Правовое регулирование избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным — одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Контрольная работа работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................

1. Понятие, назначение и природа выборов..........................................................

2. Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.......................................................

Заключение.................................................................................................................

Список литературы...................................................................................................

Файлы: 1 файл

Контр, раб Конст Право России.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Введение....................................................................................................................

 

1.  Понятие, назначение и природа выборов..........................................................

 

2. Законодательство о  выборах в федеральные органы  государственной власти Российской  Федерации и ее субъектов.......................................................

 

Заключение.................................................................................................................

 

Список  литературы...................................................................................................  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

Актуальность  темы данной работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным  — одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания  по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть  в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.   

Контрольная работа   работа посвящена современному состоянию  правового регулирования института  выборов, преобразованиям в системе  законодательства и права, обеспечивающего  их организацию и проведение, и  реформам в этой области государственно-правовых отношений.   

 

Объект  исследования — избирательное право  и избирательные отношения в  Российской Федерации.  

 

 

 Предмет исследования — избирательная система  России и ее конституционно-правовое регулирование.  

 

 

 Цель контрольная  работы — рассмотреть  избирательную систему РФ.  

 

 

 Структура контрольной работы подчинена цели комплексного изложения  современного состояния развития избирательной  системы Российской Федерации, а  именно определены задачи:    

- рассмотреть  понятие, назначение и природу выборов Российской Федерации;    

 

 

 

   Методы  исследования — анализ, развития и современного состояния  избирательной системы РФ.    

 

Тема  является достаточно изученной и  освящена как  учебниках, так и в таких специализированных правовых периодических изданиях, как  «Журнал российского права», «Правоведение», «Человек и закон», «Юрист» и др.   

Происходившие в последнее время изменения  в избирательном законодательстве в первую очередь были вызваны  преимущественно политическими  причинами, стремлением руководства  страны усилить «вертикаль власти». Наиболее важными результатами этого  курса, спроецированного на сферу выборов, явились:   

- корректировка разграничения полномочий  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления (включая формирование соответствующих органов власти);   

- создание дополнительных инструментов, обеспечивающих надлежащий контроль  федеральных органов государственной  власти за политически-ми процессами, затрагивающими деятельность политических партий, ход избирательных кампаний не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.    

В данной работе рассматриваются основные проявления указанных изменений  и их конституционно-правовое значение, а также правовое регулирование  избирательного процесса в РФ (избирательные  округа, избирательные комиссии, порядок  выдвижения кандидатов, предвыборная агитация и финансирование выборов, подсчет голосов).  

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие, назначение и природа выборов.

 

 

 «Понятие избирательной  системы и. избирательного процесса» - анализируются понятия «избирательная система» и «избирательный процесс». Избирательная система - это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы и права граждан избирать и быть избранными; регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; устанавливающих гарантии избирательных прав граждан и ответственность депутатов и иных избранных лиц перед избирателями.

Впервые понятие «избирательная система» в советском законодательстве появилось  с принятием Конституции СССР 1936 г., гл. 11 которой имела аналогичное название. С этого времени в российской юридической литературе наряду с уже употреблявшимся термином «избирательное право» стал использоваться и термин «избирательная система», который по содержанию полностью поглощал термин «избирательное право».

 

 

   Система организации выборов  (избирательная  система)  и  избирательное право  являются  необходимыми  элементами  осуществления   народовластия   - исходного  принципа  российской  государственности.  Конституция  Российской   

Федерации содержит основополагающие положения, относящиеся к  организации  и проведению  выборов и имеющие высшую  юридическую силу,  прямое  действие  и применение  на всей территории страны.      

 В    Конституции     обозначена     конституционно-правовая     формула взаимоотношений  между  демократией  как  политической  формой   организации  государственной власти и выборами как  институтом,  обеспечивающим  одно  из  направлений  непосредственного   участия   граждан   в   управлении   делами  государства: это положения, отнесенные к основам  конституционного  строя  и  касающиеся   политических   прав   и свобод   граждан,   государственной   правосубъектности общества, согласно которым единственным источником  власти в Российской  Федерации  является  многонациональный  народ,  осуществляющий свою  власть непосредственно, а также  через органы государственной  власти  иорганы  местного  самоуправления.  Фундаментальной  является  конституционная характеристика   институтов   референдума   и   выборов   как   высшего    и непосредственного выражения власти народа.      

 К  конституционным  основаниям  становления  и  развития   политической демократии  и обеспечивающего  ее  избирательного  права  и  законодательства относятся также верховенство  Конституции  и  федеральных  законов,  наличие конституции  (устава)  и  законодательства  у  каждого  субъекта  Российской   

Федерации, единство системы государственной  власти, разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными органами  государственной  власти  и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации.      

