Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:02, реферат
В состав населения входят несколько групп лиц, существенно различающихся по своему правовому статусу. Это, во-первых, граждане данного государства, составляющие подавляющее большинство населения любой страны. Во-вторых, это иностранные граждане, небольшая часть которых обладает дипломатическими иммунитетами и в силу этого изъята из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. В-третьих, это лица без гражданства, в-четвертых, лица, обладающие двойным гражданством, а в крайне редких случаях - и множественным гражданством. Наконец, в составе населения обычно имеются лица, получившие право политического убежища на территории данной страны, беженцы, вынужденные переселенцы, а также трудящиеся мигранты. Правовой статус каждой из вышеперечисленных категорий лиц обладает определенной спецификой.
1. Понятие населения в международном праве………………………………………………3
1.1 Понятие и правовое регулирование положения населения……………………………..3
1.2 Международно-правовые вопросы гражданства…………………………………………4.
1.2.1 Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения…………………...4
1.2.2 Двойное (множественное) гражданство………………………………………………..7
1.2.3 Безгражданство (апатризм, аполидизм)………………………………………………..9
1.3 Правовой статус иностранцев…………………………………………………………….11
Список использованной литературы …………………………………………………………13
- найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);
- любое Договаривающееся
государство должно
- отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);
- никакое Договаривающееся
государство не должно лишать
никакое лицо своего
В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи без- гражданства, связанные с правопреемством государств.
Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.
1.3 Правовой статус иностранцев
Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.
Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев — это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.
В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:
1) национальный
режим, означающий уравнивание
2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.
Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;
3) специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зрения, в соответствии с которой это более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей (Е.Г. Моисеев, В.П. Басик).
Другие авторы (JI.H. Анисимов, Г.В. Игнатенко) считают, что специальный режим характеризуется предоставлением определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.
Представляется, что в обоих случаях речь идет о различных чертах специального режима, главной особенностью которого является неравное положение иностранцев, которое может выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и преимуществ.
Список использованной литературы
1. Бояре, Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве / Ю.Р. Бояре. - М.: Международные отношения, 1986.
2. Галенская, JI.H. Право убежища. Международно-правовые вопросы / JI.H. Галенская. - М.: Международные отношения, 1968.
3. Гудвин-Гилл, Г. Статус беженца в международном праве / Г. Гуд- вин-Гилл. - М., 1997.
4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
5. Ибрагимов, A.M. Международно-правовое положение беженцев / A.M. Ибрагимов. - Махачкала, 2000'
6. Лазарев, Л.В. и др. Иностранные граждане (правовое положение) / Л.В. Лазарев. - М., 1992.
7. Павлова, Л.В. Международно-правовой статус беженца / Л.В. Павлова, А.В. Селиванов. - Минск, 2006.
8. Потапов, В.И. Беженцы и международное право / В.И. Потапов. - М., 1986.
9. Смирнова, E.C. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации / Е.С. Смирнова. - М., 2003.
10. Черниченко, С.В. Международно-правовые вопросы гражданства / С.В.Черниченко. - М., 1968.