Право Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Китай возник на заре цивилизации и существует до сих пор. Это одна из древнейших великих цивилизаций, вобравшая в себя множество государств и их культур в течении 4 тысяч лет. Стоит отметить, что Китай одно из центральных государств Востока, отличное от других, и прошедшее свой путь развития отличный от Европейских стран. Китай – страна со своеобразной культурой, религией, искусством, письменностью, очень глубокой и противоречивой историей, и разумеется, все эти факторы оказывали влияние на государственный и правовой строй Китая.

Файлы: 1 файл

kursovaya_zaruba.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

Введение

Китай возник на заре цивилизации и существует до сих пор. Это одна из древнейших великих цивилизаций, вобравшая в себя множество государств и их культур в течении 4 тысяч лет.

Стоит отметить, что Китай одно из центральных  государств Востока, отличное от других, и прошедшее свой путь развития отличный от Европейских стран. Китай –  страна со своеобразной культурой, религией, искусством, письменностью, очень глубокой и противоречивой историей, и разумеется, все эти факторы оказывали  влияние на государственный и  правовой строй Китая.

Право и  государство Китая имеет свои, свойственные только этой стране, особенности, что и определяет актуальность темы данной работы. На сегодняшний день, это одно из передовых государств мира, обладающее огромным потенциалом.

 Стоит  сказать, что Китай весьма интересен  для России как стратегический  партнер в рамках международных  отношений. В данном случае, история  столь интересного государства  как Китай, становится еще более  актуальной. 

Цель  данной работы: рассмотреть историю  государства и права древнего Китая, и установить общие тенденции  и принципы развития уголовного права, брачно-семейного права, имущественных  отношений, судебного процесса.

Объект  исследования — государство и  право Китая. Предмет исследования — изучение особенностей государства и права Китая.

 

 

 

 

 

 

 

1.История  образования государства и права  Древнего Китая

1.1.История государства Древнего Китая

Историю Древнего Китая принято разделять  на ряд периодов, обозначаемых в  исторической литературе по имени царствующих  династий: период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI - III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII -V вв. до н.э.) и Чжаньго - "борющихся  царств" (V-III вв. до н.э.), последний  завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Первые  очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать  во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ, в связи с перешедшими  к оседлому земледелию родовыми группами инь-ских племен. В иньском Китае  по причине разложения родоплеменных  связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван  и его приближенные также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание  первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано  с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий.

Социальное  и политическое развитие народов  всего бассейна реки Хуанхэ было значительно  ускорено завоеванием царства Инь  в конце XII в. до н.э. пришедшими с  запада чжоусскими племенами

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной  власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные  вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной  ей междоусобицей.

Долголетние непрерывные войны привели к  экономическому упадку. Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются  экономические и культурные контакты различных районов и народов.

В истории  Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время  зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению  царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.

Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается  крупная частная собственность  на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется  широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Утверждается, второй путь, носителем  которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно  закончило борьбу за объединение  страны.

Основы  социальных порядков, государственная  машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без  всяких изменений были перенесены в  Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском  Китае до буржуазной революции 1911—1913 гг. .

 

 

 

1.2. Право Древнего Китая

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньском (иньском) и раннёчжоуском Китае  в регулировании общественных отношений  главную роль играли этические нормы ли(«Ли» переводится с китайского языка в нескольких вариантах и как «этикет», и как «ритуал», и как «церемония», и как «правило приличного поведения»). Эти нормы основывались на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.

Вместе  с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретают  распоряжения и приказы правителя, его приближенных.

В VI-V вв. до н. э. создает свое учение великий философ Конфуций (Кун-цзы, около 551-479 гг. до н. э.), непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века.

Основная  философская идея конфуцианства - это  идея гармонии как главного условия  всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей.

Средством поддержания справедливого порядка  у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем, что в свою очередь должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.

На втором этапе развития древнекитайского права  начиная с периода Чжаньго (V-III вв. до н. э.) усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение (фацзя), отрицавшее религию и мораль, строившее политическую теорию государственного управления на чисто рациональной и бесчеловечной основе.

Наиболее  ярким представителем легизма был  Шан Ян (390-338 гг. до н. э.), отстаивавший абсолютную власть правителя.

