Понятие и виды международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2015 в 00:14, контрольная работа

Описание работы

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - 2015 - Лисин - Международное право - вариант номер 5.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

3) на основании и во исполнение  Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется только федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

4) реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

5) обеспечивает участие Российской  Федерации в деятельности Организации  Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

6) участвует в разработке и  реализации государственной политики  в области обеспечения прав  и свобод граждан Российской  Федерации, обороны и безопасности  государства, расширения торгово-экономических  и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

7) осуществляет дипломатическими  и международно-правовыми средствами  поддержку российских участников внешнеэкономической деятельности, защиту их законных интересов за рубежом;

8) участвует в работе правительственных  и межведомственных координационных  и совещательных органов по  вопросам, входящим в компетенцию  МИДа России;

9) ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями;

10) содействует осуществлению межпарламентских  и других внешних связей Федерального  Собрания РФ;

11) содействует развитию международных  связей субъектов РФ и осуществляет  их координацию, а также осуществляет иные полномочия.

Помимо вышеназванных к органам внешних сношений Российской Федерации относятся: Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии.

 

4.Международное право в период вооруженных конфликтов

 

В международном праве прав человека обязательство уважать требует от государств не принимать никаких мер, которые помешали бы отдельным лицам получить доступ к какому-либо конкретному праву. Так, например, право на достаточное питание подлежит реализации, в первую очередь, самими правообладателями посредством их экономической и иной деятельности. Государства обязаны не чинить неоправданных препятствий для осуществления такой деятельности.

Это обязательство уважать, вытекающее из права прав человека, применимо в отношении как природных, так и антропогенных стихийных бедствий. Аналогичным образом обязательство уважать право на достаточное жилище означает, что правительства должны воздерживаться от проведения или от инициирования другими способами принудительных либо произвольных выселений отдельных лиц или групп лиц. Государства должны уважать права всех строить свои собственные жилища и управлять окружающими их условиями таким образом, который наиболее адекватно соответствует их культуре, навыкам, потребностям и желаниям.

Схожим образом функционируют многие запрещения в международном гуманитарном праве, например запрещение физического и морального принуждения защищаемых гражданских лиц и военнопленных, запрещение применять насилие с угрозой для жизни и личной безопасности лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, запрещение реквизиции продуктов питания и госпиталей на оккупированных территориях, запрещение нападений на объекты, необходимые для выживания гражданского населения22.

Тот факт, что государства предоставляют военнослужащих для операций, проводимых под контролем Организации Объединенных Наций, не должен снимать с их военнослужащих ответственность за выполнение обязательств по международному гуманитарному праву и праву прав человека. Хотя миротворцы Организации Объединенных Наций выполняют определенную роль как стороны вооруженного конфликта, они должны быть связаны действующими положениями международного гуманитарного права таким же образом, как и другие стороны конфликта.

В Бюллетене Генерального секретаря о соблюдении силами Организации Объединенных Наций норм международного гуманитарного права приводятся и обобщаются многие, но не все нормы международного гуманитарного права, а силам Организации Объединенных Наций поручено их соблюдать, когда они выступают в роли комбатантов в вооруженных конфликтах. В принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1994 году Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала предусматривается, что «ничто в настоящей Конвенции не влияет на: а) применимость международного гуманитарного права и общепризнанных стандартов в области прав человека, содержащихся в международных документах, в связи с защитой операций и персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала или на обязанность такого персонала соблюдать такое право и такие стандарты» (статья 20)23.

Касаясь международных обязательств в области прав человека, Комитет по правам человека заявил, что «согласно пункту 1 статьи 2 [Международного пакта о гражданских и политических правах], от государств-участников требуется уважать и обеспечивать признаваемые в Пакте права [...]. Этот принцип применим также к лицам, находящимся в рамках компетенции или под эффективным контролем сил государства-участника, действующих за пределами его территории, независимо от обстоятельств, при которых была установлена такая компетенция или эффективный контроль, как, например, в случае сил, представляющих собой национальный контингент государства-участника, выделенный для участия в международной операции по поддержанию мира или принуждению к миру»24.

В вопросе о том, имеют ли международные организации, участвующие в вооруженном конфликте, обязательства по праву прав человека и международному гуманитарному праву, никакой твердо установившейся практики нет.

Международные организации не являются участниками соответствующих международных договоров, но таковыми являются их государства-члены и государства, предоставляющие войска для операций по поддержанию мира. Кроме того, утверждается, что обычное право, применимое в этой области к международным организациям, аналогично обычному праву, применимому к государствам.

Международное право прав человека и международное гуманитарное право могут одновременно применяться лишь в случае выполнения целого ряда объективных условий. Поскольку международное гуманитарное право является по сути совокупностью правовых норм, применимых к международным конфликтам, для того чтобы обусловить его применение совместно с международным правом прав человека, необходимо наличие ситуации, равнозначной вооруженному конфликту. В последующих разделах будет рассмотрен вопрос о том, что есть вооруженный конфликт и к каким видам вооруженного конфликта применяется международное гуманитарное право. Следует, однако, отметить, что целый ряд обязательств по международному гуманитарному праву требует принятия мер до начала или после завершения конфликта.

