Понятия международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

В международной доктрине существует несколько определений государственных границ. Одни считают их линией, устанавливающей предел сухопутной или водной территории государства, другие – как юридически обоснованную условную линию, что определяет предел не только поверхности, но и недр и воздушного пространства, а третьи – как фактические или представляемые линии на сухопутном, водном и воздушном пространстве и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Но, в этих подходах есть точки соприкосновения: под государственной границей понимается линия, которая не только устанавливает пространственные границы государственной территории, но и сферы действия государственной власти.

Содержание работы

Введение

47. Государственные границы и их значение, сухопутные, водные, воздушные границы, границы недр. Практика и этапы установления границ. Концепция охраны внешних границ пограничными войсками государств – участниц СНГ

68. Принципы международной торговли. Заключительный Акт Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г

78. Понятие международного транспортного права. Правовое регулирование международных правоотношений с участием железнодорожного, авиационного, автомобильного или морского транспорта. Источники правового регулирования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Понятия международного права.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

 

Понятия международного права

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра правового регулирования  экономики

 

Курсовая работа

 

по курсу «Международное экономическое право»

 

Понятия международного права

 

Харьков 2006

 

Содержание

 

Введение

 

47. Государственные границы  и их значение, сухопутные, водные, воздушные границы, границы недр. Практика и этапы установления  границ. Концепция охраны внешних  границ пограничными войсками  государств – участниц СНГ

 

68. Принципы международной  торговли. Заключительный Акт Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г

 

78. Понятие международного  транспортного права. Правовое  регулирование международных правоотношений  с участием железнодорожного, авиационного, автомобильного или морского  транспорта. Источники правового  регулирования

 

Заключение

 

Литература

 

Введение

 

Рассмотренные в данной работе вопросы являются одними из ключевых вопросов международного права.

 

Вопрос государственных  границ является ключевым в связи  с важностью определения государственных  границ для определения сфер действия государственного суверенитета, который  действует только в пределах государственной  территории.

 

Вопрос принципов международной  торговли приобретает свою важность в процессе осуществления государствами  внешнеторговой деятельности.

 

Вопрос международных  транспортных правоотношений и их регулирования  является исключительно важным на современном  этапе развития общества в связи  с важностью самого транспорта для  него, для международных отношений  в различных сферах (в первую очередь, перевозка людей и товаров, а  также торговля).

 

Мы в данной работе проанализируем эти вопросы и выделим в  них ключевые, наиболее важные, моменты. Это позволит более четко понимать сущность роль каждого из этих элементов  международных отношений в системе  международного права.

 

47. Государственные границы  и их значение, сухопутные, водные, воздушные границы, границы недр. Практика и этапы установления  границ. Концепция охраны внешних  границ пограничными войсками  государств – участниц СНГ

 

В международной доктрине существует несколько определений  государственных границ. Одни считают  их линией, устанавливающей предел сухопутной или водной территории государства, другие – как юридически обоснованную условную линию, что определяет предел не только поверхности, но и недр и  воздушного пространства, а третьи – как фактические или представляемые линии на сухопутном, водном и воздушном  пространстве и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Но, в этих подходах есть точки соприкосновения: под государственной  границей понимается линия, которая  не только устанавливает пространственные границы государственной территории, но и сферы действия государственной  власти.

 

Существуют также и  нормативные определения государственных  границ. Например, Закон Украины  «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года определяет государственную  границу как линию и вертикальную поверхность, проходящую по этой линии ,которые определяют границы территории Украины – суши, вод, недр, воздушного пространства.

 

Следует также различать  государственные границы, разделяющие  различные государства, и административные границы, разделяющие отдельные  части одного государства (федеральных  территорий, областей, земель и т. д.).

 

Главной задачей государственных  границ является определение пространственных границ действия территориально верховенства государства и ограничение принадлежащей  ему территории, которая составляет материальную основу деятельности государства  и его народа.

 

Современное международное  право запрещает какие-либо односторонние, а тем более, насильнические действия, связанные с изменением границ. Но оно не исключает возможности  мирного изменения границ по договоренности между государствами, в соответствии с принципами международного права. Одновременно, они могут быть установлены  в результате издания внутригосударственного акта. Так, ст. 2 Закона Украины «О государственной  границе Украины» устанавливает, что «государственная граница Украины определяется решением Верховной Рады Украины, а также международными договорами Украины».

