Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа
Китай возник на заре цивилизации и существует до сих пор. Это одна из древнейших великих цивилизаций, вобравшая в себя множество государств и их культур в течении 4 тысяч лет. Стоит отметить, что Китай одно из центральных государств Востока, отличное от других, и прошедшее свой путь развития отличный от Европейских стран. Китай – страна со своеобразной культурой, религией, искусством, письменностью, очень глубокой и противоречивой историей, и разумеется, все эти факторы оказывали влияние на государственный и правовой строй Китая.
Введение
Китай возник на заре цивилизации и существует до сих пор. Это одна из древнейших великих цивилизаций, вобравшая в себя множество государств и их культур в течении 4 тысяч лет.
Стоит отметить, что Китай одно из центральных государств Востока, отличное от других, и прошедшее свой путь развития отличный от Европейских стран. Китай – страна со своеобразной культурой, религией, искусством, письменностью, очень глубокой и противоречивой историей, и разумеется, все эти факторы оказывали влияние на государственный и правовой строй Китая.
Право и государство Китая имеет свои, свойственные только этой стране, особенности, что и определяет актуальность темы данной работы. На сегодняшний день, это одно из передовых государств мира, обладающее огромным потенциалом.
Стоит
сказать, что Китай весьма
Цель данной работы: рассмотреть историю государства и права древнего Китая, и установить общие тенденции и принципы развития уголовного права, брачно-семейного права, имущественных отношений, судебного процесса.
Объект исследования — государство и право Китая. Предмет исследования — изучение особенностей государства и права Китая.
1.История
образования государства и
1.1.История государства Древнего Китая
Историю Древнего Китая принято разделять на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII -V вв. до н.э.) и Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ, в связи с перешедшими к оседлому земледелию родовыми группами инь-ских племен. В иньском Китае по причине разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван и его приближенные также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.
Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий.
Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами
Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междоусобицей.
Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку. Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов.
В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.
Все это приводит
к тому, что в последние века
до н.э. в Китае проявляется
Основы
социальных порядков, государственная
машина, созданные в циньском Китае,
оказались столь
1.2. Право Древнего Китая
В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньском (иньском) и раннёчжоуском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы ли(«Ли» переводится с китайского языка в нескольких вариантах и как «этикет», и как «ритуал», и как «церемония», и как «правило приличного поведения»). Эти нормы основывались на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.
Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных.
В VI-V вв. до н. э. создает свое учение великий философ Конфуций (Кун-цзы, около 551-479 гг. до н. э.), непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века.
Основная философская идея конфуцианства - это идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей.
Средством
поддержания справедливого
На втором этапе развития древнекитайского права начиная с периода Чжаньго (V-III вв. до н. э.) усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение (фацзя), отрицавшее религию и мораль, строившее политическую теорию государственного управления на чисто рациональной и бесчеловечной основе.
Наиболее ярким представителем легизма был Шан Ян (390-338 гг. до н. э.), отстаивавший абсолютную власть правителя.
Легисты проповедовали
идею бесполезности и невозможности
существования людей вне рамок
жесточайших наказаний, отказывались
признавать наличие какой-либо связи
между мерой наказания и
Таким образом, представления о происхождении права были принципиально различны в отдельных древневосточных цивилизациях.
С утверждением
династии Хань на последнем этапе
формирования древнекитайского права
- этапе нового утверждения конфуцианства,
когда стало очевидным, что одного
принуждения для стабильности недостаточно,
происходит слияние легизма и
конфуцианства в новое учение
- ортодоксальное ханьское конфуцианство.
Главная идея - это конфуцианская
идея иерархических, субординационных
связей между людьми(«правитель-
Так же как и легисты, ханьские конфуцианцы утверждали, что все члены общества были равно ответственны перед законом, но равенство перед законом не означало равенства друг перед другом. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона (фа), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: там, где недостает ли, следует применять фа, то, что наказуемо по фа, не может быть дозволено по ли, то, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа.
Слияние
конфуцианства и легизма
1.3. Источники права
Согласно исторической концепции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в X в. до н. э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывавший 3 тыс. статей.
Появление
писаных законов в Китае
Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго («Борющихся царств»), в V-III вв. до н.э., было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 г. до н. э., основой которого стало понятие «у син» - 5 видов наказаний за преступления: клеймение (татуирование), отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь.
Лишь на рубеже V- IV вв. до н. э. появился один из первых сводов законов - «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем. Он состоял из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Этот кодекс положил начало последующей практике разработки сборников законов. «Книга законов царства Вэй» была в его время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.
Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, установлений Конфуцием или его последователями. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.
2.Уголовное право и виды наказаний при нем
2.1.Уголовное право
Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы над-отраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений, и проч.
Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек», его «низость» определялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.
Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли. кит
В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу «если воля добрая, человек не нарушает закон», стали складываться специфическое учение о формах вины и учитываться преступная воля при определении меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 г. до н. э. В соответствии с этим требованием в китайском праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, - за не подтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со «злодейским умыслом» или в драке.
В древнем праве проводились различия и между оконченным преступлением и покушением как проявлением преступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались под прессом конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например в случае намерения убить кровного родственника.
Концепция
«преступной воли» определяла и
содержание таких институтов, как
соучастие и групповое