Правовое регулирование ЭЦП в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования служат общественные отношения, регулируемые гражданским правом и возникающие при использовании электронных документов и средств электронной цифровой подписи, при оказании услуг по использованию ЭЦП.
Предметом исследования являются теоретические аспекты понятия электронного документа и ЭЦП, содержание норм российского и международного гражданского права, регламентирующих использование ЭЦП.
Цели и задачи исследования. Основной целью работы является исследование правового регулирования ЭЦП в России и за рубежом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..
3
1.Понятие электронно – цифровая подпись…………………………......................
5
2.Особенности нормативного регулирования электронного документооборота в странах Европейского Союза................................................................................

8
3.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи во Франции…………………………………………………………………………..

13
4.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в Германии…...............................................................................................................

15
5.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в Великобритании.......................................................................................................

19
6.Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в США…………………..............................................................................................

21
7. Особенности нормативного регулирования электронно – цифровой подписи в России……………………………………………………………………………...

26
8.Общая характеристика законодательства об электронно – цифровой подписи в России и за рубежом ……………………………………………………………..

30
Заключение…………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

электронно - цифров подпись.docx

— 78.40 Кб (Скачать файл)

В России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций. К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом. Для России сегодня важно не отставать от тех процессов, которые происходят в области электронного бизнеса при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировую экономику [7].

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) является необходимым условием для полноценной реализации защищенного электронного документооборота. Она представляет собой аналог традиционного заверения бумажного документа при помощи подписи и печати. Помимо этого ЭЦП позволяет подтвердить личность автора или отправителя корреспонденции, а также является гарантией того, что в документ после его подписания не были внесены изменения [6].

В Российской Федерации правовое регулирование отношений в области электронного документооборота и электронной коммерции осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации", "О связи", "Об электронной цифровой подписи", "Об участии в международном информационном обмене» и другими и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 1 – ФЗ «Об электронной цифровой подписи» определяет что электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе [2].

Ст. 5 ФЗ «Об электронно – цифровой подписи» говорит об ответственности и возмещении убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей несертифицированными средствами электронной цифровой подписи, однако не говорится ни о виде, ни об объеме ответственности, ни о том в какой форме будет возмещен ущерб. Законом определяются также другие требования. В общих чертах эти требования сводятся к необходимости защиты ключей, применяемых при создании ЭЦП, от неправомерного их использования третьими лицами, не обладающими законными правами на них, а также от подделки. Что же касается средств ЭЦП, то они не должны в процессе ее создания изменять содержание электронного документа или препятствовать доступу владельца подписи к данным, содержащимся в электронном документе. Кроме того, средства ЭЦП должны быть защищены от несанкционированного доступа к ним со стороны третьих лиц [3].

В России, действует общая норма п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, что «использование при совершении сделок электронно – цифровой подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон». В соответствии с п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, «договор в письменной форме может быть заключен путем электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». Эти положения устанавливают лишь первоначальный базис для более детального правового регулирования, потому что не говорится о возможности использования электронных средств для фиксации содержания самой сделки [1].

В январе 2002 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», который предусматривает законодательное регулирование отношений, складывающихся по поводу заключения сделок с использованием электронной цифровой подписи. Данный Закон также открывает возможность внесения изменений в целый ряд действующих законов, регулирующих финансовую систему России.

Закон об электронной цифровой подписи содержит следующие основные положения:

  • все экземпляры подписанного электронной цифровой подписью файла имеют юридическую силу;
  • файлы, подписанные ЭЦП, имеют доказательную силу в суде наравне с документами на бумажных носителях;
  • ЭЦП признается равнозначной собственноручной подписи физического лица, если проверена открытым ключом и сертификат на момент подписания действителен, а файл не изменялся;
  • лица, которые незаконно используют ЭЦП другого лица, несут уголовную, гражданско – правовую и административную ответственность [2].

В России порядок применения средств ЭЦП по сравнению с зарубежными странами регламентирован гораздо более жестко. В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 года № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации». В соответствии с ним запрещена деятельность юридических и физических лиц, связанная с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией шифровальных средств, а также защищенных средств хранения, обработки и передачи информации, предоставлением услуг в области шифрования информации без лицензий [5].

Такая политика государства в области регулирования применения и реализации криптографических средств, в том числе и средств ЭЦП объясняется стремлением использовать только средства, сертифицированные уполномоченными государственными органами. Содержание нормативно – правовых актов России, регулирующих применение шифровальных средств, в том числе и средств ЭЦП, демонстрирует существующую тенденцию установления «тоталитарного подхода» в этом деле [4].

Безусловно, для решения множества проблем, связанных с национальной безопасностью, необходимо наличие определенных ограничений в области разработки, применения и оборота средств ЭЦП. Однако навязывание продукции только одного или нескольких производителей в этой области (а для самих производителей – обязательная платная сертификация их деятельности), особенно если оно сопровождается закрытостью алгоритма, может в итоге приводить к усилению коррупции и снижению подлинной, а не декларированной защищенности средств ЭЦП [7]. Правовое регулирование применения средств ЭЦП должно стремиться к большей гибкости в отражении требований объективной действительности. Возможно, учитывая особенности России, было бы целесообразно рассмотреть многоуровневый подход к признанию действительности ЭЦП и лицензирования ее средств: одни требования – для административной сферы, другие – для корпоративной и третьи – для личного документооборота. В зарубежном законодательстве мы наблюдаем отдельные признаки многоуровневого подхода, например введение понятия квалифицированной ЭЦП в Директиве.

Основной целью внесения изменений в российское законодательство является обеспечение правовых условий для использования электронной цифровой подписи, при соблюдении которых документы, подписанные электронной подписью, признавались бы юридически значимыми и могли использоваться в качестве простой письменной формы наравне с документами на бумажных носителях [9].

 

 

8.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАКОДАТЕЛЬСТВА ОБ 

ЭЛЕКТРОННО – ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

В мире шире используется электронная цифровая подпись, отсутствие правового регулирования порядка и последствий применения электронно – цифровой подписи на государственном уровне долгое время затрудняло ее использование.

Сравнительно до недавнего времени отсутствовало должное правовое регулирование отношений, возникающих в момент создания электронной цифровой подписи и их последствий на государственном уровне. Особая важность правового регулирования этой проблемы обусловлена тем, что сегодня, в эпоху глобальной информатизации, сложно решать какие – либо вопросы без современных средств подписания документов, законным образом оформляющих заключение сделок [6].

Международное право и законодательство других стран в сфере регулирования использования ЭЦП начало активно развивать с середины девяностых годов прошлого века. В марте 1995 года был разработан Американской ассоциацией юристов типовой договор об электронном обмене данными между торговыми партнерами.

Соглашение «Об электронном обмене данными реализует три фундаментальные юридические цели, а именно:

  • упростить, разъяснить и модернизировать правовой механизм, регламентирующий торговые сделки;
  • придать юридическую силу сделкам, совершаемым электронным способом, обеспечить их правовое признание и судебную защиту;
  • способствовать дальнейшему расширению торговой практики на основе договоренности сторон.

С 1996 г. начались работы по созданию Типового закона «Об электронной подписи» в специально созданной рабочей группе в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) [9]. В феврале 2000 г. был представлен проект Типового закона, вызвавший, неоднозначную реакцию в деловых кругах. Документ представляет собой, скорее, набор основных принципов регулирования электронной подписи и должен рассматриваться как минимальный стандарт для регулирования сделок и сообщений, передаваемых электронным путем. Новейшее законодательство об электронной подписи, принятое в Европейском Союзе, США, Японии и некоторых других странах, идет значительно дальше по сравнению с проектом Типового закона UNCITRAL [6].

Европейский Союз, как и некоторые наиболее развитые страны мира, понимая важность проблемы законодательного регулирования электронной цифровой подписи, рассмотрел вопрос о регулировании отношений, возникающих при заключении различных сделок в электронном виде. В декабре 1999 г. Европейский парламент совместно с Советом приняли Директиву о порядке использования электронных подписей в Европейском Сообществе нормы которой подлежали имплементации в национальное законодательство до июля 2001 года.

Этот институт призван устранить существенные барьеры на пути широкого использования электронных средств коммуникации и электронной торговли [7].

Быстрое технологическое развитие и глобальный характер сети Интернет являются основаниями для идеологии открытости к различным технологиям и услугам, относящимся к установлению соответствия данных оригиналу, в том числе и при помощи электронных средств. Электронные подписи получают самое широкое распространение в различных областях деятельности человека, что неизбежно приводит к развитию новых услуг и продуктов, прямо или косвенно связанных с ними. Определение таких продуктов и услуг не может сводиться лишь к предоставлению сертификатов и работе с ними. Оно неизбежно затрагивает регистрационные услуги, отметку времени, инструктивные услуги, услуги, связанные с применением компьютерной техники и т.п.

Распространение таких институтов как электронная подпись, электронная торговля (коммерция), электронные деньги и т.п. позволяет расширить рынок и работать с зарубежными клиентами, что ведет к росту конкурентоспособности и открывает для потребителей и бизнесменов новые перспективы безопасного обмена информацией и торговли независимо от границ. В связи с тем, что значительное число сделок, совершаемых посредством сети Интернет содержат «иностранный» элемент, возникает проблема применимого права [8].

Целью Директивы – способствовать использованию электронных подписей и внести вклад в дело их юридического признания.

В нашей стране основополагающим документом стал Федеральный закон, целью которого является «обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе» [9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив и обобщив опыт работы с документами за рубежом, мы пришли к следующим выводам: международные требования в области документооборота, несмотря на то, что законодательство в различных государствах неодинаково, находят свое отражение в национальных стандартах зарубежных стран и стандартах России. Нормативное регулирование электронного документооборота, первоначально получившего широкое распространение в США, на сегодня приобретает первостепенное значение при организации и функционировании современных систем документооборота на предприятии в развитых странах. В целях обеспечения потребностей развития электронного документооборота важна выработка единообразных норм, унификация и гармонизация законодательства об электронном документообороте. В России имеет место отставание документоведческих разработок нормативного и методического характера от темпов развития информационных технологий, хотя за последнее десятилетие законодательство в области работы с документами существенно обновилось, но оно не в полной мере отвечает международным стандартам и рекомендациям ООН, в отличие от законодательства развитых стран. Усиление взаимного влияния национальных экономик и правовых систем требует норм российского законодательства в сфере работы с документами с тем, чтобы они соответствовали международным стандартам.

Электронная цифровая подпись является технической основой общественных отношений с применением информационных технологий в сфере коммуникаций, является на сегодняшний день единственным средством, с помощью которого можно идентифицировать владельца и защитить электронный документ. Это, в частности, способствует развитию экономических отношений и дает возможность применять принцип гражданского права – свободу договора – в информационных сетях, заключая сделки и оформляя договора в короткие сроки.

Информация о работе Правовое регулирование ЭЦП в России и за рубежом