 

Существуют следующие  виды границ в зависимости от места  прохождения:

 

- сухопутные;

 

- водные;

 

- воздушные;

 

- границы недр.

 

По способам установления разделяют границы:

 

- астрономические – проводятся  по меридианам или параллелям (например, 38 параллель между КНДР  и Южной Кореей, а также границы  в Северной Африке);

 

- орографические – проходят  по местности с расчетом ее  рельефа (большинство границ в  мировой практике).

 

Сухопутные границы устанавливаются  на основе договоров между соседними  государствами и обозначаются на местности.

 

Водные границы делятся  на речные, озерные, границы прочих водоемов и морские. Речные границы  устанавливаются по соглашению между  прибрежными государствами: на судоходных реках – по средине главного фарватера или по тальвегу, на несудоходных – по средине главного рукава реки. На озерах и прочих водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или другого водоема. Морские границы – это внешние воды ее территориальных вод (12 морских миль от крайней точки береговой линии). Здесь также существует особая экономическая зона (200 морских миль от крайней точки береговой линии) и граница континентального шельфа (200 морских миль от границы территориальных вод). В случае если территории моря не хватает для определения каждому государству по 200 морских миль, границы устанавливаются по договоренности.

 

Воздушные границы государственной  территории – это боковые и  высотные границы его воздушного пространства. Высотные пределы государственной  границы ограничиваются 110-115 км.

 

Границы недр – это условные линии, проведенные от сухопутной границы  государства в сторону земного  ядра.

 

Выделяют 3 этапа установления границ:

 

1. Делимитация. Это определение  в договорном порядке общего  направления прохождения линии  государственной границы с определением  ее на карах, схемах и планах. При делимитации составляется  описание прохождения линии границы,  которое исключает двоякое толкование, с нанесением ее на карты  и схемы по специально выбранным  и согласованным природным или  искусственным точкам или ориентирам. Делимитационная карта подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. Украина провела этот этап установления границ со всеми странами, кроме Российской Федерации;

 

2. Демаркация. Предусматривает  проведение линии государственной  границы на местности с обозначением  ее специальными пограничными  знаками. Работы по демаркации  находятся под контролем представителей  соседних государств и проводятся  пограничными войсками. В соответствии  со ст. 4. Закона Украины «О государственной  границе Украины», государственная  граница Украины на местности  обозначается ясно видимыми пограничными  знаками, формы, размер и порядок  установления которых определяются  законодательством Украины и  международными договорами, ратифицированными  Украиной. При демаркации составляется  протокол – основательное описание  прохождения линии границы на  местности со схемами, фотографиями  и описанием каждого пограничного  знака и его характеристик  (размер, цвет, характеристики огней  и т.д.). на данный момент осуществляется процесс демаркации украино-белорусской и украино-молдавской границы.

 

3. Редемаркация. Осуществляется  в случае возникновения необходимости уточнения границ соседних государств. Осуществляется путем проверки ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом, заменой, ране установленных пограничных знаков. Например, такая редемаркация была осуществлена на советско-турецкой границе в 1967 – 1972 гг.

 

Особенно актуальной проблематика государственной границы стала  после распада СССР. Следует отметить, что границы между государствами  – бывшими членами СССР были установлены  по административным границам между  союзными республиками. При этом, не была проведена, первоначально, ни их делимитация, ни их демаркация.

 

Именно в связи с  этим, 26 мая 1995 года государства –  участники СНГ подписали Договор  «о сотрудничестве и охране границ государств – участниц СНГ с государствами, которые не входят в СНГ».

 

Основным положением этого  договора и Концепции «охраны  внешних границ» было разделение границ на внутренние (между государствами  – участницами СНГ) и внешние (с 3-ми странами). То есть, внешними границами  Украины являются только границы  с Польшей, Словакией, Венгрией и  Румынией.

 

Для достижения целей договора, стороны приняли на себя взаимную ответственность за обеспечение  охраны своего участка границы с  учетом интересов безопасности сторон.

 

Одновременно с договором, было подписано Положение «О Совете командующих пограничными войсками» (оно не было подписано Азербайджаном, Молдавией и Украиной).

