Правовая основа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 06:14, доклад

Описание работы

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности.
В российском законодательстве существует отдельная отрасль права - Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие правовой основы местного самоуправления……...…………4
2. Международные правовые источники регулирования местного самоуправления…………………………………………………………….6
3. Нормативно-правовые акты федерального уровня………………..…..8
3.1 Нормы конституции РФ о местном самоуправлении……….…….8
3.2 Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты…………………………………………………………………...…11
3.3 Нормативные правовые акты субъектов РФ……………………..17
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

К нормативно-правовым актам  регионального уровня относятся:

· конституции республик, входящих в состав РФ;

· уставы;

· законы субъектов РФ.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  также подразделяются на законы и  подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. К ним относятся  конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью  местному самоуправлению, а также  содержащие отдельные нормы о  местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении. В большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997 годах.

Нормы, регулирующие отношения  в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик  в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений  в системе местного самоуправления.

Большие дискуссии вызывает различное решение вопроса о  территориальной организации местного самоуправления. Существуют одноуровневая  и многоуровневая концепции территориальной  организации местного самоуправления. Часть субъектов придерживается мнения о необходимости параллельного  существования государственного управления и местного самоуправления.

Уставы субъектов Федерации  редко, когда противоречат Конституции  России. Однако и они учитывают  специфику организации муниципальной  власти на соответствующей территории. Так, Устав Ленинградской области  предусматривает смешанную систему  управления на местном уровне: государственное управление (главы администраций районов, назначаемые губернатором области) и местное самоуправление (осуществляемое городскими муниципалитетами, волостными управами, и сельскими старостами).

Таким образом, уставы субъектов  РФ, будучи учредительными нормативно-правовыми  актами регионального уровня, являясь  источниками муниципального права, устанавливают конкретную модель организации  местного самоуправления на территории соответствующего субъекта.

Также дискуссионным является вопрос об организационных формах местного самоуправления. Более всего местному самоуправлению как форме народовластия  соответствуют формы непосредственной демократии, такие, как местные референдумы, собрания, сходы граждан. Большинством субъектов Федерации разработаны  специальные законы о проведении референдума. Но по таким важным вопросам, как «Кто принимает решение о  необходимости проведения референдума?», «Какие вопросы должны решаться референдумом?», «Каковы правовые последствия принятого  решения?» и многим другим, решения  субъектами Федерации принимаются  однозначно.

Большое разнообразие наблюдается  и в решении вопросов о формах представительной власти, о соотношении  представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Недостаточно еще проработан вопрос на уровне субъектов  Федерации о системе взаимоотношений  государственных органов и местного самоуправления, о возможности отзыва депутатов представительных органов.

На уровне субъектов Федерации  должны быть приняты правовые акты, закрепляющие разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов  Федерации и органами местного самоуправления; порядок формирования финансовых ресурсов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности; конституционные  нормы при формировании финансово-экономической  основы местного самоуправления; статус муниципального служащего. Эти и многие другие еще предстоит решать субъектам Федерации. Система местного самоуправления в России находится пока на этапе начального развития и становления, тем не менее, уже сейчас ясно, что необходима некоторая унификация в решении основных вопросов местного самоуправления.

В целом же к предметам  законодательства субъектов Федерации  относятся:

· организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;

· порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных  образований, установление и изменение  их границ и наименований;

· порядок регистрации  уставов муниципальных образований;

· порядок проведения муниципальных  выборов;

· проведение местных референдумов;

· осуществление права  местного самоуправления на законодательную  инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации;

· наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

· муниципальная служба (в  соответствии с федеральным законом);

· административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

· плата за использование  природных ресурсов на территории муниципального образования.

 

 

 

 

Заключение

Осознание местного самоуправления как закономерности общественного  развития зависит от места, которое  отводится ему в системе публичных  институтов. Формы самоуправления, возникнув первоначально как  самостоятельные, естественные, постепенно превращаются в формы, допущенные государством с целью повышения эффективности  управления системой государство-общество.

Принцип действия саморазвивающейся  системы, каковой является местное  самоуправление, основан на идее полноправного  участия граждан в принятии решений  и их надлежащей реализации, опираясь на собственные силы.

Помощь государства в  данной ситуации должна заключаться  в своевременном и полномерном  обеспечении местного самоуправления соответствующими нормативно-правовыми  актами, без которых деятельность системы местного самоуправления не может быть функциональной и полезной для государства.