 Особо  важны  для  понимания   природы  конституционной   демократии   и правового  регулирования  избирательного  процесса   положения   статьи   32   

Конституции Российской Федерации, устанавливающие  политическое  субъективное право граждан Российской Федерации  избирать  и  быть  избранными  в  органы  государственной власти и местного  самоуправления,  а  также  участвовать  в  референдуме. Для сохранения и развития  институтов  политической  демократии   существенное  значение  имеет  конституционная  норма,  запрещающая  издавать  законы, отменяющие или умаляющие права  и  свободы  человека  и  гражданина,   которые могут быть ограничены федеральным законом только  в той мере,  в  какой  это  необходимо  для  защиты конституционного строя. Классическо   определение  демократической  государственности  признает  в   качестве   ее атрибутивного   признака   наличие   государственных   органов, избираемых  гражданами  на  определенный  срок.  Решение   всего комплекса   вопросов   воспроизводства и ротации выборных  институтов  власти  через  избирательный  процесс связано с соблюдением ряда основных политико-правовых принципов.И хотя указанные признаки  парламентарной демократии относятся   к  опыту функционирования  и  развития  институтов  классической  модели  организации публичной власти, в своих исходных определениях они имеют общее  значение  и  смысл,  поскольку  основу   любой   демократической   политической   системы составляет  единство принципов представительности  общественных  интересов  и   выборности  их полномочных представителей.

В них обнаруживает себя действительная  природа  взаимоотношений   между  обществом и государством, гражданином и  властью  как  двумя  конститутивными  элементами  любой  политической  системы.  Выборы  и  демократия  -  хотя  и  взаимозависимые, но не совпадающие категории.  Историческая  практика  знает множество примеров использования  выборов  в  ситуациях,  не  предполагающих   

ротацию  и  передачу  власти   по   итогам   голосования.   Демократические,

свободные,  открытые  и  конкурентные  выборы  -  итог  длительной  эволюции  социальных, политических  и  правовых  институтов.  В  современных  условиях  перехода  к  системе  политической  демократии,  для  которой  волеизъявление граждан  на  выборах  является  исходным   условием   легитимности   власти,   непрерывности,  сменяемости  и  преемственности  в   деятельности   выборных   государственных институтов, сама возможность  перехода  находится  в  прямой  зависимости  от  последовательного  освоения   и   безусловного   соблюдения   политических  и  правовых  принципов  организации  и   проведения   выборов,  культивирования навыков демократического  участия  граждан  в  избирательном  процессе  и  понимания  ими  социального  значения  периодически  проводимых избирательных кампаний.Традиционный взгляд на выборы  как  формальную  процедуру   формирования органов публичной власти является ограниченным и неполным в ситуации,  когда  

выборы   превращаются   в   институт   народовластия,   способ    реализации  политической    правосубъектности    граждан,     конституционную     основу  государственного   строя.   В   этом   контексте   реальное   содержание   и разнообразные функции выборов могут быть предметно  раскрыты и  определены  в  системе  таких   взаимосвязанных   категорий,   как   избирательное   право, избирательная система и избирательный  процесс.  Их  изучение  и  составляет предмет данного курса. 

 

 

   

  1. Законодательство  о выборах в  федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов

 

 

   Избирательное законодательство обширно по своему составу. Его можно различать  как по уровню нормативного регулирования  выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующим законодательством.     

 По уровню нормативного регулирования  законодательство о выборах подразделяется  на федеральное избирательное  законодательство и законодательство  субъектов Российской Федерации.     

 По уровню органов, порядок  формирования которых регулируется  соответствующими правовыми нормами,  следует различать законодательство  о выборах в федеральные органы  государственной власти, законодательство  о выборах в органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, законодательство о  выборах в органы местного  самоуправления.    

 Первая классификация (по уровню  нормативного регулирования) представляется  предпочтительней в рамках данной  работы, поскольку она более проста  для понимания, позволяет начертить  целостную картину избирательного  законодательства без ненужных  повторов и избежать возможной  ошибки у неискушенного в правовой  материи читателя о наличии  местного законодательства о  выборах ( если следовать строго логике подразделения законодательства на законодательство о выборах в федеральные органы, органы субъектов федерации и органы местного самоуправления, может сложиться ошибочное мнение о наличии федерального избирательного законодательства, законодательства субъектов федерации и избирательного законодательства органов местного самоуправления, в то время как на самом деле выборы в органы местного самоуправления регулируются прежде всего законодательством субъектов федерации).    

 Таким образом, подразделение избирательного законодательства на федеральное и субъектов федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления.     

 В рамках данной работы нет возможности, да и необходимости, перечислить и охарактеризовать все нормативные акты, составляющие избирательное законодательство, а потому остановимся лишь на наиболее важных, знать которые должны не только юристы и люди, непосредственно связанные с организацией и проведением выборов, но и обычные граждане для понимания своих избирательных прав и роли в избирательном процессе.     

Федеральное законодательство о выборах.      

 Следует сразу оговориться, что  к избирательному законодательству  мы будем относить не только  специальные нормативные акты, посвященные  выборам в конкретные органы  государственной власти, но и  акты, регулирующие избирательные  права граждан, принципы избирательного  права, а также отдельные вопросы  и стадии избирательного процесса. К федеральному законодательству  о выборах относятся прежде всего Конституция РФ; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ; указы Президента РФ; акты Центральной избирательной комиссии.   

Информация о работе Правовое регулирование избирательной системы