Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:13, контрольная работа
Международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести, наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для человечества в целом.
В современных условиях особую опасность для мирового сообщества представляют вооруженные конфликты международного характера и немеждународные вооруженные конфликты, в процессе которых совершаются преступные посягательства против жертв таких конфликтов.
Введение 3
I. Основания и формы ответственности государств 4
1.1. Основания международно-правовой ответственности 4
1.2. Виды и формы международно-правовой ответственности 5
II. Международная уголовная ответственность физических лиц 16
Заключение 22
Список использованной литературы
железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41).
В случае если Совет Безопасности сочтёт, что невоенные меры недостаточны, он может применить воздействие вооружёнными силами, которые включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов (ст. 42).
Ответственность международных
организаций имеет ряд
Во-вторых, вопрос об ответственности международных организаций не закреплён повсеместно, а получил отражение лишь в некоторых международных договорах.
Так, в договорах об исследовании
и использовании космического пространства
устанавливается
Ответственность международных организаций устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб в тех случаях, когда международные организации выступают в качестве операторов ядерных установок или операторов ядерных судов.
Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.
Международные организации несут, в основном, материальную ответственность, и на практике существует тенденция сочетания материальной ответственности международной организации и государств:
1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов, то есть претензии об ответственности могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации;
2) установление ответственности
самой организации, в таком
случае претензии
Например, в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий:
а) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объекта;
б) если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причинённого ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств-членов организации.
В теории отмечается, что международные организации могут быть и субъектами международных претензий. Так, в консультативном заключении Международного суда ООН от 11 апреля 1949 года по вопросу о возмещении ущерба, понесённого на службе в ООН, указывалось, что международная организация может выступать с претензией об ответственности за причинённый ей ущерб.
Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств. В этом случае ответственность международной организации зависит от признания её правоспособности на территории государства на основании учредительного акта или соглашения с государством о её штаб-квартире или представительстве.
Известны два вида международно-правовой ответственности: материальная и нематериальная (политическая).
Материальная ответственность
возникает при наличии
Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.
Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причинённого материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция – замена неправомерно уничтоженного или повреждённого имущества аналогичным по стоимости и назначению.
Репарация – это возмещение материального ущерба, причинённого правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.
Репарации следует отличать от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же – это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.
Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта (например, нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Она возникает даже в том случае, если нарушение права не повлекло материального ущерба или иных негативных последствий.
Нематериальная (политическая) ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.
Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).
Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.
Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Приведём в качестве примера меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Были привлечены к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.
Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.
Следует упомянуть и репрессалии, представляющие собой ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые должны быть соразмерными действиям, которыми они вызваны.
От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и
связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).
Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление.
Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций не относится.
По общим правилам международного права возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.
Политическая и материальная
ответственность может
Поскольку абсолютная ответственность основывается на специальных международных договорах, предусматривающих возмещение материального ущерба, возникающего в результате правомерных деяний, большое значение имеет определение понятия "ущерб" по договору. При отсутствии в договоре такого определения рамки ответственности могли бы быть необоснованно расширены.
Международные преступления
относятся к тягчайшим
государств подчеркивается, что "международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление".
Объектом международного преступления могут быть всеобщий мир и международная безопасность, добрососедские отношения между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека.
Впервые в Уставах Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио была дана квалификация преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности как тягчайших международных преступлений. В дальнейшем такую же квалификацию получили геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.). Расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.). Апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.). Применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении применения ядерного оружия для целей войны 1961 г.). Колониализм (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.). В разрабатываемой Комиссией международного права проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества предлагается включить все перечисленные, и ряд других видов международных преступлений. А именно агрессию, угрозу агрессией, вмешательство, колониальное господство, апартеид, наемничество, международный терроризм, геноцид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, незаконный оборот наркотиков и преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.
Международные преступления могут явиться результатом, как действия, так и бездействия. Субъектами международных преступлений и ответственности за их совершение могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут политическую и материальную ответственность, а физические лица - индивидуальную уголовную ответственность.
Основанием привлечения к уголовной ответственности физических лиц является совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.
Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права. Впервые классификация международных преступлений была дана Уставом Международного военного трибунала 1945 г. В соответствии с Уставом все международные преступления можно разделить на три группы:
− преступления против мира – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заговоры, направленные на осуществление любого из вышеперечисленных действий;
− военные преступления, т. е. нарушение законов и обычаев ведения войны. Убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, потерпевших кораблекрушение на море; убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и т. д.;
− преступления против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные по политическим, расовым или религиозным мотивам.
Можно выделить следующие международные преступления:
а) преступления геноцида;
б) преступления против человечности;
в) военные преступления;
г) преступления агрессии.
Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.
Геноцид – это действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или доведения до умственного расстройства; предумышленного создания условий, невозможных для проживания; применения мер, направленных на прекращение деторождения, а также мер по насильственной передаче детей из одной группы в другую. Статья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда.
Информация о работе Ответственность государств и физических лиц за международные преступления