Ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:59, лекция

Описание работы

Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
С середины XX столетия международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления. К последним относятся особо опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и потому негативно воздействуют на всю систему международных отношений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.

Исключительно на основании договоров  возникает такая разновидность  материальной ответственности, как  абсолютная, или объективная, ответственность. Речь в данном случае идет об ответственности, возникающей вне зависимости  от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности.

Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную  связь между действием (бездействием) и ущербом.

Существует понятие договорного  ограничения абсолютной материальной ответственности по сумме, подлежащей возмещению. В договоре почти всегда указывается предельная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате  пострадавшей стороне. Например, максимальная сумма возмещения предусмотрена  по Конвенции о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным  судном третьим лицам на поверхности, 1952 года (в результате падения воздушного судна).

В этих случаях пострадавшая сторона  не может претендовать на получение  суммы, превышающей установленный  предел, даже если фактический ущерб  превышает эту сумму. Вместе с  тем максимальный предел выплачивается  не автоматически: если сумма доказанного  ущерба ниже этого максимума, пострадавшая сторона может претендовать на получение только ее.

Договорное ограничение ответственности  по сумме представляет собой своего рода протекционизм по отношению  к использованию техники, являющейся источником повышенной опасности, но необходимой  в интересах людей (авиация, атомная  энергетика и т. п.). В этом случае происходит распределение бремени убытков, возникающих в результате ущерба, между потерпевшей стороной и эксплуатантом источника ущерба.

Договорное установление абсолютной ответственности гарантирует возмещение ущерба пострадавшим даже в том случае, если причинитель ущерба ссылается  на то, что все его действия не являлись нарушением права.

5. Основания возникновения международно-правовой  ответственности

Политическая ответственность  возникает из факта нарушения  нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта (например, нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Она возникает  даже в том случае, если нарушение  права не повлекло материального  ущерба или иных негативных последствий.

Материальная ответственность  возникает при наличии совокупности факторов: нарушения нормы международного права, возникновения имущественного ущерба в результате правонарушения и существования непосредственной причинной связи между правонарушением  и этим ущербом.

В теории международного права нет  единого мнения о применимости в  этой правовой системе понятия вины. Одни ученые считают, что вместо термина  «вменение вины» следует использовать термин «присвоение субъекту поведения, представляющего собой нарушение  международного обязательства». Другие исходят из необходимости использования  понятия вины, которое в международном  праве, в отличие от систем внутреннего  права, имеет свою специфику, выражающуюся в том, что виной следует признавать сам установленный факт международно-противоправного  деяния. Вменение вины в этом случае выражается в заявлении потерпевшего о факте правонарушения и о  возникновении ответственности (необходимо учитывать и то, что на незначительные правонарушения одного субъекта другие могут не реагировать и вменения вины не происходит, то есть ответственность  не реализуется, хотя в принципе она  возникает в момент правонарушения). При отсутствии противоправного  деяния вменение вины неосновательно.

Политическая и материальная ответственность  может возникать одновременно в  результате одного и того же правонарушения: политическая — за сам факт нарушения  права, а материальная — за возникший  при этом имущественный ущерб.

Поскольку абсолютная ответственность  основывается на специальных международных  договорах, предусматривающих возмещение материального ущерба, возникающего в результате правомерных деяний, большое значение имеет определение  понятия «ущерб» по договору. При  отсутствии в договоре такого определения  рамки ответственности могли  бы быть необоснованно расширены. Например, по Конвенции о международной  ответственности за ущерб, причиненный  космическими объектами, 1972 года предусматривается выплата компенсации за ущерб, выразившийся в лишении жизни, телесном повреждении или ином повреждении здоровья либо в уничтожении или ином повреждении имущества государств, физических или юридических лиц и международных организаций. В частности, если человек перенес испуг от падения части космического объекта на Землю, но это не повлекло расстройства здоровья, то материальной ответственности не возникает; если часть космического объекта упала на участок земли, не повредив имущества, то возмещения владельцу участка не причитается, и т. п.

6. Реализация ответственности

Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. Нарушение международного обязательства  имеет место лишь в том случае, когда поведение субъекта (действие или бездействие) не соответствует  тому, что требуется от него по соответствующему обязательству. При этом не имеет  значения, носит это обязательство  договорный или обычно-правовой характер. Соответственно большое значение придается  государствами контролю за соблюдением  партнерами по международным договорам  своих обязательств и международного права в целом.

В случае установления факта правонарушения (при абсолютной ответственности  — факта причинения материального  ущерба) потерпевшая сторона предъявляет  претензию. Предъявителем претензии  может быть только непосредственно  потерпевший субъект международного права.

В случае совершения международного преступления претензии к правонарушителю  могут быть предъявлены любым  государством или группой государств.

Претензия может быть выражена в  заявлении (часто публикуемом в  печати) официального органа или лица, в дипломатическом представлении (чаще всего в официальной ноте), в ином письменном обращении правительственных  органов потерпевшего субъекта. В  любом случае важна доказанность вины правонарушителя, а в соответствующих  случаях — суммы материального  ущерба. Недостаточно обоснованные претензии  порождают международные споры, а необоснованные претензии могут  быть расценены как недружественный  акт и повлечь реторсии. Поэтому  необходимо давать в таких случаях  точное и достоверное толкование нормы права, которая, по мнению потерпевшей  стороны, была нарушена. В этом одно из практических значений института  толкования международных договоров. Искусство толкования — залог  доказательности возникновения  ответственности.

