Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:36, курсовая работа
с расширением международных связей Российской Федерации островстала проблема урегулирования отношений, участниками которых являютсяиностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место
в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет конституционное право,
руководствующееся положениями Основного закона РФ.
секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав
дипломатических представительств и члены семей дипломатического персонала
представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не
являются российскими гражданами.
Кроме того, к ним относятся
еще и представители
(главы государств, правительств и т.д.), члены парламентских и
правительственных делегаций, приезжающие для участия в межгосударственных
переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также
представители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом
через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие
их (если они не являются гражданами Российской Федерации). К этой группе
примыкают сотрудники некоторых международных организаций (ООН, СБСЕ и
т.п.).
Беженцы и вынужденные переселенцы
Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие в Российской Федерации убежище. Причем речь может идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении гражданства или подданства.
Присоединение Российской
Конституционно-правовой
Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности
к определенной социальной группе или политических убеждений.
В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как
правило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец.
Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав CCCР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.
ГЛАВА
3. Анализ конституционно-
Конституционно-правовой
Основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное
содержание составляют соответствующие права и обязанности.
Между тем такие явления
правоспособность и гарантии, не входя в известном смысле в число элементов конституционно-правового статуса иностранных граждан, имеют важное, а порой и решающее влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы, упоминающиеся в юридической литературе (ответственность, законные интересы и т.д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они или являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов, или не оказывают заметного воздействия на конституционно-правовой статус
иностранных граждан.
Гражданство Если следовать этим путем, то необходимо прежде всего обратиться к гражданству, так как оно является объективным фактором, важной предпосылкой для распространения на отдельное лицо всего комплекса прав и обязанностей, существующих в государстве. Надо иметь в виду, что иностранец — это лицо, которое состоит в гражданстве конкретного иностранного государства, что в ряде случаев имеет непосредственное значение для установления того или
иного объема прав и обязанностей иностранцев в РФ.
В подтверждение сказанного можно сослаться на действующее
законодательство. Так, в п. 3 ст. 2 Закона СССР "О правовом положении
иностранных граждан в СССР" установлено, что правовое положение иностранных
граждан может определяться также на основании международных договоров, а п.
3 ст. 3 этого же закона предусматривает возможность становления ответных
ограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, в которых
имеются специальные ограничения прав и свобод наших граждан.[6]
Правоспособность
Что касается правоспособности, то она является, как известно, важным
юридическим свойством любого индивидуального субъекта конституционного
(государственного) права. Стало быть, конституционно-правовая
правоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами и
обязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной и
неотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с тем
правоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественные
различия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Эти
различия проявляются, например, в том, что конституционно-правовая
правоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает в
конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не
является.
По мнению многих авторов[7], наиболее
разработанной и
теоретической и практической точек зрения является классификация основных
прав и обязанностей по их социальному назначению. Дело в том, что при всем
многообразии классификаций все они с теми или иными поправками исходят в
конечном счете из социального назначения прав и обязанностей. Довольно
широко используется этот критерий и в международно-правовых документах
(Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Международный пакт о гражданских и политических правах; и др.).
Таким образом, все основные
права и обязанности иностран
можно условно подразделить на:
— личные (гражданские);
— политические;
— социально-экономические.
Следует подчеркнуть, что
ограничены по мотивам расовой принадлежности, национальности, языка,
социального происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств. А всякого рода ограничения прав
иностранцев, установленные их национальным законодательством по указанным
причинам, не признаются и не могут получить применение на территории нашего
государства.
Права и обязанности иностранных граждан
Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны
Российского государства в отношении своих личных прав (неприкосновенность
личности и жилища, свобода совести и др.), а также экономических,
социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право
на экономическую деятельность и частную собственность, прудовую
деятельность, отдых, охрану здоровья, социальной обеспечение, образование,
участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и
др.). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических,
которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только
гражданам России
(занятие некоторых
политических партиях, право избирать и быть избранными в органы
государственной власти, участие в референдумах и др.). Иностранный
гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ
средствами, включая право на обращение в суд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных
граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ
(согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на них
распространяется
конституционная обязанность
налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные
граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на
территории России, а иностранные граждане, совершившие преступления,
административные или иные правонарушения на территории России, несут
ответственность на общих основаниях с российскими гражданами.[8]
Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом
независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод
не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным
интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане
обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации,
могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой
деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.[9]
Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие
формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на
собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование
достижениями культуры.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации,
могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные,
культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не
противоречит их уставам.
Наравне с гражданами
совести, неприкосновенность личности и жилища.
Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской
Федерации и другими лицами.
Иностранные граждане в
избранными в выборные государственные органы, занимать государственные
должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).
Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Допускается передвижение
Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном
законодательством, а также соответствующими международными договорами
Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной
безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться
ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.
При соблюдении установленных
законом правил иностранные
въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или
иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат
ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем
из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных
граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.[10]
Ограничения в правах
Стоит отметить, что установленные в свое время в законодательстве
изъятия из прав иностранных граждан были немногочисленны, и они могут быть
сведены к двум группам.
К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для
иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той
или иной деятельностью на равных началах с нашими гражданами. Согласно п. 7
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