Рассмотренные выше всевозможные нормативно-правовые акты, как Российского  законодательства, так и международные  позволяют сделать следующие  выводы:

· Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями способствует вживлению  местной публичной власти в ткань  государственного организма, их сращиванию и взаимному обогащению.

· Существует реальная необходимость  разработать необходимые дальнейшие шаги для развития системы местного самоуправления и закрепить их законодательно.

· Учитывая многообразие субъектов  правового регулирования, а также  то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде, целесообразно не строить  расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской  Федерации. - М: Юридическая литература, 1993.

2. Федеральный закон №  126 от 25.09.97г. «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской  Федерации»// Правовая система "Гарант";

3. Федеральный закон №  154 от 28.08.95г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» //Правовая  система "Гарант";

4. Федеральный Закон №  8 от 08.01.98г. «Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации»// Правовая система "Гарант";

5. Постовой Н.В. Муниципальное  право России. - М.: Новый Юрист, 1998.

6. Прудников А.С., Кудин  В.А., Лимонов А.М., Лимонова Н.А.  Муниципальное право России: Курс  лекций. - М.: ЮИ МВД РФ. 2003.

7. Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М.:ЮНИТИ, 1997.

8. Местное самоуправление: Теория и практика.2-е изд-е, изм. И доп./Под ред. Г. Люхтерхпиндт - М.:Фонд Ф.Науманна, 1997.

9. Савранская О.И. Правовые основы местного самоуправления//СОЦИС.-М., 1997. - №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Тестовые вопросы:

  1. Сколько периодов можно выделить в развитии правовой системы местного самоуправления в России?
    1. 1
    2. 2
    3. 3
    4. 4
  2. Какой документ является достаточно полно излагающим понятие и принципы местного самоуправления?
    1. Европейская Хартия
    2. Конституция
    3. Федеральный закон
    4. Земельный кодекс
  3. Какая глава в конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению?
    1. Глава 2
    2. Глава 8
    3. Глава 5
    4. Глава 3
  4. В каком законе раскрыты основные понятия местного самоуправления?
    1. ФЗ о местном самоуправлении
    2. ФЗ о муниципальной службе
    3. ФЗ о международных договорах
    4. ФЗ № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями ФЗ № 107 от 04.08.2000г.
  5. Из кого состоят представительные органы местного самоуправления?
    1. Депутаты
    2. Народ
    3. Судьи
    4. Партии
  6. Какой указ призван разработать необходимые шаги для развития системы местного самоуправления?
    1. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
    2. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 года № 645 «О Министре внутренних дел Российской Федерации»
    3. Указ Президента от 15.10.1999г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ»
    4. Указ о единонаследии
  7. На каком уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления?
    1. Федеральном
    2. Правительством РФ
    3. Местном
    4. Указом Президента
  8. Что относят к нормативно-правовым актам регионального уровня?
    1. Предписания
    2. Указы
    3. Уставы
    4. Статьи
  9. На основании какой статьи Конституции РФ местное самоуправления признается и гарантируется в Российской Федерации?
    1. ст. 12
    2. ст. 13
    3. ст. 14
    4. ст. 15
  10. Кому дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления?
    1. Местному самоуправлению
    2. Населению муниципальных образований
    3. Президенту РФ
    4. Меру города

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой правовая основа местного самоуправления?

      • Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.

 

2. Дайте определение правовой  основы местного самоуправления.

  • Правовая основа местного самоуправления - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

 

3. С чем связан первый период формирования правовой основы местного самоуправления в РФ ?

  • Первый период связан с началом формирования правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990—1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР” и Закон РСФСР “О местном самоуправлении”).

 

4. Что относится к нормативно-правовым актам федерального уровня?

  • К этой группе, относятся: Конституция РФ (1993) и федеральные законы закрепляющие основные положения и общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, государственные гарантии прав местного самоуправления. Кроме того, в эту группу входят Указы Президента, Постановления Правительства, Конституционного Суда РФ и другие.

 

5. Что вправе совершать  органы местного самоуправления  согласно Конституции РФ?

  • По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения.

 

6. Что закрепляет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основы деятельности органов местного самоуправления и подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти или государственными должностным лицами местного самоуправления не допускается.

Информация о работе Правовая основа местного самоуправления