Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. П

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Международная документация по правам человека
2.1 Универсальные документы о правах человека и их характеристики (Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года)
2.2 Региональные документы о правах человека
Глава 3. Международные органы по защите прав и свобод человека
3.1 Органы ООН по правам человека
3.2 Европейский Суд по правам человека
Заключение

Файлы: 1 файл

Нормы и органы ООН, защищающие права и свободы человека и гражданина.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. записано, что каждый человек имеет право на: жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); свободу мысли, совести и  религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков (ст. 18); свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

Позднее эти права и  свободы нашли своё отражение  в ряде международных договоров. Так в статье 10 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод 1950 г. дополнительно было указано, что «свободы получения, и распространения  информации реализуется без какого-либо вмешательства со стороны государственных  органов» (ст. 10). В статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах уточняется, что «эти свободы  относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения». Эти права и свободы получили также свое подтверждение в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (подписанной в 1995 и вступившей в силу для Российской Федерации в 1998 году).

В Международном пакте  о гражданских и политических правах провозглашается запрет на вмешательство  в личную и семейную жизнь и  незаконное посягательство на честь  и репутацию: «Каждый имеет право  на защиту от такого вмешательства  и таких посягательств» (ст. 17).

Пункт 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: "Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже  был окончательно осужден или  оправдан…". Таким образом, при  согласованном толковании и применении указанных норм следует исходить из невозможности не только повторного осуждения, но и привлечения к  судебной ответственности, причем и  в ситуациях первоначального  оправдания.

Международный пакт о гражданских  правах, также содержит некоторые  международные трудовые права. Так, ст. 2 предусматривает равноправие  граждан в гражданских (а, следовательно, и трудовых) и политических правах без какого бы то ни было различия (по расе, языку, цвету кожи, полу и т. д.), ст. 25 - равное право граждан и  возможность допускаться в своей  стране на общих условиях равенства  к государственной службе. Статья 8 устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не охватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976 г. - №17(1831). - Ст. 291..

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Вступил в силу в 1976 году. Преамбула:

Участвующие в настоящем  Пакте государства, принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом ООН, признание  достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что  эти права вытекают из присущего  человеческой личности достоинства, признавая, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

· Все народы имеют право  на самоопределение. В силу этого  права они свободно устанавливают  свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

· Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться  своими естественными богатствами  и ресурсами;

· Равное для мужчин и  женщин право пользования всеми  экономическими, социальными и культурными  правами,

· Право на социальное обеспечение,

· Право на труд, на выбор  работы, на справедливые и благоприятные  условия труда,

· Право на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, право на отдых и досуг, на разумное ограничение рабочего дня, на такой  жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, который  необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека, его семьи,

· Право на обеспечение  в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости;

· Право на бесплатное начальное  и общее образование, на общедоступность  на основе способностей каждого высшего  образования, право участвовать  в культурной жизни общества.

Участвующие в настоящем  Пакте государства обязуются  представлять доклады о принимаемых  ими мерах и о прогрессе  на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в этом Пакте.

Все доклады представляются Генеральному секретарю ООН, который  направляет их экземпляры на рассмотрение в Экономический и Социальный Совет в соответствии с положениями  настоящего Пакта.

Совет вырабатывает программу  осуществления целей.

Положения Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах 1966 во многом повторяют положения  Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Механизм реализации Пакта  прописан не четко (участвующие в  Пакте государства обязаны представлять Генеральному секретарю ООН доклады  о принимаемых ими мерах и  о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав; Генеральный секретарь  направляет экземпляры докладов на рассмотрение ЭКОСОС ООН и специализированным учреждениями в соответствии с их компетенцией).

2.2 Региональные документы о правах человека

В международном праве  существует пять разновидностей региональных документов о правах человека.

1. Европейская Конвенция  о защите прав человека и  основных свобод

2. Конвенция Содружества  Независимых Государств о правах  и основных свободах человека

3. Американская конвенция  о правах человека

4. Африканская хартия  прав человека и народов

5. Декларация прав человека  и гражданина 1789 года.

Хотелось бы рассмотреть  поподробнее Европейскую Конвенцию  о защите прав человека и основных свобод и Декларацию прав человека и гражданина 1789 года.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Эта Конвенция вступила в  силу 3 сентября 1953 года. Она провозгласила  не только основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли  ответственность за обеспечение  соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два  из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским  Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам  Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными  заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились  предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении  передавала дело в Европейский Суд  по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право  самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд призван  обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем  рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или  неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение  Конвенции государством - членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

Ратификация Россией Европейской  конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции  Российской Федерации, в которой  говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты".

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое  соблюдение нескольких непременных  условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые  Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем  отсутствуют некоторые права, известные  новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2 "Права и свободы человека и гражданина"), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в  том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть  месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным  органом.

В-четвертых, жаловаться можно  только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.

В-пятых, для того, чтобы  жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все  внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Ратификация Конвенции и  признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что  деятельность всех российских органов  государственной власти, в особенности  судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения  законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к  судебной системе государства - участника  Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной  власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального  законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические  последствия. Суд рассматривает  только конкретные жалобы с тем, чтобы  установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального  ущерба и морального вреда, а также  возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю  практику Европейского Суда не было зафиксировано  ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений  Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению  членства государства и, в конце  концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства  из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что  без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная  Европейским Судом ситуация может  повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением  решений Суда осуществляет Комитет  министров Совета Европы, который  во исполнение этой нормы призван  следить не только за своевременной  выплатой денежной компенсации, но и  за тем, как государство - участник Конвенции  исправляет ставшие очевидными в  свете решения Суда расхождения  норм его внутреннего права или  позиции судебной практики со стандартами  Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика: URL: http://www.echr.ru/court/index.htm (2012. 17 мая.).

Декларация прав человека и гражданина 1789 года

Декларация была принята  Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Явилась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В  ней провозглашались демократические  и гуманистические принципы государственно-правового  строя. В условиях господства в большинстве  стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов  старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление  на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и  его идеологии.

«Декларация» состоит  из семнадцати статей. В преамбуле говорится о том, что каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами, к которым относятся право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, и которые даются человеку от природы - это основная идея французских просветителей. А первая же статья провозглашает, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».

Третья статья объявляет, что единственным «источником суверенной власти является нация». Это - одна из важнейших  идей Руссо. В своем учении он утверждал, что законы создаются народом, народ - суверен и никто не может отнять у него это право. Более того, и  сам народ не может передать свое право и обязанность принимать  законы кому-либо другому. По той же причине Руссо выступал и против представительной власти, являясь сторонником  прямого плебисцита.

Информация о работе Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина