Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:02, реферат
В состав населения входят несколько групп лиц, существенно различающихся по своему правовому статусу. Это, во-первых, граждане данного государства, составляющие подавляющее большинство населения любой страны. Во-вторых, это иностранные граждане, небольшая часть которых обладает дипломатическими иммунитетами и в силу этого изъята из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. В-третьих, это лица без гражданства, в-четвертых, лица, обладающие двойным гражданством, а в крайне редких случаях - и множественным гражданством. Наконец, в составе населения обычно имеются лица, получившие право политического убежища на территории данной страны, беженцы, вынужденные переселенцы, а также трудящиеся мигранты. Правовой статус каждой из вышеперечисленных категорий лиц обладает определенной спецификой.
1. Понятие населения в международном праве………………………………………………3
1.1 Понятие и правовое регулирование положения населения……………………………..3
1.2 Международно-правовые вопросы гражданства…………………………………………4.
1.2.1 Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения…………………...4
1.2.2 Двойное (множественное) гражданство………………………………………………..7
1.2.3 Безгражданство (апатризм, аполидизм)………………………………………………..9
1.3 Правовой статус иностранцев…………………………………………………………….11
Список использованной литературы …………………………………………………………13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие населения
в международном праве………………………
1.1 Понятие и правовое
регулирование положения
1.2 Международно-правовые
вопросы гражданства……………………………
1.2.1 Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения…………………...4
1.2.2 Двойное (множественное)
гражданство……………………………………………….
1.2.3 Безгражданство (апатризм,
аполидизм)………………………………………………..
1.3 Правовой статус иностранцев………
Список использованной литературы …………………………………………………………13
1. Понятие населения в международном праве.
1.1 Понятие и правовое
Под населением, в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории государства и подпадающих под его юрисдикцию.
В состав населения входят несколько групп лиц, существенно различающихся по своему правовому статусу. Это, во-первых, граждане данного государства, составляющие подавляющее большинство населения любой страны. Во-вторых, это иностранные граждане, небольшая часть которых обладает дипломатическими иммунитетами и в силу этого изъята из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. В-третьих, это лица без гражданства, в-четвертых, лица, обладающие двойным гражданством, а в крайне редких случаях - и множественным гражданством. Наконец, в составе населения обычно имеются лица, получившие право политического убежища на территории данной страны, беженцы, вынужденные переселенцы, а также трудящиеся мигранты. Правовой статус каждой из вышеперечисленных категорий лиц обладает определенной спецификой.
Правовое регулирование положения различных категорий населения относится к компетенции государства, на территории которого они проживают. Вместе с тем государства являются участниками универсальных и региональных международных договоров, в которых регламентируется статус различных групп населения. В силу этого их правовой статус определяется как национальным законодательством, так и нормами международного права.
1.2 Международно-правовые вопросы гражданства
1.2.1 Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения
Под термином «гражданство» в науке международного и конституционного права понимается устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством, влекущая за собой их взаимные права и обязанности.
В консультативном заключении Постоянной палаты международного правосудия, принятом в 1923 г. по делу, касавшемуся декретов о гражданстве в Тунисе и Марокко, подчеркивалось, что вопросы гражданства в принципе относятся к исключительной юрисдикции каждого государства. Такое же положение зафиксировано в ст. 1 Гаагской конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.: «Каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами».
В то же время существуют определенные ограничения данного полномочия государств, установленные международно-правовыми нормами. Так, в соответствии с Гаагской конвенцией от 12 апреля 1930 г. данный закон признается другими государствами лишь «в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства». В науке международного права общепризнано, что данное положение Конвенции является нормой обычного международного права.
Двумя основными способами приобретения гражданства, признаваемыми международным правом и закрепляемыми в национальных законодательствах, являются происхождение от граждан данной страны — так называемое «право крови» (jus sanguinis) и факт рождения в пределах государственной территории - так называемое «право почвы» (jus soli). Государства, стремящиеся ужесточить порядок приобретения своего гражданства, чаще применяют принцип «права крови» (большинство европейских стран). Государства, заинтересованные в притоке иммигрантов, шире применяют приобретение гражданства по «праву почвы» (страны Латинской Америки). Во многих странах законодательство сочетает оба принципа.
Международно-правовые нормы исключают применение «права почвы» в отношении детей сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, а также членов их семей, не являющихся гражданами страны пребывания (ст. 2 Факультативного протокола о приобретении гражданства к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 2 Факультативного протокола о приобретении гражданства к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.).
Другим способом приобретения гражданства является натурализация, т.е. получение гражданства на основе акта компетентного органа государства. В качестве условий натурализации законодательство большинства государств предусматривает проживание на своей территории в течение определенного времени, владение официальным языком, наличие законных средств к существованию, отсутствие фактов нарушения законодательства и др.
На практике встречаются случаи предоставления гражданства путем пожалования его лицу за особые заслуги, оказанные им данному государству.
Частным случаем приобретения гражданства является реинтеграция (восстановление), т.е. вторичное приобретение гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его (например, в связи с замужеством).
Изменение гражданства может иметь место в результате перехода части территории одного государства к другому. При этом перемена гражданства возможна в форме трансферта или оптации. Исторически трансферт предшествует оптации. Под ним понимается автоматическое изменение гражданства населения определенной территории, перешедшей к другому государству.
Оптация представляет собой право жителей территории, перешедшей от одного государства к другому, самостоятельного выбора гражданства путем подачи индивидуального заявления. В случае если лицо избрало гражданство не той страны, где оно проживает, то обычно предусматривается возможность переселения такого лица на территорию государства его гражданства.
Наиболее распространенными способами прекращения гражданства являются: экспатриация, утрата.
Экспатриация предполагает добровольный выход лица из гражданства путем подачи соответствующего заявления.
Утрата гражданства происходит по установленным государством основаниям, к которым обычно относятся:
- добровольное
приобретение гражданства
- усыновление ребенка иностранцем;
- приобретение
гражданства путем
- добровольное поступление на военную службу в другом государстве и др.
1.2.2 Двойное (множественное) гражданство
Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств. Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.
Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.
Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами».
Вместе с тем, следует отметить, что подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь» (курсив наш - А.В.). Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений.
Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства).
Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».
Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.
1.2.3 Безгражданство (апатризм, аполидизм)
Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства.
Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.
В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.
Конвенция 1961 г. предусматривает, что:
- любое Договаривающееся
государство должно