Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:46, реферат
При пользовании свободой открытого моря все государства обязаны учитывать заинтересованность друг друга, включая права всех членов международного сообщества в отношении деятельности на морском дне.
Несмотря на регламентацию особенностей международно-правового режима открытого моря международными конвенциями и договорами, нормами национальных законов государств, до сих пор имеются проблемы в правовом регулировании такого режима в связи с все возрастающими угрозами трансграничной организованной преступности.
Рассмотрим в связи с изложенным особенности международно-правового режима открытого моря и его значение для деятельности федеральной службы безопасности, в частности, в вопросах применения оружия и боевой техники в открытом море.
Введение 2
Глава I. Понятие и содержание международного морского права 4
Глава II. Открытое море как международно-правовой режим 9
Глава III. Вопросы применения оружия в открытом море
органами федеральной службы безопасности 19
Заключение 27
Список источников 29
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Открытое море – это водная часть Мирового океана, расположенная за пределами территориального моря (территориальных вод), а также прилежащей и исключительной экономической зон, на пространства которой не распространяется суверенитет или юрисдикция ни прибрежных, ни каких бы то ни было других государств: на эти пространства не распространяется также и правовой режим архипелажных вод.
Открытое море доступно для всех наций в соответствии со специальным принципом между народного права – свободы открытого моря, в состав которого входят свобода судоходства, рыболовства, свобода прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свобода летать над открытым морем.
В дополнение к этому Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что как прибрежные, так и государства, не имеющие выхода к морю, могут возводить в открытом море искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом, и проводить научные исследования.
При пользовании свободой открытого моря все государства обязаны учитывать заинтересованность друг друга, включая права всех членов международного сообщества в отношении деятельности на морском дне.
Несмотря на регламентацию особенностей международно-правового режима открытого моря международными конвенциями и договорами, нормами национальных законов государств, до сих пор имеются проблемы в правовом регулировании такого режима в связи с все возрастающими угрозами трансграничной организованной преступности.
Рассмотрим в связи
с изложенным особенности международно-
В работе использованы нормы международного и национального законодательства, а также ряд работ авторов по международному праву и статусу открытого моря в том числе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Международное морское право – отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими.
Увеличение значения океана и его ресурсов, расширение возможностей его эксплуатации определили активное развитие морского права и усложнили стоящие перед ним задачи.
В целях адаптации морского права к новым условиям в 1958 году были принятые четыре Женевские конвенции:
- об открытом море;
- о территориальном море и прилежащей зоне;
- о континентальном шельфе;
- о рыболовстве и
охране живых ресурсов
Однако ряд вопросов, включая режим дна, не был решен. К тому же на мировую арену вышло значительное число новых независимых государств, которые потребовали учета их интересов.
В результате была созвана конференция ООН, которая в 1982 году приняла Конвенцию ООН по морскому праву, насчитывающую 320 статей и сопровождаемую восемью приложениями.
Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 года об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района.
Таким образом, речь идет
о своде международного морского
права. Показателен способ его разработки.
Конвенция по морскому праву разрабатывалась
непосредственно
Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого – был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 году.
Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 году1. Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан»2. Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права.
США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, являются общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США. Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.
О значении морского права
свидетельствует тот факт, что
Генеральная Ассамблея ежегодно
рассматривает вопрос «Океаны и
морское право» и принимает соответствующие
резолюции. Эти резолюции подчеркивают
«всеобщий и унифицирующий
Следовательно, Конвенция по морскому праву является основой международного морского права. Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. Значительная роль принадлежит обычным нормам.
Кроме того, существует множество двусторонних и региональных договоров в этой области.
Одной из самых ранних конвенций является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 года. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства флага и передачу компетентным властям.
К числу других международных договоров относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 года. Согласно ее положениям, военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции. Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 года, могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна.
Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году – Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.
Согласно Конвенции 1969 года прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаи загрязнения или их угрозы любыми другими опасными веществами.
Проблема вмешательства в открытом море сохраняет свою неослабевающую актуальность и в наши дни. Самый последний в этой связи пример – нашумевший случай с российским танкером «Волгонефть-147».
2 февраля 2000 года около полудня американский крейсер «Монтерей», несший дежурство в районе Персидского залива и осуществлявший обеспечение режима санкций в отношении Ирака согласно резолюции Совета Безопасности ООН № 665, получил команду выйти на перехват российского судна. Как стало потом известно, американский разведывательный спутник зафиксировал нахождение танкера в иракском порту и вел наблюдение до его выхода в открытое море, где американцы дали судну команду остановиться. Российские моряки отказались. Тогда на борт был высажен американский спецназ и судно подверглось осмотру.
Надо отметить, что американскими ВМС только за 1999 год было досмотрено 700 судов, 19 из которых были задержаны в связи с нарушением режима санкций.
Несмотря на заявления российских официальных лиц, в частности министра транспорта РФ Франка С.О., о том, что судно грузилось в иранском порту, анализ нефтепродуктов подтвердил их иракское происхождение. Таким образом, российский танкер все же нарушил резолюцию Совета Безопасности ООН № 665. Ситуацию усугубил тот факт, что груз сопровождал иракский морской офицер. Российское судно было отконвоировано в порт Маскат в Омане.
В соответствии со ст.24 Устава
ООН на Совет Безопасности возлагается
основная ответственность за поддержание
международного мира и безопасности,
причем государства-члены ООН
Резолюция Совета Безопасности № 665 от 25 августа 1990 года была принята на 2938-м заседании 13 голосами при двух воздержавшихся (Йемен и Куба), при этом никто не голосовал против. Пункт 1 указанной резолюции, в частности, предусматривает использование под контролем Совета Безопасности мер, с тем чтобы «останавливать все морские суда, проходящие в обоих направлениях, для досмотра и проверки их грузов и портов назначения и обеспечения строгого осуществления по отношению к таким судам положений, изложенных в резолюции № 661 (1990)». Последняя предусматривает введение экономических санкций против Ирака.
Таким образом, с точки зрения международного права действия американских ВМС следует признать правомерными.
Открытое море – части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море.
Это определение не охватывает исключительную экономическую зону, которая является частью открытого моря, но с особым режимом.
Под открытым морем (high seas, open sea) понимаются воды, находящиеся за внешней границей территориальных вод, которые не могут быть подчинены чьему-либо суверенитету. Иногда, в особенности среди военных моряков, открытое море называют нейтральными водами.
Открытое море находится в общем и равноправном пользовании всех государств.
В этой связи правовой режим открытого моря регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего положениями Конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.
Согласно Конвенции об открытом море 1958 года, свобода открытого моря включает, в частности:
- свободу судоходства;
- свободу рыболовства;
- свободу прокладывать
подводные кабели и
- свободу летать над открытым морем.
Конвенция 1982 года расширила
понятие свободы открытого
- свободу возводить
искусственные острова и
- свободу научных исследований.
Все государства должны осуществлять свою деятельность в рамках этих свобод, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютного характера, ее можно назвать регулируемой свободой.
Принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права, составляет основу правового режима судоходства в открытом море. Из него в свою очередь вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает.
Итак, свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права государств определяются только международным правом.
Свобода открытого моря означает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные сооружения, свободу рыболовства и научных исследований. Правомерным является использование открытого моря в мирных целях4.
Государственная принадлежность судна определяется его флагом. Условия получения права на флаг устанавливаются законами государства. При этом связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной.
Известно, что некоторые государства за плату весьма легко предоставляют свой флаг (особенно Либерия и Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов под своим флагом. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов.