Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Рассмотреть правовой режим космического пространства, космических объектов и небесных тел;
2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;
Введение 3
Глава 1. Понятие, принципы, источники и особенности международного космического права 5
1.1. Понятие международного космического права 5
1.2. Источники международного космического права 8
1.3. Принципы международного космического права 10
Глава 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 12
2.1. Понятие космического пространства 12
2.2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 14
2.3. Правовой статус космических объектов 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Дальнейшее развитие правовой режим небесного тела получил в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, от 18 декабря 1979 г. В целом при разработке этого документа в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу учитывалось, что Соглашение о Луне должно стать развитием тех положений Договора по космосу 1967 г., которые касались установления правового режима небесных тел.
Так, данное Соглашение устанавливает:
Вместе с этим, к настоящему времени данное Соглашение ратифицировали девять (Австралия, Австрия, Чили, Мексика, Нидерланды, Филиппины, Марокко, Уругвай, Пакистан) и подписали, но не ратифицировали пять государств (Франция, Индия, Гватемала, Перу, Румыния). США и Россия не стали его участниками.
К недостаткам Соглашения следует отнести то, что, устанавливая правовой режим Луны и других небесных тел Солнечной системы, Соглашение не дает четкого определения самого термина “небесное тело”.
К бесспорно положительным достижениям данного Соглашения относится то, что устанавливаемый его нормами режим полной демилитаризации Луны и небесных тел распространяется не только на небесные тела, но и на “орбиты вокруг Луны или другие траектории полета к Луне или вокруг нее”, то есть и на космическое пространство.
Ст. 5 Соглашения о Луне 1979 г.3 устанавливает правила уведомления государством-исследователем Генерального секретаря ООН, а также общественности и международного сообщества о своей деятельности, связанной с исследованием и использованием небесных тел. При этом, “как можно скорее после запуска в отношении каждой экспедиции на Луну сообщаются сведения о времени, целях, местах проведения, параметрах орбиты и продолжительности”. Информация о результатах проведения каждой экспедиции, включая научные результаты, представляется после ее завершения. Говорится, что если экспедиция продолжается более шестидесяти дней, информация о ходе этой экспедиции, включая любые научные результаты, представляются периодически через каждые тридцать дней. В отношении же экспедиций, продолжающихся более шести месяцев, необходимо впоследствии сообщать только существенно важные дополнения к такой информации.
В случае установления в космическом пространстве или на небесных телах явлений, которые могли бы создавать угрозу для жизни или здоровья человека, а также о признаках любого вида органической жизни, государства также “незамедлительно информируют Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное сообщество”.
Как отмечено, существенным недостатком рассмотренных международных соглашений следует признать то, что они неоднократно используют понятие “небесное тело”, однако не дают правового определения или хотя бы толкования данного понятия. Такое существующее на сегодняшний день положение следует признать серьезной недоработкой, так как имеющийся пробел в международном космическом праве в самое ближайшее время при дальнейшей активизации освоения небесных тел может стать причиной различия взглядов на одни и те же вопросы, что может порождать международные споры.
С целью дать ответ на вопрос, какой именно смысл вкладывается в понятие “небесное тело” в международном космическом праве, проанализируем ряд норм этой отрасли международного права.
Так, в п. 1 ст. 1 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах, говорится, что “положения настоящего Соглашения, относящиеся к Луне, применяются также к другим небесным телам Солнечной системы, помимо Земли, за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел”.
Далее, п. 3 этой же статьи названного Соглашения говорит о том, что “настоящее Соглашение не применяется к внеземным материалам, которые достигают поверхности Земли естественным путем”.
Из всего сказанного следует сделать вывод, что Соглашение о Луне под небесным телом понимает весь без исключения естественный природный внеземной материал, находящийся в космическом пространстве в пределах Солнечной системы.
Таким образом, исходя из норм Соглашения о Луне, под данное понятие подпадает все вещество естественного происхождения, находящееся в космическом пространстве, что с правовой точки зрения, по нашему мнению, нельзя признать правильным.
Космическое пространство наполнено различными по размерам и плотности объектами природного происхождения. Более того, было бы неверным отождествлять межпланетное пространство с абсолютным вакуумом, так как и межпланетное пространство в обозримых нами пределах Вселенной заполнено веществом.
Все вещество Солнечной системы, не относящееся к Солнцу, может быть разделено на следующие группы:
Первую категорию небесных тел образуют такие тела, как планеты Солнечной системы.
Планета, по принятому в настоящее время определению, - это несамосветящееся тело, обращающееся вокруг звезды и обладающее незначительной по сравнению с центральным светилом массой.
Как известно на настоящий момент, в Солнечной системе имеется 9 планет, обращающихся по своим орбитам вокруг Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
У большей части из них имеются спутники, которые образуют вторую категорию небесных тел. Спутники планет – естественные космические тела, обращающиеся вокруг больших планет Солнечной системы.
Крупнейшие спутники планет имеют в поперечнике до 5000 – 6000 км., а наименьшие – десятки км. или даже менее того. Спутник Сатурна Титан по своим размерам даже превосходит такие планеты как Меркурий (4878 км.) и Плутон (2300 км.). Здесь же отметим, что спутник планеты Земля – Луна, имеет в диаметре 3476 км.
