Понятие и природа международно-правовых санкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

В этой работе бедует раскрыто - понятие и природа международно-правовых санкций, их отличие от международно-правовой ответственности, будут охарактеризованы виды и формы международно-правовых санкций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Понятие и природа международно-правовых санкций……………….5
1.1. Юридическая природа международно-правовых санкций……………...5
1.2. Понятие международно-правовых санкций. Соотношение международно-правовой ответственности и международно-правовых санкций и их отличия…………………………………………………………......8
Глава II. Виды и формы международно-правовых санкций………………….11
2.1. Реторсии, репрессалии, разрыв и приостановление дипломатических отношений, самооборона………………………………………………………..11
2.2. Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций……………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

международное право.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

    Каждое государство  имеет право охранять свои  интересы всеми допустимыми правом  средствами, в том числе мерами  принудительного характера. Одной  из форм принуждения в международном  праве являются международно-правовые  санкции.

    Исторически санкции  первоначально применялись в  порядке самопомощи. По мере усложнения  системы международных отношений  появилась потребность в более  тесной интеграции государств. Создается  система международных организаций, имеющих функциональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение  носит вторичный и специальный  характер. Будучи элементом правосубъектности  международной организации, право  на принуждение означает возможность  применять принудительные меры  только в тех сферах межгосударственных  отношений, которые относятся к  компетенции организации и лишь  в определенных уставом пределах.

    Санкции - это принудительные  меры как вооруженного, так и  невооруженного характера, применяемые  субъектами международного права  в установленной процессуальной  форме в ответ на правонарушение  с целью его пресечения, восстановления  нарушенных прав и обеспечения  ответственности правонарушителя.

    Санкции не  могут иметь превентивного действия; их цель — защита и восстановление  уже нарушенных прав субъектов  международного права. Никакие ссылки  на национальные интересы государства  в качестве оправдания применения  санкций не допускаются.

    Нужно отметить, что характер международно-правовых  санкций могут носить лишь  меры, применяемые только в ответ  на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта  на недружественный акт, пусть  даже и совпадающие по форме  с таковыми, санкциями не являются.

    Международно-правовая  ответственность — один из  старейших институтов международного  права, сложившийся на базе обычно-правовых  норм. Принятие в 2001 г. резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН, которая  в качестве приложения содержит  документ «Ответственность государств  за международно-противоправные  деяния», было обусловлено эволюцией  этого института в самостоятельную  отрасль международного права. [6]

  Международно-правовая  ответственность - это юридическая  обязанность субъекта международного  права ликвидировать вред, причиненный  им другому субъекту или субъектам  международного права в результате  нарушения международно-правовой  нормы, или обязанность возместить  материальный ущерб, причиненный  в результате действий, не составляющих  нарушения международно-правовой  нормы, если такое возмещение  предусматривается специальным  международным договором.[7]

    Международно-правовые  санкции, в отличие от большинства  видов внутригосударственных санкций, не являются формой международной  ответственности (категории международного  права не всегда идентичны  понятиям национального законодательства), а скорее мерой обеспечения  международной ответственности. Целью  санкций является прекращение  международного правонарушения, восстановление  нарушенных прав и обеспечение  осуществления ответственности. Отсюда, основанием применения санкций  является отказ прекратить неправомерные  действия и выполнить законные  требования потерпевших субъектов.

  Из всего вышесказанного, вытекают отличия санкций в  международном праве от международно-правовой  ответственности.

  Санкции в международном  праве отличаются от ответственности  следующими чертами:

      • санкции - это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность  может выступать в форме самоограничений  правонарушителя;

      • санкции, как правило, применяются до реализации  мер ответственности и являются  предпосылкой ее возникновения. Целью санкций является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности;

      • санкции  применяются в процессуальном  порядке, отличном от того, в каком  осуществляется международно-правовая  ответственность;

      • санкции  являются правом потерпевшего  и выражаются в формах, свойственных  этим правомочиям. Их применение  не зависит от воли правонарушителя;

      • основанием  применения санкций является  отказ прекратить неправомерные  действия и выполнить законные  требования потерпевших субъектов.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Виды и формы международно-правовых санкций.

 

  Различают санкции, осуществляемые  в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных  организаций.

 

2.1. Реторсии, репрессалии, разрыв и приостановление дипломатических  отношений, самооборона.

  Санкциями, осуществляемыми  в порядке самопомощи, являются  реторсии, репрессалии, разрыв или  приостановление дипломатических  или консульских отношений, самооборона.

  Реторсии — это  ответные принудительные меры  субъекта, направленные на ограничение  охраняемых международным правом  интересов другого государства  и применяемые в ответ на  правонарушение. Когда реторсии  применяются в ответ на недружественный  акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но  правомерное с точки зрения  международного права поведение), они санкциями не являются.

    В случаях, когда  в каком-либо государстве необоснованно, дискриминационным порядком, устанавливаются  ограничения, наносящие урон интересам  другого государства или правоспособности  его граждан и юридических  лиц, последнее имеет право на  применение ответных мер, которые  именуются в международном частном  праве и практике международных  отношений реторсиями. Реторсии, как  следует из вышеупомянутого, представляют  собой ограничения в правах  физических и юридических лиц  другого государства или иные  мероприятия (например, введение визового  контроля въезда для граждан  соответствующего государства в  противодействие отмене последним  безвизового передвижения по  его территории для граждан  первой страны и т.п.), возникшие  в качестве ответа на действия  первого государства. Не случайно  поэтому, что реторсию именуют  иногда также обратной взаимностью.

