Ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:59, лекция

Описание работы

Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
С середины XX столетия международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления. К последним относятся особо опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и потому негативно воздействуют на всю систему международных отношений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

Тема XII. Ответственность  в международном праве

1. Понятие международно-правовой  ответственности

Международно-правовая ответственность  — это юридическая обязанность  субъекта-правонарушителя ликвидировать  последствия вреда, причиненного другому  субъекту международного права в  результате совершенного правонарушения.

С середины XX столетия международные  правонарушения подразделяются на международные  деликты и международные преступления. К последним относятся особо  опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы  международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и потому негативно воздействуют на всю систему международных  отношений. Международными преступлениями считаются акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального  господства, геноцид, апартеид и т. п. Наметилась тенденция к признанию в качестве международного преступления экоцида, применения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

10. Ответственность физических  лиц

В современном международном праве  признается индивидуальная уголовная  ответственность физических лиц  за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего  наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица — уголовную  ответственность. Совершение лицом  преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной  ответственности. Для наказания  таких лиц применяется как  международная, так и национальная юрисдикция.

Официальный статус лица (глава государства  или правительства) не освобождает  его от уголовной ответственности.

После окончания второй мировой  войны для суда над главными военными преступниками были созданы два  Международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. В вязи с разработкой проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности  за международные преступления. Конвенция  о неприменимости срока давности к военным преступлениям и  преступлениям против человечества 1968 года указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому  государству, на территории которого было совершено преступление и которое  явилось основной жертвой преступления.

11. Ответственность международных  организаций

Ответственность международных организаций  возникает из нарушения ими международных  обязательств, вытекающих из договоров  и других источников международного права. Вопрос об ответственности международных  организаций получил отражение  в некоторых международных договорах. Так, в договорах об исследовании и использовании космического пространства устанавливается ответственность  международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, за ущерб, причиненный этой деятельностью (Договор  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

Ответственность международных организаций  устанавливается также в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб  в тех случаях, когда международные  организации выступают в качестве операторов ядерных установок или  операторов ядерных судов.

Международные организации несут  ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным  организациям и физическим лицам.

В случаях материальной ответственности  международных организаций следует  исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. В  практике наметилась тенденция сочетания  материальной ответственности международной  организации и государств. Здесь  возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации  и государств-членов; 2) установление ответственности самой организации. В первом случае претензии об ответственности  могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности  между своими членами.

В Конвенции о международной  ответственности за ущерб, причиненный  космическими объектами, была установлена  солидарная ответственность, однако при  соблюдении следующих условий: а) любая  претензия о компенсации за ущерб  предъявляется в первую очередь  международной организации, осуществляющей запуск объекта; б) если организация  в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может  поставить вопрос об ответственности  государств — членов организации.

Международные организации могут  быть и субъектами международных  претензий. В Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе в ООН, указывалось, что международная организация может выступать с претензией об ответственности за причиненный ей ущерб. ООН неоднократно предъявляла иски о возмещении причиненного ей ущерба (например, иск к Израилю в 1949 г. в связи с убийством израильскими террористами посредника ООН графа Бернадота и военного наблюдателя ООН полковника Серо), Международная организация может нести ответственность и по международному частному праву, а также по внутреннему праву государств. В этом случае ответственность международной организации зависит от признания ее правоспособности на территории государства на основании учредительного акта или соглашения с государством о ее штаб-квартире или представительстве.

2. Источники права института  международно-правовой ответственности

Ответственность — один из древнейших институтов международного права. История  международных отношений свидетельствует  о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Однако, как  это ни парадоксально, правовые нормы  этого института до сих пор  не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся  на базе прецедентов и судебных решений. Этим же объясняется изобилие теоретических  исследований института международно-правовой ответственности.

Считается, что в международном  праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.

Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного права. 
Провозглашается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.

Особое место в международном  праве занимают вопросы ответственности  физических лиц, выступающих от имени  государства и совершающих действия, которые квалифицируются как  военные преступления и преступления против человечества.

Определение понятия агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, устанавливает, что агрессивная война является преступлением против международного мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность.

3. Субъекты международно-правовой  ответственности

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Физические и самостоятельные юридические  лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

На практике поведение субъектов  международного права выражается в  действиях их органов и должностных  лиц, выступающих именно в этом качестве. Государство за их действия отвечает в принципе всем национальным достоянием, а физические и юридические лица — лишь в пределах своего имущества. При этом не имеет значения, принадлежит  ли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной  власти, а также является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим  в рамках структуры государства, носят ли функции органа международный  или внутренний характер.

Государство несет ответственность  за деятельность своих органов и  должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным  правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если дипломатический  представитель совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, ответственность  за это несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных  сил.

Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что  это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного  государства или осуществляли прерогативы  государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и  при обстоятельствах, которые оправдывали  осуществление таких прерогатив.

4. Виды и формы международно-правовой  ответственности

Известны два вида международно-правовой ответственности: политическая и материальная.

Политическая ответственность  выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны  в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны.

Следует упомянуть и такую форму  политической ответственности, как  ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются  репрессалиями (например, задержание рыболовного  судна за незаконный лов рыбы, наложение  ареста на имущество или его конфискация  и т. п.). Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

От репрессалий следует отличать реторсии — ответные акции в связи  с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное  заявление).

От индивидуальных репрессалий  следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие  санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении  экономических отношений, функционирования коммуникаций — транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) — действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).

Известны резолюции Совета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в  отношении ЮАР, проводившей политику апартеида).

Санкции, выражавшиеся в ограничении  суверенитета, были применены после  второй мировой войны в отношении  Германии и Японии (оккупационный  режим, ограничение права иметь  вооруженные силы и др.). В 1993 году Совет Безопасности ООН единогласно постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами, совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии.

Принцип соразмерности репрессалий  не распространяется на санкции, которые  по существу могут представлять собой  форму наказания субъекта, совершившего международное преступление.

Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства  имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций  не относится.

Материальная ответственность  выражается в обязанности возместить материальный ущерб, что может реализовываться  в форме реституции (восстановления материального положения, существовавшего  до правонарушения) или репарации (денежной или иной компенсации убытков  потерпевшему).

В период, когда война считалась  законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуции  — взимание победителем с побежденного своих военных издержек.

Информация о работе Ответственность в международном праве