Третью выделенную нами выше категорию небесных тел составляют малые планеты – астероиды (или планетоиды), что в переводе с греческого означает “звездоподобные”. Астероидами называют тысячи малых планет диаметром от 30 м до 30 км и более. Большая их часть обращается вокруг Солнца по орбитам, лежащим между орбитами Марса и Юпитера. Некоторые же из астероидов, максимально приближаясь к Солнцу, движутся между Марсом и Землей.
К следующей категории небесных тел надлежит отнести метеорные тела - относительно небольшие твердые тела, движущиеся в космическом пространстве. В переводе с греческого языка слово “метеор” означает “тело в воздухе”. Здесь же выделяются такие подгруппы, как метеоры и микрометеорные тела. Метеоры - объекты, диаметром от 2 до 20 м., и, наконец, микрометеоры – объекты, размером от нескольких миллиметров до тысячных долей миллиметра.
Кометы – это тела, обращающиеся вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам. Комета состоит из трех главных частей: ядра, комы или головы (газообразная оболочка) и хвоста. В зависимости от времени обращения комет вокруг центра нашей Солнечной системы кометы подразделяются на две основные группы: короткопериодические и долгопериодические. У короткопериодических комет период обращения может составлять от 3 до 165 лет. У большинства же комет этой группы период обращения находится в пределах от 3 до 80 лет. Они движутся по эллиптическим орбитам. Долгопериодические кометы имеют почти параболические орбиты и поэтому характеризуются очень большими периодами обращения – от тысяч до миллионов лет.
Все перечисленные объекты относятся астрономами к категории небесных тел: и планеты, и метеоры. Кроме этого, если сравнить астрофизическое понимание небесного тела и понятие, содержащееся в Соглашении о Луне 1979 г., мы увидим, что эти понятия совпадают по своему характеру и содержанию.
В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи мирной космической деятельности других государств. Государство должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Со своей стороны другие государства могут запросить проведение консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.
Порядок проведения международных консультаций, предусмотренных в ст. IX договора, а также их юридические последствия требуют дальнейшего уточнения и развития, так как в настоящее время они сформулированы лишь в самом общем виде. Для решения всех вопросов, связанных с предотвращением потенциально вредных последствий космической деятельности, важное значение имеет соблюдение требования ст. IX договора о том, что “при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства - участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи”.
2.3. Правовой статус космических объектов
В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами международном космическом праве подразумеваются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т. д. Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве, в том числе на небесных телах. До этого момента деятельность по их созданию и подготовке запуска находится в сфере внутригосударственного права, если об этом нет специальной договоренности между государствами (например, в случае совместного создания или запуска космического объекта несколькими государствами). После возвращения на Землю космический объект, как правило, вновь подпадает под действие национального права. Однако в случае его посадки за пределами территории запускающего государства, возникающие при этом отношения между государствами регулируются нормами международного космического права.
Для обозначения лиц, совершающих космические полеты и находящихся на борту космических объектов или на небесных телах, в соглашениях по международному космическому праву используются различные термины: “космонавты”, “экипаж”, “персонал”, “представители”, “лица на борту космического объекта”. Независимо от того, являются такие лица военными или гражданскими, управляют они космическим кораблем или выполняют научно-исследовательские функции, а также независимо от их гражданской принадлежности, все они с точки зрения международного космического права имеют одинаковый статус космонавтов.
Впервые порядок международной регистрации космических объектов был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1721 В (XV) от 20 декабря 1961 г. В соответствии с этой резолюцией государства, запускающие космические объекты, с 1962 года стали направлять в ООН на добровольной основе информацию о космических объектах, запущенных ими “на орбиту и дальше”. Таким образом, в число регистрируемых в ООН космических объектов не входят метеорологические и геофизические ракеты. Отдел по вопросам космического пространства Секретариата ООН заносит получаемые от государств сведения в специальный реестр, а копии этих сведений рассылаются всем государствам — членам ООН. Регистрация космических объектов в ООН носит характер централизованного учета космических объектов, запускаемых государствами и международными организациями, и обеспечивает, в случае необходимости, дополнительные средства идентификации таких объектов.
С вступлением в силу Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 15 сентября 1976 г., национальная и международная регистрация космических объектов для участников этой конвенции приобрела обязательный характер.
Конвенция4 исходит из того, что каждый космический объект может быть занесен в национальный регистр только одной страной. Исключается также множественная международная регистрация в ООН. В случаях, когда имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Например спутник “Магион”, разработанный и изготовленный в Чехословакии и выведенный на орбиту в 1978 году советской ракетой-носителем, был зарегистрирован в Чехословакии и от ее имени— в ООН.
С регистрацией космического объекта связаны определенные юридические последствия как для самого космического объекта, так и для его экипажа. В ст. VIII Договора по космосу сказано, что “государство— участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле”. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах.
Договор по космосу устанавливает также, что права собственности на космические объекты “остаются незатронутыми” как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета.
Информация о работе Правовой режим космического пространства и небесных тел