Так, например, государства должны организовать для своих военнослужащих инструктаж по вопросам международного гуманитарного права в целях предотвращения возможных нарушений; государства должны также поощрять изучение международного гуманитарного права гражданским населением; национальное законодательство должно быть адаптировано с учетом его соответствующих положений, в том числе обязательства включить в национальное законодательство положение о военных преступлениях; кроме того, государства должны привлекать к судебной ответственности лиц, совершивших военные преступления.

Один из видов военных преступлений - грубые нарушения Женевских конвенций и Протокола I – должен караться в соответствии с принципом универсальной юрисдикции, т.е. независимо от места совершения преступления, гражданства преступника и жертв. Таким образом, некоторые нарушения международного гуманитарного права могут быть доказаны, а совершившие их лица наказаны вне временных рамок и географического контекста самого вооруженного конфликта25.

Одновременная применимость международного права прав человека и международного гуманитарного права зависит от объективных правовых условий, наличие которых необходимо для применения соответствующих правовых норм. В данном конкретном случае взаимосвязи между международным правом прав человека и международным гуманитарным правом именно наличие вооруженного конфликта будет обусловливать применение международного гуманитарного права и, следовательно, дополняющих его применение гарантий защиты, относящихся к международному праву прав человека и международному гуманитарному праву. В последующих разделах будут рассмотрены различные виды конфликтов, которые определяются в договорном и обычном международном праве, а также будут проанализированы проблемы, возникающие в некоторых случаях применения силы, когда не достигнут пороговый уровень вооруженного конфликта.

Общая статья 2 Женевских конвенций гласит, что «помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояние войны. Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления». Протокол I к Женевским конвенциям расширяет перечень ситуаций, охватываемых общей статьей 2, предусматривая, что ситуации, когда применяется Протокол, «включают вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение» (пункт 4 статьи 1)26.

Хотя в Женевских конвенциях и Протоколе I указан вид ситуаций, к которым они будут применяться, в них нет четкого определения «вооруженного конфликта».

Наличие вооруженного конфликта является предварительным условием для применения международного гуманитарного права, но в существующем своде правовых норм ясно не указаны элементы, необходимые для определения того, что та или иная ситуация между двумя государствами достигла порогового уровня вооруженного конфликта. Действительно, общая статья 2 ограничивает сферу действия Женевских конвенций конфликтами, в которых одно или более государств применяют вооруженную силу против другого государства.

В комментарии к Женевским конвенциям излагаются более подробные критерии: «любое разногласие, возникающее между двумя государствами и приводящее к вступлению в действие военнослужащих, является вооруженным конфликтом по смыслу статьи 2, даже если одна из Сторон не признает состояния войны. Неважно, сколько времени длится конфликт и каковы масштабы кровопролития». Кроме того, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии заявил, что «вооруженный конфликт возникает всякий раз, когда между государствами применяется вооруженная сила».

Одна из проблем, связанных с отсутствием четкого определения, заключается, в частности, в том, что не ясно, будет ли международное гуманитарное право применяться в военных столкновениях низкой интенсивности, например при приграничных инцидентах или мелких вооруженных стычках. Международное право не дает никаких указаний относительно точного значения термина «применение силы» или «вооруженный конфликт» в текстах Устава Организации Объединенных Наций и Женевских конвенций. Хотя одни утверждают, что применяемое к международным вооруженным конфликтам международное гуманитарное право охватывает все акты вооруженного насилия между двумя государствами, другие считают необходимым применять пороговый уровень интенсивности27.

Несмотря на такое отсутствие ясности, важно помнить о том, что независимо от фактического наличия вооруженного конфликта международное право прав человека продолжает действовать. После развертывания военных действий вступит в силу международное гуманитарное право и предусмотренные в нем стандарты и гарантии защиты будут дополнять, подкреплять и, в ряде случаев, прояснять гарантии, минимальные стандарты и защиту, закрепленные в международном праве прав человека.

Международное гуманитарное право определяет две разные правовые основы в связи с вооруженными конфликтами немеждународного характера. С одной стороны, общая статья 3 Женевских конвенций гласит, что «в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера,» следует применять как минимум ряд положений международного гуманитарного права.

В Конвенциях не определяется, что означает термин «вооруженный конфликт немеждународного характера», но сейчас повсеместно признается, что этот термин означает вооруженные столкновения между вооруженными силами какого-либо государства и неправительственными вооруженными группами или между негосударственными вооруженными группами. Протокол II к Женевским конвенциям предусматривает, что его положения применяются к вооруженным конфликтам, «происходящим на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол» (статья 1).

Информация о работе Понятие и виды международных договоров