Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:57, реферат
Проблема соотношения промышленной политики и антимонопольного регулирования занимает важное место в теоретических дискуссиях и в практической деятельности государственных органов. В спектре различных мнений - две взаимоисключающие крайности. Одни ведущую роль в ускорении темпов экономического роста признают за промышленной политикой. Антимонопольная же политика, с их точки зрения, создавая дополнительные и зачастую ненужные ограничения функционирования рынка, оказывает деструктивное воздействие на экономику. Другие отводят главную роль конкурентной политике, в то время как промышленная политика, нацеленная на предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам, считают они, лишает стимулов к повышению эффективности производства.
Политика
поддержки конкуренции и
Проблема
соотношения промышленной политики
и антимонопольного регулирования
занимает важное место в теоретических
дискуссиях и в практической деятельности
государственных органов. В спектре
различных мнений - две взаимоисключающие
крайности. Одни ведущую роль в ускорении
темпов экономического роста признают
за промышленной политикой. Антимонопольная
же политика, с их точки зрения, создавая
дополнительные и зачастую ненужные
ограничения функционирования рынка,
оказывает деструктивное
В
зарубежных странах антимонопольное
регулирование насчитывает
Развитие
антимонопольного регулирования в
США, Японии, странах ЕС характеризуется
переходом от жесткой антимонопольной
политики запретов и предписаний
к более широко понимаемому антимонопольному
регулированию как составной
части конкурентной политики, к пониманию
места антимонопольной
Политика,
направленная против возникновения
монополий, сменяется более гибким
подходом — против не монополий
вообще, а против последствий монополизации.
Считается, что негативные последствия
может вызывать деятельность не только
монополий, но и формально не монополий,
и что положительные
В
современную эпоху
США
В антитрестовском регулировании США на всей истории его развития происходила и продолжает происходить дискуссия между двумя ведущими экономическими школами –
Чикагской и Гарвардской. Каждая школа отстаивает свое видение конкурентного процесса и роль государства в его осуществлении. В каждый период экономической жизни США вверх одерживает то одно, то другое направление. В этом, однако, прослеживается определенная закономерность, связанная с тем, какой точки зрения придерживается государственное регулирование в целом.
Чикагское направление отражает более радикальный взгляд и на антимонопольную политику, и на взаимоотношения между конкурентной и промышленной политикой.
Чикагская школа считает, что соображения эффективности представляют собой единственный критерий для проведения политики поддержки конкуренции, а все остальные соображения, в том числе и аргументы промышленной политики, не должны иметь места.
В Чикагской школе приоритет отдается конкурентной политике. Промышленная политика
должна следовать за предписаниями антитреста и не должна выдвигать противоречащих
целей или инструментов.
Гарвардское направление
предусматривает более
баланса интересов между промышленной и конкурентной политикой. Промышленная
политика должна учитывать требования развития и поддержания конкуренции на
рынках. Однако и антимонопольное регулирование должно принимать во внимание внеконкурентные цели и потребности национальных интересов, отражаемые в специфических аспектах промышленной политики.
Ослабление Гарвардской традиции и усиление Чикагского направления привело к
существенным изменениям не только в самой антимонопольной политике, но и в соотношении промышленной политики и политики поддержки конкуренции. Начиная с 1980-х гг. наблюдается снижение агрессивной превентивной конкурентной политики, ограничивающей господство фирм над рынками, что выразилось в некотором смягчении жесткой антимонопольной политики и государственной поддержке кризисных отраслей, а также отраслей, страдающих от иностранной конкуренции. Происходит постепенный отход от жесткой ограничительной антитрестовской политики, осуществляемой без учета интересов промышленной политики, в пользу более взвешенного варианта, в частности, принимаются специальные исключения из общих антитрестовских правил для фирм, действующих в области НИОКР.
В процессе развития законодательство США выработало критерии для согласования
целей промышленной и конкурентной политики. Как известно, повышение эффективности отраслей, в частности через стимулирование крупномасштабного производства, очень часто сопровождается увеличением долей фирм на товарных рынках, что при использовании только формального критерия означает усиление отраслевой монополизации.
Именно критерий эффективности, а не соответствия формальным конкурентным характеристикам используется для оценки степени законности деятельности монополиста.
Особое место в хозяйственном механизме США занимают вопросы федеральной
контрактной системы –
формирование и распределение
частных экономических агентов для выполнения особых программ в экономике. Повышение значимости конкурентных принципов и роли конкурентной политики в системе контрактации в последние годы выразилось в том, что произошло уравнивание в
правах на госзаказы между различными субъектами экономики.
Во внешнеторговой политике США изначально придерживались мягкого Чикагского
подхода. Даже когда на внутренних
рынках преобладало жесткое
с целью недопущения монопольных эффектов и злоупотреблений доминирующим положением, все внешние взаимодействия находились в рамках политики поощрения или, по крайней мере, благожелательного нейтралитета по отношению к крупным американским транснациональным компаниям, которые стремятся к созданию доминирующего положения американского бизнеса на международных рынках. Как и прежде, конкурентное законодательство США не играет почти никакой роли в регулировании международной деятельности фирм, если их рыночная власть распространяется только на внешние рынки.