 

В соответствии с Концепцией «охраны внешних границ» на внутренних границах действует режим прозрачности границ, в соответствии с которым, гражданам таких государств при пересечении границ не надо предъявлять какие-либо специальные документы, кроме удостоверения личности (наподобие Маастрихтского Договора).

 

На сегодняшний день некоторые  государства – участники СНГ  готовятся к изменениям порядка  пересечения границ и, соответственно, к появлению внутри СНГ внешних  границ.

 

68. Принципы международной  торговли. Заключительный Акт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г.

 

В последние годы Организация  Объединенных Наций уделяет большое  внимание разработке принципов международного торгового сотрудничества. В 1964 г. под  эгидой ООН была проведена Женевская  конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая преследовала две  главные цели:

 

- принятие Декларации  основных принципов международного  торгового общения;

 

- создание универсального  эффективного международного механизма,  необходимого для осуществления  мероприятий, направленных на  расширение международной торговли.

 

Здесь же было принято решение  превратить конференцию в орган  Генеральной Ассамблеи ООН. Это решение рассматривалось как этап на пути создания универсальной Международной торговой организации (МТО).

 

Заключительный акт Конференции 1964 г. провозгласил «Общие и специальные  принципы, определяющие международные  торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию». В основу данных принципов была положена новая  международно-правовая концепция, призванная в корне перестроить сложившийся  порядок в международной торговле, устранить все барьеры и ограничения, стоящие на ее пути, положить конец  «холодной войне» в международных  экономических отношениях. В их формировании решающую роль сыграли предложения, выдвинутые социалистическими и  развивающимися странами.

 

Принципы, сформулированные на Женевской конференции, неоднородны  по своей правовой характеристике:

 

- общие принципы, затрагивающие  интересы всех стран мира;

 

- специальные принципы, касающиеся (за некоторыми исключениями) лишь  проблем развивающихся стран;

 

- принципы, распространяющиеся  на транзитную торговлю стран,  не имеющих выхода к морю.

 

Они неоднородны и по объекту  регулирования. Несмотря на единое название «Общие и специальные принципы, определяющие международные торговые отношения  и торговую политику, способствующие развитию», лишь десять принципов непосредственно  относятся к регулированию международной  торговли. Остальные касаются оказания развивающимся странам финансовой, технической и экономической  помощи, проведения широких международных  мер, способствующих экономическому и  социальному прогрессу данных стран.

 

Принципы:

 

1. общепризнанные основополагающие  международно-правовые нормы (принцип  суверенного равенства, принцип  права народов на самоопределение,  принцип невмешательства во внутренние  дела);

 

2. недопустимость дискриминации  в международной торговле, что  было зафиксировано еще в Гаванском  уставе Международной торговой  организации. Широкое международное  признание он получил в торгово-договорной  практике социалистических стран  с развивающимися странами. Его  соблюдение вытекает из ст. 1 и  55 Устава ООН. Дискриминация, которую  проводят империалистические державы  по отношению к социалистическим  странам, противоречит не только  основным нормам общего международного  права, но и является грубым  нарушением принципа наибольшего  благоприятствования;

 

3. право каждой страны  свободно распоряжаться своими  естественными ресурсами. Нашел  свое закрепление в целом ряде  международно-правовых документов. Так, еще на VII сессии Генеральной  Ассамблеи ООН была принята резолюция 626/VII/ от 21 декабря 1952 г., в которой подтверждалось «право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно эксплуатировать их». Это право рассматривалось как неотъемлемое суверенное право всех народов, соответствующее целям и принципам Устава ООН;

 

 

4. право внутриконтинентальных  стран на свободный доступ  к морю и преференциальный  режим транзита через страны, лежащие между морем и самими  внутриконтинентальными странами. Вытекает из принципа свободы открытого моря, зафиксированного в Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. Право на свободный доступ к морю и свободу транзита через другие страны при его осуществлении нашло свое отражение, хотя и в ограниченной мере, в целом ряде международно-правовых документов: в Барселонской конвенции и Статуте о свободе транзита 1921 г., Гаванском уставе МТО 1948 г., Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г., Женевской конвенции об открытом море 1958 г. Наиболее полно он был раскрыт в Нью-йоркской конвенции 1965 г., касающейся транзитной торговли стран, не имеющих выхода к морю;

Информация о работе Понятия международного права