Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Рассмотреть правовой режим космического пространства, космических объектов и небесных тел;
2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;
Введение 3
Глава 1. Понятие, принципы, источники и особенности международного космического права 5
1.1. Понятие международного космического права 5
1.2. Источники международного космического права 8
1.3. Принципы международного космического права 10
Глава 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 12
2.1. Понятие космического пространства 12
2.2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 14
2.3. Правовой статус космических объектов 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
В ст. VIII Договора по космосу говорится не об осуществлении юрисдикции и контроля, а об их “сохранении” за государством регистрации космического объекта. Это не означает, что носителем прав юрисдикции и контроля над космическим объектом и его экипажем до полета, во время полета и после его завершения обязательно должно быть одно и то же государство. Обычно в качестве государства регистрации выступает то государство, где был создан и запущен космический объект и гражданами которого являются находящиеся на нем космонавты. Данное общее правило не исключает случаев, когда до полета и после его завершения космические объекты и их экипажи могут находиться под юрисдикцией и контролем иных государств, чем государство регистрации. Таков, в частности, случай, когда полет совершает международный экипаж, членами которого являются граждане разных стран. В этом случае во время нахождения в космическом пространстве на всех членов международного экипажа, независимо от их гражданской принадлежности, распространяются юрисдикция и контроль государства регистрации, хотя до совершения космического полета и после его окончания члены такого экипажа в силу принципов территориальности и гражданства находятся под юрисдикцией и контролем различных государств.
Распространение юрисдикции государства регистрации на “любой экипаж” космического объекта означает исключительную компетенцию государства, в котором зарегистрирован космический объект, в отношении как своих, так и иностранных граждан, входящих в состав международного экипажа. Государства, граждане которых участвуют в совместном космическом полете, могут договориться об ином порядке осуществления юрисдикции в отношении своих граждан. Однако при отсутствии такой специальной договоренности вся полнота власти по поддержанию правопорядка на борту космического объекта принадлежит государству регистрации.
Другой важный вывод, вытекающий из ст. VIII Договора по космосу, заключается в том, что юрисдикция и контроль государства регистрации в отношении экипажа не ограничиваются только рамками самого космического объекта. Поскольку в тексте статьи говорится о юрисдикции и контроле над экипажем космического объекта, юрисдикция и контроль государства регистрации распространяются на членов экипажа не только во время их пребывания на борту космического объекта, но и при их выходе в открытый космос, нахождении на небесном теле за пределами своего корабля или станции.
Можно предположить, что в будущем рассматриваемое положение ст. VIII Договора по космосу потребует уточнения. Еще острее станет эта проблема в случае создания в будущем постоянных международных поселений в космосе, где вопросы осуществления законодательной, судебной и исполнительной власти потребуют специального регулирования.
Вопрос о том, какое государство может осуществлять юрисдикцию и контроль над космическим экипажем в случае его аварийного приземления на зарубежной территории или в открытом море, а также во время пролета космического корабля через воздушное пространство другого государства и над открытым морем, пока еще не урегулирован специальными нормами международного космического права. На практике это означает, что при аварийном приземлении на чужой территории на осуществление юрисдикции и контроля над космическим экипажем могут одновременно претендовать несколько государств. Вместе с тем очевидно, что космонавты не могут рассчитывать на иммунитет от юрисдикции государства, в пределах территории которого они находятся, если их действия представляют угрозу безопасности этого государства.
Заключение
Космическое пространство является сферой, которую государства широко используют в интересах обеспечения безопасности (радиосвязь, картографирование, навигация, международный контроль, дистанционное зондирование Земли и др.). Использование космоса, как составная часть космической деятельности государств, регулируется принципами и нормами международного космического права, национальными законами о космической деятельности.
Особенностью правового режима космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является то, что оно "открыто для исследования и использования всеми государствами". В то же время освоение космоса должно осуществляться в рамках международного права, в интересах поддержания международного мира и безопасности народов.
Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.
Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.
В связи с расширением сферы космической деятельности и увеличением числа государств, участвующих в ее осуществлении, все актуальнее становятся проблемы, связанные с предотвращением милитаризации космоса и его загрязнением, дистанционным зондированием Земли, использованием ядерных источников энергии, делимитацией воздушного и космического пространства, осуществлением международного контроля и др. Требуют своего решения вопросы, касающиеся разработки правового статуса космических кораблей, в том числе с интернациональным экипажем на их борту, а также правового урегулирования полетов космических объектов.
В целях обеспечения коллективной безопасности и поддержания мира государства сотрудничают в деле размещения войск за пределами государственной территории. В договорах о пребывании войск на иностранной территории определяется порядок их размещения и передвижения, осуществления маневров, условия пользования различными сооружениями, средствами связи, транспорта и др.
Список использованной литературы
1 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2000.
2 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.
3 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г.
4 Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 15 сентября 1976 г
Информация о работе Правовой режим космического пространства и небесных тел