Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 06:14, доклад
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности.
В российском законодательстве существует отдельная отрасль права - Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие правовой основы местного самоуправления……...…………4
2. Международные правовые источники регулирования местного самоуправления…………………………………………………………….6
3. Нормативно-правовые акты федерального уровня………………..…..8
3.1 Нормы конституции РФ о местном самоуправлении……….…….8
3.2 Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты…………………………………………………………………...…11
3.3 Нормативные правовые акты субъектов РФ……………………..17
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………23
К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся:
· конституции республик, входящих в состав РФ;
· уставы;
· законы субъектов РФ.
Нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации
также подразделяются на законы и
подзаконные акты. Законы издаются
законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. К ним относятся
конституции республик в
Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении. В большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997 годах.
Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.
Большие дискуссии вызывает
различное решение вопроса о
территориальной организации
Уставы субъектов Федерации
редко, когда противоречат Конституции
России. Однако и они учитывают
специфику организации
Таким образом, уставы субъектов РФ, будучи учредительными нормативно-правовыми актами регионального уровня, являясь источниками муниципального права, устанавливают конкретную модель организации местного самоуправления на территории соответствующего субъекта.
Также дискуссионным является
вопрос об организационных формах местного
самоуправления. Более всего местному
самоуправлению как форме народовластия
соответствуют формы
Большое разнообразие наблюдается
и в решении вопросов о формах
представительной власти, о соотношении
представительных и исполнительных
органов местного самоуправления. Недостаточно
еще проработан вопрос на уровне субъектов
Федерации о системе
На уровне субъектов Федерации должны быть приняты правовые акты, закрепляющие разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; порядок формирования финансовых ресурсов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности; конституционные нормы при формировании финансово-экономической основы местного самоуправления; статус муниципального служащего. Эти и многие другие еще предстоит решать субъектам Федерации. Система местного самоуправления в России находится пока на этапе начального развития и становления, тем не менее, уже сейчас ясно, что необходима некоторая унификация в решении основных вопросов местного самоуправления.
В целом же к предметам законодательства субъектов Федерации относятся:
· организация и деятельность
местного самоуправления в соответствии
с федеральным
· порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
· порядок регистрации
уставов муниципальных
· порядок проведения муниципальных выборов;
· проведение местных референдумов;
· осуществление права местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации;
· наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
· муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом);
· административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
· плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.
Заключение
Осознание местного самоуправления
как закономерности общественного
развития зависит от места, которое
отводится ему в системе
Принцип действия саморазвивающейся системы, каковой является местное самоуправление, основан на идее полноправного участия граждан в принятии решений и их надлежащей реализации, опираясь на собственные силы.
Помощь государства в данной ситуации должна заключаться в своевременном и полномерном обеспечении местного самоуправления соответствующими нормативно-правовыми актами, без которых деятельность системы местного самоуправления не может быть функциональной и полезной для государства.
Рассмотренные выше всевозможные нормативно-правовые акты, как Российского законодательства, так и международные позволяют сделать следующие выводы:
· Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями способствует вживлению местной публичной власти в ткань государственного организма, их сращиванию и взаимному обогащению.
· Существует реальная необходимость
разработать необходимые
· Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде, целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М: Юридическая литература, 1993.
2. Федеральный закон №
126 от 25.09.97г. «О финансовых
3. Федеральный закон №
154 от 28.08.95г. «Об общих
4. Федеральный Закон №
8 от 08.01.98г. «Об основах
5. Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М.: Новый Юрист, 1998.
6. Прудников А.С., Кудин В.А., Лимонов А.М., Лимонова Н.А. Муниципальное право России: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ. 2003.
7. Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М.:ЮНИТИ, 1997.
8. Местное самоуправление: Теория и практика.2-е изд-е, изм. И доп./Под ред. Г. Люхтерхпиндт - М.:Фонд Ф.Науманна, 1997.
9. Савранская О.И. Правовые основы местного самоуправления//СОЦИС.-М., 1997. - №1.
Приложение:
Тестовые вопросы:
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой правовая основа местного самоуправления?
2. Дайте определение правовой
основы местного
3. С чем связан первый период формирования правовой основы местного самоуправления в РФ ?
4. Что относится к нормативно-
5. Что вправе совершать
органы местного
6. Что закрепляет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?