Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:38, курсовая работа
Объектом исследования служат общественные отношения, регулируемые гражданским правом и возникающие при использовании электронных документов и средств электронной цифровой подписи, при оказании услуг по использованию ЭЦП.
Предметом исследования являются теоретические аспекты понятия электронного документа и ЭЦП, содержание норм российского и международного гражданского права, регламентирующих использование ЭЦП.
Цели и задачи исследования. Основной целью работы является исследование правового регулирования ЭЦП в России и за рубежом.
Введение……………………………………………………………………………..
3
1.Понятие электронно – цифровая подпись…………………………......................
5
2.Особенности нормативного регулирования электронного документооборота в странах Европейского Союза................................................................................
8
3.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи во Франции…………………………………………………………………………..
13
4.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в Германии…...............................................................................................................
15
5.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в Великобритании.......................................................................................................
19
6.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в США…………………..............................................................................................
21
7. Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в России……………………………………………………………………………...
26
8.Общая характеристика законодательства об электронно – цифровой подписи в России и за рубежом ……………………………………………………………..
30
Заключение…………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы………………………
Сейчас идет процесс подготовки к внесению изменений к статье 126(a) Гражданского кодекса, которые гарантировали бы законный статус квалифицированного сертификата. Признание иностранных сертификатов возможно при условии, что выдавшие их сертифицирующие органы прошли аккредитацию и могут обеспечить соответствующий уровень безопасности. В случае если изменения будут сделаны, то это создаст гарантии использования электронных подписей во всех сферах хозяйственной деятельности вне зависимости от того, в каких отношениях подписи используются.
Новый и усовершенствованный SigG в определенной степени смягчил позицию Германии в отношении электронных подписей, но не достиг цели создания эффективного законодательства, касающегося законного признания договоров в электронной форме [9].
5.ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННО – ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В ВЕЛИКИБРИТАНИИ
Осуществление двух Директив Европейского союза началась с Закона «Об электронных средствах коммуникации» от 25 мая 2000 года.
Закон предлагает расширить рамки законодательного признания электронных подписей, которые соответствуют определенным общим критериям и критерию функциональной эквивалентности.
Закон не вводит обязательной сертификации подписей. Кроме того, упрощен механизм сертификации: конкретная электронная подпись признается сертифицированной, если любое лицо (независимо, до или после передачи информации), подтвердит, что подпись, механизм ее создания, передачи или подтверждения является достаточным средством для проверки аутентичности и целостности информации. Соответственно, должна быть предусмотрена ответственность авторизовавшего лица за возможные неблагоприятные последствия [7].
Хотя Закон, в силу специфики правовой системы, очень подробно регулирует вопросы предмета, он обходит вниманием ряд проблем. Он создал гарантию того, что документы, подписанные электронной подписью, будут приниматься в суде. Все остальное Закон статьей 8 относит к компетенции Кабинета министров; видимо, этим способом и будет проводиться дальнейшее регулирование применения электронных подписей. В целом такая позиция рассчитана на активное применение прецедентов.
Таким образом, отметим, что, несмотря на предпринятые попытки комиссий ЕС, законодательство получилось различным в различных странах-государствах ЕС. Выделим ряд причин [6].
Во – первых, различие национальных правовых традиций, правовых систем. Для стран общего права, например, Соединенного Королевства, – характерен подход ограничения вмешательства государства в частные дела [8]. Соответственно, и электронный документооборот не должен быть объектом жесткого регулирования. Для Германии же характерен государственный подход к регулированию многих сфер деятельности, вследствие чего и электронный документооборот оказался под жестким контролем государства.
Во – вторых, электронный документооборот – очень новая проблема. Еще не успела выработаться практика, не проанализированы проблемы и их решения. В дальнейшем, видимо, будет наблюдаться выработка единого подхода, например, за счет жесткой судебной практики в Великобритании и диспозитивных по сути подзаконных актов и международных договоров государств – членов ЕС [6].
В – третьих, разные государства по-разному подошли к проблеме использования электронного документооборота. Например, в Германии решили, что электронный документооборот, а в особенности электронные подписи – самостоятельная сфера деятельности в области телекоммуникаций (наряду с телевещанием, предоставлением доступа в Интернет), а, следовательно, должна быть поставлена под жесткий контроль государства. Во Франции, наоборот, намного более свободный подход к регулированию электронного документооборота, что проявляется в предоставлении сторонам свободы выбора технологии электронного документооборота при осуществлении предпринимательской и других видов деятельности – электронный документ и электронная подпись закреплены в нормах ГК [9].
Наиболее подходящим для России является опыт Германии – разумное вмешательство государства в деятельность участников электронного документооборота. Объясняется это тем, что правоотношения по использования электронного документа возникли относительно недавно, еще ни одна страна не имеет эффективно действующего законодательства в данной области [8]. Здесь необходим контроль со стороны государства, хотя бы на начальном этапе. К тому же надо учитывать экономическую ситуацию и уровень развития правовой системы в России, которые значительно отличаются от существующих в других странах, и поэтому простое копирование без учета национальной специфики иностранного законодательства может обернуться очень негативными последствиями.
6.ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННО – ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В США
Система управления документацией в современных США – это результат длительного исторического развития, на ход которого оказывали влияние различные факторы.
Первым из таких факторов являлось влияние многих культур.
