правового регулирования сохранения морской среды при разработке нефтяных ресурсов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть  охрану морской среды при разработке  нефтяных ресурсов;

- проанализировать  источники права, регулирующие вопросы охраны морской среды при разработке нефтяных ресурсов;

- исследовать  практическое применение международно-правовых  основ при разработке нефтяных  ресурсов.

Проблемы охраны морской  среды при разработке нефтяных ресурсов

Специфика общественных отношений в области защиты морей от нефтяного загрязнения обусловлена, во-первых, высокой токсичностью нефти и нефтепродуктов, во-вторых, огромными масштабами оффшорной добычи и перевозки нефти, в-третьих, тем, что российские моря относятся к холодным, замерзающим (значительная часть - к арктическим) морям. Следовательно, в-четвёртых, - экологический вред и экономический ущерб от нефтяного загрязнения морской среды потенциально огромны и в значительной степени невосполнимы.

Морское право - старейшая отрасль международного права, сформировавшаяся в средние века Базовые цели и принципы этой отрасли - обеспечение торговли, перевозок, защита интересов собственников судов и грузов. Даже в модернизированном виде морские конвенции, прежде всего, следуют этому тренду, их приоритетной задачей является сохранение человеческой жизни.

Значительная доля экспортируемой нефти перевозится по морю танкерами.

Кроме нефти на континентальном  шельфе добываются, а затем перевозятся  твёрдые и газообразные полезные ископаемые. Однако попадание этих веществ в морскую среду наносит незначительный экологический вред, поскольку природный газ и твёрдые минералы плохо растворимы в воде и локализуются в море на небольших участках.

Как показывает мировой  опыт, основные страны-производители и потребители нефти испытали на себе существенные негативные последствия загрязнения, причиненного разливами нефти.

Так, в 1989-м году у берегов  Аляски потерпел аварию танкер «Эксон Валдиз», в море попало 40 тысяч тонн нефти, нефтяное пятно разлилось на 2 тысячи квадратных километров, чёрная масса покрыла береговую линию длиной 1500 миль. Авария нанесла огромный урон природному морскому заповеднику у берегов полуострова Аляска.

Обязательства компании-владельца  танкера по ликвидации разлива, возмещению ущерба и выплате штрафных санкций составили к настоящему моменту более 4 млрд. долларов. В результате 1990-м в США был принят федеральный Закон о нефтяном загрязнении (Oil Pollution Act), который обеспечивает безопасность морских перевозок нефти в территориальном море страны до настоящего времени.

Аналогичная ситуация сложилась  в Европейском Союзе (после аварии танкера «Эрика» у берегов  Франции в море попало около 20 тыс. тонн нефтепродуктов, а после аварии танкера «Престиж» у берегов  Испании в море попало 30 тыс. тонн нефти). Ущерб от этих катастроф составил несколько миллиардов долларов. К операциям по ликвидации последствий аварии были привлечены многие государства Европы. В результате Европейский союз был вынужден срочно принимать законодательные и управленческие меры, в результате которых было создано Европейское Агентство Безопасности, приняты новые директивы ЕС по ужесточению требований по безопасности мореплавания и по предотвращению загрязнения. Еще одним правовым результатом указанных аварий стало принятие Международной морской организацией (IMO) мер по усилению требований безопасности танкерных перевозок (вплоть до запрета эксплуатации однокорпусных танкеров), повышения пределов материальной ответственности и компенсаций за ущерб, нанесенный вследствие загрязнения моря и побережья нефтью и нефтепродуктами.

История мореплавания последних  десятилетий знает множество  других региональных экологических  катастроф, вызванных авариями нефтяных танкеров.

Аварийный сброс нефти  носит залповый характер, и его последствия могут быть катастрофическими для окружающей среды. Загрязнение губительно для рыболовства.

Снижается привлекательность  моря в качестве места отдыха, вымирают пляжи, разрушается индустрия туризма. Ликвидация последствий загрязнения  требует привлечения огромных материальных и финансовых ресурсов, затрат человеческого труда.

Аварии, возможные при  добыче нефти во внутренних морях, территориальном  море и исключительной экономической  зоне РФ, а также при транспортировке  по российским морям (Охотскому, Японскому, Каспийскому, Чёрному, Азовскому, Балтийскому, Баренцеву) сотен миллионов тонн нефти и нефтепродуктов в год на протяжении ближайших десятилетий, могут нанести невосполнимый вред биологическим ресурсам, причинить огромный экономический ущерб государству, рыболовецким компаниям и населению.