    Возможность обращения  к реторсии большей частью  устанавливается законодательными  средствами. Так, в российском праве  нормы о реторсиях содержатся  в ряде источников права. В  Основах гражданского законодательства 1991 г. указывается, что «Правительством  СССР могут быть установлены  ответные ограничения в отношении  граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности советских граждан и юридических лиц» (ст. 162). Аналогичные и конкретизирующие общую норму предписания зафиксированы в Федеральном законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 16 октября 1995 г.: «В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, а также в случае невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией Правительство Российской Федерации вправе вводить ответные меры в области внешнеторговой деятельности в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц» (ст. 34).[8]

  Сходным образом решается  рассматриваемый вопрос и в  законодательных актах других  стран.

 

    Экономические  формы реторсий:

 

      • Международная  практика выработала следующие  формы реторсий: установление ограничений  на импорт товаров из государства-нарушителя;

      • повышение  таможенных пошлин на товары  из этого государства;

      • введение  системы квот и лицензий на  торговлю с данным государством;

      • предъявление  завышенных требований к товарам  и компаниям из страны-нарушителя;

      • повышение  налоговых платежей и др.

      • национализация  собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан.

 

  

 Политические формы  реторсий:

 

  Политическими формами  реторсий являются всевозможные  ограничения, устанавливаемые для  дипломатов и граждан государства-нарушителя;

      • отзыв  дипломатического представителя  из государства-нарушителя;

      • объявление  сотрудников дипломатического представительства  государства персонами non grata;

      • отмена  запланированных визитов руководителей  и т.д.

  Репрессалии — это  ответные принудительные меры, направленные  на ограничение прав другого  государства, совершившего правонарушение.      Современное международное право  запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые  рассматриваются как акты агрессии.

 

    Экономические  формы репрессалий:

 

      • эмбарго - запрет продавать имущество  и технологии на территорию  страны-нарушителя;

      • бойкот - запрет покупать и ввозить  на территорию имущество, происходящее  из данного государства;

      • замораживание  вкладов страны-нарушителя в своих  банках;

      • изъятие  своих вкладов из банков нарушителя.

    К политической  форме репрессалий следует относить:

      • денонсацию  или аннулирование договоров  с этим государством;

      • непризнание - отказ государства признавать  ситуации или действия, порожденные  неправомерными с точки зрения  международного права актами  правонарушителя.

        Непризнание  имеет несколько основных форм:

      • отказ  государства признавать юридическую  силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного  применения силы или противоречащих  общепризнанным принципам международного  права;

      • отказ  признавать фактические ситуации, создавшиеся в результате неправомерных  действий (например, непризнание территориальных  изменений, происшедших в результате  агрессии);

      • отказ  признавать противоправный режим  в данном государстве и др.

       Самостоятельный  вид санкций образуют разрыв  или приостановление дипломатических  и консульских отношений. Эти  меры представляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпевшим  государством дипломатических и/или  консульских связей. При этом  разрыв дипломатических отношений  не означает автоматического  разрыва консульских отношений. Замечу, что данные меры могут  применяться и в ответ на  недружественный акт, но тогда  они не имеют характера санкций.

    С принятием  Устава ООН можно считать окончательно  установившимся в международном  праве принцип, согласно которому  государства обязаны воздерживаться  от применения силы или угрозы  силой.[9]  Одновременно с этим  в ст. 51 Устав ООН подтверждено  право государств на индивидуальную  или коллективную самооборону, если  произойдёт вооруженное нападение  на члена Организации, до тех  пор, пока Совет Безопасности  не примет мер, необходимых для  поддержания международного мира  и безопасности.

    Самооборона —  это особый вид санкций, выражающихся  в применении к правонарушителю  вооруженных мер в соответствии  с Уставом ООН в ответ на  вооруженное нападение.

      С юридической  точки зрения институт самообороны  в международном праве схож  с институтом необходимой обороны  в национальном законодательстве.

    В международном  праве признано существование  двух видов самообороны: необходимая  оборона и самооборона от агрессии.

     Необходимая  оборона представляет собой отражение  актов применения вооруженных  сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении  морских и воздушных судов, вторгшихся  на территорию государства и  т.д.). Подобные действия носят  эпизодический, «разовый» характер  и не преследуют цели развязывания  войн.

    Самооборона от  агрессии — это отражение акта  агрессии посредством вооруженной  силы, применяемое в соответствии  с обязательствами государств  по международному праву и  прежде всего по Уставу ООН. При этом ответные меры могут  применяться с предельной степенью  интенсивности; между потерпевшим  государством и агрессором возникает  состояние войны.

    Целями этого  вида санкций являются отражение  вооруженного нападения, восстановление  международного мира и обеспечение  международной безопасности, обеспечение  привлечения правонарушителя к  ответственности.

Информация о работе Понятие и природа международно-правовых санкций