Право международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:36, реферат

Описание работы

Немаловажное значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство. В конституциях и других законодательных актах указываются органы государства или лица, которые уполномочены вести переговоры, заключать договоры, устанавливается порядок их ратификации, исполнения, денонсации. В данном реферате будут рассмотрены основные аспекты, касающиеся права международных договоров: стороны в договоре; порядок заключения международных договоров; порядок их регистрации; действие договоров; толкование; приостановление действия.

Содержание работы

Введение 3
1 Стороны в международном договоре 4
2 Заключение договоров 5
3 Опубликование и регистрация международных договоров 11
4 Действие договоров во времени и пространстве 13
5 Толкование международных договоров 15
6 Недействительность международных договоров 16
7 Прекращение и приостановление действия международных
договоров 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Право международных договоров (реферат).doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

- договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

- иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

- представитель государства подписал договор под условием ратификации;

- намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Национальным законодательством  может быть определен перечень тех  договоров, которые подлежат ратификации.

Одновременно с принятием  решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части:

1) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор;

2) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны;

3) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.

При заключении двустороннего  договора государства-участники обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого.

При заключении многостороннего  договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Такая процедура называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо.

Получили распространение  договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.

Функции депозитария  определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сообщение участникам договора о депонировании каждой ратификационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.

Обмен ратификационными грамотами или их депонирование — это своеобразное совместное исполнительное соглашение государств о согласии на обязательность договора. Оно входит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.

Утверждение — предусмотренная  в договоре упрощенная процедура  выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством  устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. Документы об утверждении (уведомления) направляются другим государствам либо депозитарию. Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.

Если государство по каким-либо причинам не участвовало  в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия  присоединения оговариваются в договоре. Документы о присоединении сдаются на хранение депозитарию.

Оговорка к договору - это одностороннее заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору. Такое действие невозможно, когда оговорки запрещаются договором; договор предусматривает лишь определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; оговорка противоречит объекту и цели договора. Договором могут предусматриваться определенные требования к содержанию оговорок. Например, государства могут делать оговорки к любому конкретному положению Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении того, что тот или иной закон, действующий на его территории, не соответствует этому положению. Такая оговорка должна содержать краткое изложение соответствующего закона. Оговорки общего характера не допускаются. По мнению Европейского Суда по правам человека, к таковым относятся оговорки, которые составлены в излишне туманных или общих выражениях, что не дает возможности определить их точное значение и сферу применения.

Оговорка должна быть сделана в письменном виде и доведена до сведения других государств — участников договора.

Поскольку государство  заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по-разному. Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой (правилом, предложенным в оговорке), тогда как к взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).

При подписании, ратификации  или присоединении к договору государство вправе сделать заявление — изложить свою точку зрения по тому или иному вопросу. В отличие от оговорки заявление не меняет содержания договора.

Договоры вступают в  силу в том порядке и в тот  срок, которые указаны в договоре. Договоры, не подлежащие ратификации  или утверждению, вступают в силу:

- с даты подписания;

- по истечении определенного срока после подписания;

- с указанной в договоре даты.

Порядок вступления в  силу договоров, подлежащих ратификации, обусловлен их характером.

Двусторонние договоры вступают в силу:

- в день обмена ратификационными грамотами;

- по истечении установленного срока (часто — 30 дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу:

- в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты;

- по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты;

- в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы.

Договоры, которые подлежат утверждению, вступают в силу:

- с даты обмена документами (уведомлениями) об утверждении;

- в день получения последнего документа об утверждении;

- в день сдачи на хранение определенного количества документов об утверждении.

Приведенный выше перечень вариантов  вступления договоров в силу не является исчерпывающим. В договорах могут предусматриваться и другие, особые условия вступления его в силу. Однако в любом случае условия и порядок вступления должны быть изложены таким образом, чтобы не создавать излишних затруднений при определении даты вступления договора в силу.

Поскольку договорные нормы  все чаще адресованы не только государствам, но и непосредственно участникам внутригосударственных отношений — государственным органам, физическим и юридическим лицам, этот вопрос приобретает все большую значимость.

Договоры могут быть срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в договоре, либо вытекает из его содержания (Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. и др.). В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств.

Государства вправе продлить (пролонгировать) действие договора. Продление обычно оформляется специальным соглашением.

Нередко предусматривается  возможность автоматического продления  действия договора.