Вторым фактором являлся постоянный рост количества документов и затрат, связанных с их обработкой. Эта тенденция сохраняется до настоящего времени. По данным ВНИИДАД, только на начало 90–х годов федеральное правительство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем [7].
Третьим фактором, определяющим развитие системы документации, является высокий уровень автоматизации информационных процессов. Определенное влияние на развитие процессов работы с документами оказал и тот факт, что в США позднее, чем в других странах, была создана архивная служба. Только лишь в 1934 году, когда Национальный архив США стал специальным учреждением, ответственным за сбор и хранение документов правительственных органов, стал решаться вопрос об уничтожении документов [9].
Немаловажным фактором было также внимание, уделявшееся управлению документацией со стороны правительства и общественности. Практическим воплощением этого внимания являлась разработка и совершенствование специального законодательства, регламентирующего работу с документами. По мере того, как формировалось общественное мнение о роли документов в управлении, предпринимались попытки организационно оформить и юридически закрепить как особую функцию государства и его органов деятельность, связанную с созданием, использованием и хранением документов. Такая деятельность получила название управление документацией [8].
Под документами в США понимаются записи на любых носителях независимо от физической формы и содержания, созданные или полученные любым ведомством США в порядке исполнения федерального закона или в связи с совершенствованием деловых операций и передаваемые на хранение ведомством или его юридическим законным приемником в качестве свидетельства организационной структуры, функций, политики, процессов работы или в силу информационной ценности, заключающейся в них.
Под управлением документацией на начальном этапе понималось следующее:
Национальный архив и службы документации представлял собой сложный комплекс, в который входили:
Закон «О федеральных документах» 1950 года обязал ведомства разрабатывать специальные программы управления документацией.
Основными элементами таких систем являлись:
В Законе «Об управлении документацией» сформулированы цели управления документацией:
11 декабря 1980 года рассмотрен на заседании Конгресса и затем утвержден президентом в качестве федерального Закон «О сокращении объема работы с документами». Общая цель Закона – сократить объем работы с документами и повысить экономию и эффективность работы правительства и частного сектора путем совершенствования политики в области федеральной информации [8].
В соответствии с законом общее руководство управлением информационными ресурсами в США осуществляет Административно – бюджетное управление (АБУ).
Задача создания и законодательного закрепления системы управления документами вначале ориентировалась на центральные органы. Но уже с 80-х годов внимание федерального правительства и федеральных штатов все больше стало обращаться на документы местных органов. В 1987 году принят Закон «О документах местного правительства», определявший значение документов:
Проблема управления документами будет оставаться актуальной еще длительное время. При этом в условиях широкого внедрения новых информационных технологий требуются и новые подходы к данной проблеме. Перспективным считается создание интегрированных систем управления информационными ресурсами, в которых управление документацией в качестве составной части системы реализовано на высоком техническом уровне [5].
Сегодня США – одна из стран, наиболее активно трансформирующая свою систему для управления информационным обществом и экономикой.
Интересен переход США на электронный документооборот. Согласно Закону «О ликвидации бумажного документооборота в государственных органах»1998 года федеральные органы должны перейти на электронный документооборот и обеспечить доступ граждан к электронным документам [9].
На основе Закона были разработаны правила, которые помогают государственным органам перестроить работу. Государственные органы должны проанализировать документацию с позиций требований, предъявляемых к ней законодательством, решить вопрос о возможности замены бумажных документов электронными. В ряде случаев допускается, что отдельные виды документов могут быть только на бумажных носителях. Возник вопрос о регистрации, хранении электронных документов [6].
Следует коснуться проблемы информационной безопасности. В США создана наиболее завершенная система взаимодействия государственных органов по обеспечению информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности и защиты личной информации прежде всего решаются на уровне агентств, которые разрабатывают соответствующие программы.
В США в 2000 году был принят Федеральный закон «Об электронных подписях в международной и внутренней торговле». Он посвящен общим принципам регулирования электронной торговли, в том числе, правовому признанию электронных сделок, а также включает большое число норм, регламентирующих применение электронных документов и электронных подписей. Стоит отметить, что Федеральный закон США отвечает тем же основным принципам, что и названная выше Директива Европарламента [8].
Закон применяется в тех случаях, когда электронные подписи используются для совершения коммерческих операций. Он закрепляет правило, в соответствии с которым электронные документы и подписи приравниваются к документам и подписям в письменной форме. Исключением является ограниченное число случаев. Например, федеральные органы власти могут потребовать предоставить документ в письменной форме в случаях, диктуемых соображениями национальной безопасности.
Закон предусматривает принцип технологической нейтральности, т.е. электронные документы могут быть созданы с использованием различных технологий. Кроме того, федеральный закон имеет приоритет над законодательством штатов, которое не может противоречить его нормам.
В США в 2002 году был принят Sarbanes – Oxley Act (SOA), призванный улучшить отчетность предприятий, пользующихся услугами кредитного рынка США. Главным его требованием является создание внутренней системы контроля для всех данных, имеющих отношение к отчетности. Среди прочего предполагается введение электронных средств документооборота [8].
7. ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННО – ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В РОССИИ
Развитие электронной коммерции и электронного документооборота в России сталкивается с недостаточностью правового регулирования применен электронно – цифровой подписи и электронного документооборота [6].
Информация о работе Правовое регулирование ЭЦП в России и за рубежом