Эффективность отдельных видов промышленной политики может иметь отрицательный
побочный эффект для антимонопольного регулирования. Так, законы о распространении
информации в США, направленные на увеличение прозрачности ценообразования
в отраслях и недопущение монопольных ситуаций на основе информационной асимметрии, привели к распространению практики параллельного ценообразования – формированию одинаковых цен на схожую (или даже идентичную) продукцию крупными компаниями – олигополистами без заключения явного или тайного соглашения между ними. Это явление теоретически было проанализировано еще Э. Чемберлином и получило название «сознательного параллелизма».
Итак, для США характерны
следующие особенности
и конкурентной политики. Отслеживание спорных вопросов и урегулирование потенциальных разногласий наблюдается официально на самых высоких уровнях разработки направлений развития двух видов политик. Хотя формально подобные согласования не оформляются в виде государственных документов, в программных документах развития промышленной политики, как правило, содержатся положения, касающиеся влияния того или иного мероприятия на конкурентную среду соответствующих отраслей, а руководства по антимонопольной политике включают в себя принципиальные подходы к изъятию из антимонопольного законодательства в случаях, благоприятствующих целям промышленной политики.
Германия
До 1960-х гг. в Германии
проводилась строгая
жесткие меры были направлены против картелей.
Согласно Закону 1957 г. «Против ограничений конкуренции», в Германии предпринимались самые жесткие меры против картелей и других видов ограничительного
поведения на рынках. Однако в последующие годы были приняты поправки, существенно смягчившие первоначальный вариант законодательства.
В частности, из антитрестовского регулирования были изъяты картели, способствующие
рационализации производства и проведению структурной политики государства, и картели малых фирм.
Фактически с 1960-х гг. в Германии происходит постепенный отказ от жесткой
конкурентной политики в пользу более гибкого подхода к монопольным явлениям на
основе широких целей промышленной политики. Так, с 1966 г. наблюдается целенаправленная поддержка высокотехнологичных отраслей, а в 1970-х гг. проводятся крупномасштабные субсидии кризисным отраслям. С 1980-х гг. осуществляется широкая приватизация и происходит поощрение экспортных картелей, слияний и поглощений национальных фирм с целью создания компаний, способных противостоять глобальной конкуренции.
В эти же годы наблюдается
переход от жестких формально-
концентрации и
подходу на основе реальной результативности рынков. В то же время разрабатываются
более широкие критерии допустимого
поведения и стандарты
процедуры слияний и поглощений. В отличие от законодательства США, где
нормы антиконкурентной деятельности расплывчаты и неопределенны, а все вопросы
решаются через судебные прецеденты, в Германии была выработана строгая система конкурентных норм, базирующаяся на представлении об эффективном конкурентном
порядке в экономике.
С 1999 г. в Германии действует новая редакция Закона против ограничения конкуренции,
которая предусматривает существенное расширение ситуаций изъятия из общего
правила запрета той или иной деятельности. Так, например, не подлежат запрету соглашения между конкурентами, предметом которых являются:
– условия ведения дела, поставки или оплаты (кроме вопросов ценообразования);
– специализация экономической деятельности;
– сотрудничество между малыми и средними предприятиями.
Осуществление антимонопольного регулирования отдано в функцию двух самостоятельных органов. Федеральная картельная служба, являясь частью министерства экономики,
отвечает за выявление злоупотреблений доминирующим положением и принятие
соответствующих мер, причем некоторые вопросы входят в компетенцию самого
федерального министерства экономики. Монопольная комиссия Германии представляет
собой независимую исследовательскую организацию, разрабатывающую перспективные
программы развития конкуренции на товарных рынках, главная функция которой состоит в предупреждении монопольных эффектов.
Франция
Во Франции традиционно господствовала точка зрения на необходимость активной
промышленной политики в качестве основного инструмента экономического роста. В
связи с этим многие структурные явления рынков, которые в других странах попадали в
разряд антиконкурентных, во Франции поощрялись или, по крайней мере, не ограничивались.
Например, в 1960-х гг. Франция всемерно способствовала крупномасштабным слияниям с целью повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках. Проводилась доктрина «национальных лидеров» – поощрение крупных
фирм в ключевых отраслях экономики, которые могли стать «пионерами» и «двигателями» национальной экономики. Поэтому до 1980–90-х гг. имело смысл говорить о промонополистической промышленной политике государства, в рамках которой конкурентная политика не играла существенной роли или играла роль только в отношении зарубежных компаний, когда возникало подозрение на злоупотребление ими доминирующим положением, которое понималось скорее как ущемление интересов национальных компаний, чем как реальная ситуация доминирования на французских рынках.
Информация о работе Политика поддержки конкуренции и промышленная политика в зарубежных странах