Сумма материального возмещения подлежит документированному обоснованию и  подтверждению. Все материалы претензии  по дипломатическим каналам направляются субъекту-правонарушителю.

В практике международных отношений  нередки случаи политических заявлений  об ответственности государства  за те или иные действия. Если за этим не следует официального требования о признании ответственности  и принятии мер, то такие заявления  носят предупредительный характер. Очевидно, такая практика дала основание  ряду ученых выделить третий вид международно-правовой ответственности — моральной. Однако следует учесть, что политическая ответственность возникает из факта  правонарушения в любом случае, даже если она не реализуется в виде формальной претензии. Поэтому различение политической и моральной ответственности  вряд ли целесообразно.

Принудительной реализации ответственности  международное право в принципе не предусматривает, за исключением  коллективных санкций по решениям Совета Безопасности ООН. Иногда репрессалии  также относятся к принудительной форме реализации ответственности. 
7. Обстоятельства, освобождающие от ответственности

Освобождение от ответственности  — это снятие с субъекта обязанности  ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.

К обстоятельствам, освобождающим  от ответственности, традиционно относится  вина самой потерпевшей стороны. Эта вина может выразиться в совершении действий с намерением вызвать наступление  материального ущерба вследствие противоправного  действия другого субъекта, а также  в форме грубой небрежности или  упущения самой потерпевшей стороны. Например, государство получает информацию о готовящейся провокационной акции  в отношении его посольства, но не сообщает об этом властям страны пребывания посольства. Ответственность  государства пребывания в случае совершения такой акции в принципе возникает за нарушение обязанности  обеспечить неприкосновенность посольства иностранного государства. Однако если будет доказано, что посольство знало  о готовящейся акции и не сообщило об этом властям пребывания, то это  поведение посольства может рассматриваться  как обстоятельство, освобождающее  государство пребывания от ответственности  за возмещение ущерба.

К освобождающим от ответственности  обстоятельствам относится форс-мажор (непреодолимая сила), то есть не поддающиеся  контролю непредвиденные внешние события  чрезвычайного характера: стихийные  явления, эпидемии, эпизоотии, вооруженные  конфликты, гражданские беспорядки и т. п. Например, если из-за неожиданно ухудшившихся метеоусловий воздушное судно нарушило границу иностранного государства, государство регистрации воздушного судна сошлется на форс-мажор как на основание для освобождения от ответственности.

Высказывается точка зрения, что  к обстоятельствам, освобождающим  от ответственности, следует относить состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных действий продиктовано угрозой жизненным  интересам субъекта-делинквента.

Освобождающие от ответственности  обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают  квалификацию деяния в качестве деликтного, хотя в результате этого деяния и  была нарушена норма международного права. К ним относятся согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое международным правом действие в ответ на противоправное деяние самого потерпевшего субъекта (например, самооборона, репрессалии).

Комиссия международного права  ООН считает целесообразным объединить обстоятельства, освобождающие от ответственности, а также факты и действия, исключающие  квалификацию деяния в качестве правонарушения, в одно общее понятие — «обстоятельства, исключающие противоправность».

8. Кодификация института международно-правовой  ответственности

Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в  разные периоды отдельными учеными-юристами, научными учреждениями, неправительственными и межправительственными организациями, включая Лигу Наций. Ни одна из этих попыток не привела к появлению универсальной международной конвенции.

Первоначально кодификаторы уделяли  основное внимание материальной ответственности  за ущерб, причиненный личности и  имуществу иностранных граждан  и иностранному капиталу. Со второй половины XX столетия центр тяжести  переносится на проблемы ответственности  за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

С 1956 года кодификация норм института международно-правовой ответственности проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Работа до настоящего времени не завершена, но Комиссия рассмотрела и приняла в предварительном порядке целый ряд статей, в которых решаются вопросы относительно возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема, реализации международной ответственности и урегулирования споров.

На данном этапе Комиссия ограничила свою задачу лишь ответственностью государства, не касаясь ответственности других субъектов международного публичного права. Она решила также рассматривать  ответственность только за международно-противоправные деяния. Что касается ответственности  за вредные последствия действий, не составляющих международного правонарушения, то с 1980 года Комиссия работает над проектом специальной конвенции по этому вопросу.

9. Ответственность за международные  преступления

Международные преступления относятся  к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования  государств и народов, подрывающим  основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности. В подготовленном Комиссией международного права проекте статей об ответственности  государств подчеркивается, что «международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего  для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается  как преступление перед международным  сообществом в целом, составляет международное преступление».

Объектом международного преступления могут быть всеобщий мир и международная  безопасность, добрососедские отношения  между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека.

Впервые в Уставах Международных  военных трибуналов в Нюрнберге  и Токио была дана квалификация преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности как тягчайших международных  преступлений. В дальнейшем такую  же квалификацию получили геноцид (Конвенция  о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении применения ядерного оружия для целей войны 1961 г.), колониализм (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.)- В разрабатываемый Комиссией международного права проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества предлагается включить все перечисленные и ряд других видов международных преступлений, а именно агрессию, угрозу агрессией, вмешательство, колониальное господство, апартеид, наемничество, международный терроризм, геноцид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, незаконный оборот наркотиков и преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Информация о работе Ответственность в международном праве