Правовое регулирование избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным — одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.
Контрольная работа работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................

1. Понятие, назначение и природа выборов..........................................................

2. Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.......................................................

Заключение.................................................................................................................

Список литературы...................................................................................................

Файлы: 1 файл

Контр, раб Конст Право России.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ. Конституция является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон  либо другой нормативный акт, кем  бы они не принимались, не могут противоречить  Конституции. Конституция регулирует наиболее важные аспекты жизни общества, но не детально и всесторонне, а как  бы закрепляя основные принципы, политику государства по тем или иным вопросам, а нормы текущего законодательства уже детально регулируют соответствующие  общественные отношения, строго и неукоснительно руководствуясь нормами и принципами Конституции.     

 Конституция РФ является базовым  законом для развития избирательного  законодательства. В Конституции,  прежде всего, закрепляется система  государственных органов, формируемых  на основе выборов ( органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство; регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, Государственной Думы и т.п.    

 В Конституции закреплено, что  свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным  выражением власти народа, а соответственно  определены избирательные права  российских граждан.     

 Немаловажным для развития института  избирательного права является  и проведенное в Конституции  разграничение компетенции между  Российской Федерацией и субъектами  Российской Федерации в сфере  избирательного законодательства.    

Федеральные законы. К федеральному избирательному законодательству прежде всего следует отнести Федеральный закон от 19 сентября 1997 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Данный закон не только регулирует гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, в законе фактически сформулирована четкая и логически выстроенная схема избирательного процесса, всех его стадий, а также система гарантий, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан. Изучив этот закон, любой гражданин будет иметь ясное представление о том, что такое выборы, какими правами он обладает как избиратель, как он может реализовать свое право быть избранным в те или иные органы государственной власти и органы местного самоуправления, как он может защитить свои избирательные права в случае их нарушения и т.д.    

 К федеральным избирательным  законам следует также отнести  Федеральный закон от 17 мая 1995 года “О выборах Президента  Российской Федерации” и Федеральный  закон от 21 июня 1995 года “О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации”, которыми регулируется  порядок подготовки и проведения  соответствующих выборов: порядок  регистрации избирателей; порядок  выдвижения кандидатов и основные  требования, предъявляемые к кандидату  и процедуре его выдвижения; виды  избирательных округов и избирательных  комиссий; вид избирательной системы,  по которой определяется победитель  на выборах; и т.д.     

 К федеральным избирательным  законам можно отнести и те  законы, которые в целом посвящены  регулированию других общественных  отношений, но имеют нормы,  касающиеся отдельных институтов  избирательного права, например, Федеральные законы: “Об общественных  объединениях”, “Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации” и  др.   

Указы Президента РФ. Характер указов, принимаемых  Президентом по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить указы, принимаемые Президентом в связи  с осуществлением им своих конституционных  полномочий. Так, например, в соответствии со ст.84 Конституции РФ Президент  назначает выборы Государственной  Думы; реализуя это полномочие, Президент  принимает Указ “О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва” (от 14 июля 1995 г.).    

 Кроме того, Президент является  гарантом прав и свобод человека  и гражданина, в том числе избирательных  прав. Так, в целях обеспечения  конституционных прав и свобод  граждан Российской Федерации,  повышения правовой культуры  избирателей Президент принимает  Указ “О федеральной целевой  программе повышения правовой  культуры избирателей и организаторов  выборов в Российской Федерации”.    

Акты  Центральной избирательной комиссии. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своими актами (постановлениями, положениями и  др.) регулирует отдельные вопросы  избирательного процесса. К ним, в  частности, можно отнести: Постановление  “О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами  территории Российской Федерации или  находящихся в длительных заграничных командировках”; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; и др.     

Законодательство  субъектов Российской Федерации  о выборах.      

 Субъекты Российской Федерации  в пределах предоставленных им  Конституцией РФ и федеральными  законами полномочий сами разрабатывают  нормативные акты, регламентирующие  порядок выборов президентов  республик; губернаторов краев,  областей; органов законодательной  (представительной) власти и органов  местного самоуправления.

 

 Следует  однако оговориться, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как бы единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, в частности, отнести утвержденные указами Президента РФ от 27 и 29 октября 1993 г. Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; Основные положения о выборах в органы местного самоуправления; а также федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

 

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную  законом совокупность стадий, состоящих  из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Только совокупность юридически необходимых  и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Сами стадии избирательного процесса также являются правовыми институтами. Стадия избирательного процесса - это  динамическая, относительно замкнутая  совокупность закрепленных действующим  законодательством способов, методов, норм, выражающих строгое и неуклонное осуществление процедурно-процессуальных требований. Стадии избирательного процесса могут быть выявлены с помощью  анализа избирательных законов  России, практической деятельности избирательных  комиссий, а также зарубежного  опыта организации и проведения выборов.

 

 

   

 

 

Список литературы.

  1. Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997.
  2. См.. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Под ред. А. В. Иванченко. М., 1999. С. 104.
  3. См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №29. Ст. 2950.
  4. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21 с последующими изменениями и дополнениями.
  5. 10. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 24 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 27 с последующими изменениями и дополнениями.
  6. 11. Федеральный закон РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35 с последующими изменениями и дополнениями.
  7. 12. Федеральный закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7 с последующими изменениями и дополнениями.
  8. 13. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от 1 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49.
  9. 36. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10.
  10. 37. Треушников М.К. Судебная защита избирательного права // Журнал российского права. 2000. № 3.

Информация о работе Правовое регулирование избирательной системы