Легисты проповедовали  идею бесполезности и невозможности  существования людей вне рамок  жесточайших наказаний, отказывались признавать наличие какой-либо связи  между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления.

Таким образом, представления о происхождении  права были принципиально различны в отдельных древневосточных  цивилизациях.

С утверждением династии Хань на последнем этапе  формирования древнекитайского права - этапе нового утверждения конфуцианства, когда стало очевидным, что одного принуждения для стабильности недостаточно, происходит слияние легизма и  конфуцианства в новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство. Главная идея - это конфуцианская  идея иерархических, субординационных связей между людьми(«правитель-подданный»,  и «муж-жена»).

Так же как  и легисты, ханьские конфуцианцы  утверждали, что все члены общества были равно ответственны перед законом, но равенство перед законом не означало равенства друг перед другом. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний  запрещало от него уклоняться. Нормы  господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона (фа), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: там, где недостает ли, следует применять фа, то, что наказуемо по фа, не может быть дозволено по ли, то, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа.

Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы ли приобрели большую  обязательность и формализм, а в  право были перенесены целые пассажи  из канонизированных к этому времени  конфуцианских произведений «Чжоу  ли», «И ли», «Ли цзы». в которых  еще в начале второй половины I тысячелетия до н. э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали. Начавшийся процесс конфуционизации права длился несколько веков, завершившись лишь в средневековом Китае ко времени династий Сун и Тан в VII в.1

1.3. Источники права

Согласно  исторической концепции первые писаные  законы в Китае появились в  государстве Шань, а в X в. до н. э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывавший 3 тыс. статей.

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н. э. ( Закон о поземельном налоге, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения).

Усиление  законодательной деятельности в  период Чжаньго («Борющихся царств»), в  V-III вв. до н.э., было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки.

Одним из первых материальных свидетельств писаных  законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник  с текстом «Обозрения законов», относящийся  к 536 г. до н. э., основой которого стало  понятие «у син» - 5 видов наказаний за преступления: клеймение (татуирование), отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь.

Лишь  на рубеже V- IV вв. до н. э. появился один из первых сводов законов - «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем. Он состоял из шести глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

Этот кодекс положил начало последующей практике разработки сборников законов. «Книга законов царства Вэй» была в его  время дополнена еще рядом  глав, в частности нормами права  о военном деле, о государственном  коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву  Китая порядок, установлений Конфуцием  или его последователями. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в  частности поземельных.

 

2.Уголовное право и виды наказаний при нем

2.1.Уголовное  право

Традиционное  право Китая развивалось в  основном как уголовное право, нормы  которого носили как бы над-отраслевой характер. Они пронизывали сферу  и брачно-семейных, и гражданских  отношений, и проч.

Понятие преступления в Древнем Китае связывалось  с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как  «низкий человек», его «низость»  определялась тем, что он выступал носителем  этой пагубной, преступной воли, которая  в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.

Из признания  примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость  наказания должны были соответствовать  не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного  состояния преступника, не столько  тяжести преступного действия, сколько  интенсивности преступной воли. кит

В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу «если воля добрая, человек не нарушает закон», стали складываться специфическое  учение о формах вины и учитываться  преступная воля при определении  меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и законом  в 120 г. до н. э. В соответствии с этим требованием в китайском праве  стали выделять предумышленные и  преднамеренные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без  такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, - за не подтвердившийся донос. Тяжесть  наказания за телесное повреждение  зависела от того, было оно нанесено со «злодейским умыслом» или в  драке.

В древнем  праве проводились различия и  между оконченным преступлением  и покушением как проявлением  преступной воли, наказываемым в принципе более мягко. Но нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, которые деформировались  под прессом конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например в случае намерения убить кровного родственника.

Концепция «преступной воли» определяла и  содержание таких институтов, как  соучастие и групповое преступление. Еще на рубеже новой эры сложилась  особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление признавалось групповым, если оно было совершено  по предварительному сговору, в противном  случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого считалась  особо тяжкой по сравнению с другими  участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над универсальной  идеей наказания легистов, закрепленной еще и вышеупомянутом законе в 120 г. до н. э.

Информация о работе Право Древнего Китая