 

3 Опубликование и регистрация международных договоров

 

Официальное опубликование  заключенных международных договоров  осуществляется как на государственном уровне, так и в рамках международных организаций. Согласно ст. 102 Устава ООН международные договоры, заключенные членами Организации, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. Регистрация не влияет на юридическую силу договора; на договор, не зарегистрированный в указанном порядке, стороны не могут ссылаться в органах ООН.

Все международные договоры, зарегистрированные в Секретариате ООН, подлежат опубликованию в периодически издаваемом сборнике, именуемом «Treaty Series», а европейские конвенции — в сборнике «Council of Europe Treaty Series». Опубликование многосторонних договоров, принятых в СНГ, производится в официальном издании «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ».

Договоры межведомственного  характера публикуются в официальных  изданиях этих органов.

Цель опубликования  международных договоров — довести  до сведения соответствующих субъектов  об их существовании и содержании.

Значение опубликования  для эффективной реализации международных договоров вполне понятно. Ответственность перед другими участниками договора обязывает государство принять необходимые меры, включая своевременное опубликование. Опубликование является организационно-правовой мерой обеспечения реализации международного договора и находится за пределами обретения международным договором обязательной юридической силы. Оно не влияет на юридическую силу международных договоров Республики Беларусь и на юридическое обоснование их действия в ее правовой системе.

Существует и иная точка зрения: опубликование является необходимым условием такого действия. Положения постановлений высших судебных инстанций о применении международных договоров РБ свидетельствуют, что на такой подход ориентированы и суды РБ.

Если согласиться с  тем, что неопубликованные международные договоры не подлежат применению, то положение договоров об их временном, до вступления в силу, применении бессмысленны, поскольку официальному опубликованию подлежат только вступившие в силу договоры. Не исключена ситуация, при которой начало применения международного договора Республикой Беларусь будет отличаться от его применения другими государствами-участниками, так как сроки опубликования договора могут не совпадать. Возможно возникновение проблемы применения неопубликованных приложений к договорам. Опубликование договора без приложений означает опубликование лишь его части, поскольку текст договора включает не только его основную часть, но также преамбулу и приложения (п. 2 ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров).

Несмотря на то что  международный договор РБ после его вступления в силу становится составной частью ее правовой системы, он действует в рамках этой системы как международно-правовой акт, не превращаясь во внутригосударственный акт. Следовательно, Республика Беларусь не вправе «распорядиться» им по своему усмотрению, в том числе отсрочить его исполнение из-за неопубликования, ссылаясь на национальное законодательство. Такая отсрочка не согласуется с требованиями ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров, отвергающей ссылки на внутреннее право в оправдание отказа от исполнения договора.

 

4 Действие договоров во времени и пространстве

 

Договор начинает действовать  с момента вступления его в силу. Действующий договор — это договор, обретший и не утративший юридическую силу.

В международно-правовых актах и литературе для обозначения действия договора нередко используется термин «применение» (например, в разделе «Применение договоров» Венской конвенции о праве международных договоров говорится о территориальной сфере действия договоров, о том, что они не имеют обратной силы, как определяются права и обязанности государств-участников последовательно заключенных договоров). Применением иногда именуется действие договора в конкретной ситуации. Считается, что с момента вступления в силу договор действует, но не применяется, пока не возникнет та ситуация, на которую он рассчитан. В доказательство различия этих терминов приводятся соглашения о правилах ведения войны. Пока нет вооруженного конфликта, договоры действуют; с его возникновением они начинают применяться.

Если стремиться к  адекватности и юридической точности в терминологии, то в указанной  ситуации (т.е. когда возникает вооруженный конфликт) более уместен был бы термин «реализация», так как речь идет о действии или бездействии, соответствующих требованиям норм договоров (об исполнении, использовании или соблюдении договорных норм). О применении можно говорить, если положения договора в процессе реализации нарушены (или их исполнение ставится под угрозу) и по этому поводу принято решение (правоприменительный акт) государством, судом или каким-либо иным органом (не случайно все большее распространение получает выражение «применимое право» в связи с деятельностью судебных органов).

Таким образом, термин «применение» следует понимать по-разному (в зависимости  от ситуации):

- как действие договора, подтверждение его юридической силы (он является действующим);

- как доказательство того, что договор является подходящим, приложимым к данной ситуации, что отношения, возникшие в этом случае, им регулируются, подпадают под его действие;

Информация о работе Право международных договоров