Не менее опасны для  морской среды и так называемые эксплуатационные загрязнения, вызванные  сбросом в море судовых отходов. Эти сбросы относительно небольшие  по объемам, но они происходят постоянно  и, постепенно отравляя морскую среду, наносят ей не меньший ущерб, чем аварийные разливы нефти. Для российских морей характерна низкая температура воды, и в этих условиях нефтяное загрязнение остается в воде длительное время. Особо важно незамедлительное принятие предлагаемого специального закона в связи с начавшимися масштабными перевозками нефти в российской части Арктики и не менее масштабными планами и проектами морской добычи нефти в этом регионе.

Арктика особо уязвима  ещё и потому, что в настоящее  время отсутствует жёсткое специальное международно-правовое регулирование использования и охраны её ресурсов.

В отличие  от Антарктики, в отношении которой  действует большое число конвенций, все специальные международные  акты, относящиеся к Арктике, носят  характер «мягкого права» (рекомендации, декларации и т.п.).

Основные принципы охраны морской среды при разработке нефтяных ресурсов

Нормативная база и обоснование требований по безопасной разработке нефтяных ресурсов основывался на следующих принципах  охраны морской среды:

- это, как  правило, приоритет прав человека  на благоприятную окружающую  среду;

- суверенитет государств на пользование нефтяными ресурсами в соответствии с национальной политикой;

- предотвращения  загрязнения окружающей среды  от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей  деятельности при помощи новых  технологий;

- взаимодействие  и международное сотрудничество в сфере сохранения морской среды при разработке нефтяных ресурсов;

- безопасность  эксплуатации нефтяных платформ  в течение нескольких лет;

- обеспечения  права на информацию и возможность  защиты прав.

Думаем, в  рамках данной темы важно также отметить, что проектирование верхних строений платформ должно основываться на следующих принципах:

- Обеспечение  безопасности персонала;

- Экономичность,  исходя из их функционального  назначения;

- Эффективность  эксплуатации;

- Обеспечение  технического обслуживания технологических и вспомогательных систем;

- Обеспечение  возможности сооружения и монтажа  платформы в заводских условиях.

Источники, регулирующие ответственность за ущерб окружающей среде при разработке нефтяных ресурсов

Наиболее  важным источником, регулирующим ответственность за ущерб окружающей среде при разработке нефтяных ресурсов, по нашему мнению, является Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий, подписанный в Киеве 21 мая 2003 года.

Целью данного  протокола является определение гражданской ответственности и соразмерного возмещения ущерба, причиненного аварией на трансграничные воды.

Ст. 4 анализируемого Протокола содержит понятие «строгая ответственность», т.е. только за ущерб, причиненный промышленной аварией  при наличии вины нарушителя в пределах суммы реального ущерба:

Опасная деятельность категории A 10 млн. расчетных единиц

Опасная деятельность категории B 40 млн. расчетных единиц

Опасная деятельность категории C 40 млн. расчетных единиц.

Нельзя оставить без внимания Международную конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990г., согласно которой каждая сторона требует от капитана судна или других лиц, ответственных за суда, плавающие под ее флагом, безотлагательно сообщать о любом событии, связанном с их судном, повлекшем сброс, или о возможном сбросе нефти. Эти же лица обязаны безотлагательно сообщать о любом замеченном событии, повлекшем сброс нефти, или о присутствии нефти в море. Лица, ответственные за морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти, безотлагательно сообщают о любом таком событии компетентному национальному органу. По получении сообщения или информации сторона оценивает событие, чтобы определить, является ли оно инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью; оценивает характер, масштабы и возможные последствия инцидента и незамедлительно информирует все государства, интересы которых могут быть затронуты этим инцидентом, о своих оценках и предпринятых действиях.

В соответствии со ст. 6 каждая сторона учреждает национальную систему срочной и эффективной борьбы с инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью. Как минимум эта система включает: комплексный национальный орган или органы; национальный оперативный пункт или пункты связи, которые отвечают за получение и передачу информации; орган, который имеет право от имени государства обращаться за помощью или принимать решение об оказании помощи; национальный план чрезвычайных мер по обеспечению готовности к реагированию. Каждая сторона в пределах своих возможностей индивидуально или посредством двустороннего или многостороннего сотрудничества, совместно с нефтяной промышленностью, судоходными компаниями, портовыми властями и др. учреждает минимальное количество размещаемого в заранее определенном месте оборудования для борьбы с разливом нефти, программу учений, механизм или договоренности о координации борьбы с инцидентами.

Информация о работе Охрана морской среды при разработке нефтяных ресурсов