Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:46, реферат
При пользовании свободой открытого моря все государства обязаны учитывать заинтересованность друг друга, включая права всех членов международного сообщества в отношении деятельности на морском дне.
Несмотря на регламентацию особенностей международно-правового режима открытого моря международными конвенциями и договорами, нормами национальных законов государств, до сих пор имеются проблемы в правовом регулировании такого режима в связи с все возрастающими угрозами трансграничной организованной преступности.
Рассмотрим в связи с изложенным особенности международно-правового режима открытого моря и его значение для деятельности федеральной службы безопасности, в частности, в вопросах применения оружия и боевой техники в открытом море.
Введение 2
Глава I. Понятие и содержание международного морского права 4
Глава II. Открытое море как международно-правовой режим 9
Глава III. Вопросы применения оружия в открытом море
органами федеральной службы безопасности 19
Заключение 27
Список источников 29
Каждое государство обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Оно должно предпринимать все меры для обеспечения соблюдения общепринятых международных правил и практики.
Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом.
В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является.
Право на вмешательство ограничено следующими условиями:
- оно может осуществляться только военными кораблями, любыми другими должным образом уполномоченными судами или летательными аппаратами, имеющими четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе;
- оно не может осуществляться в отношении военных кораблей, а также судов, принадлежащих государству или эксплуатируемых им и состоящих на некоммерческой государственной службе. Такие корабли и суда пользуются в открытом море полным иммунитетом от вмешательства какого-либо государства, кроме государства флага, за исключением случаев, когда они являются пиратскими.
Кроме того, вмешательство ограничено строго определенными случаями. Так, Конвенция об открытом море 1958 года предусматривает возможность вмешательства:
- если судно занимается пиратством;
- если судно занимается работорговлей;
- если на судне поднят иностранный флаг;
- или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и преследующий его военный корабль;
- при осуществлении права преследования.
Конвенция 1982 года дополнительно к вышеуказанному перечню предусмотрела право на вмешательство:
- при пресечении несанкционированного вещания из открытого моря;
- если судно не имеет национальности.
Наконец, вмешательство может осуществляться:
- на основании международного договора.
Вполне очевидно, что в последнем случае вмешательство может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.
Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.
Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.
Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства.
Чума пиратства, казалось бы ушедшая в небытие, неожиданно в 80-х годы ХХ столетия стремительно стала расползаться по морям и океанам, и пока ничто не может ее остановить. Современные торговые суда, а также перевозимый на борту груз, стоимость которых исчисляется порой миллионами долларов, представляют собой лакомый кусок для современных флибустьеров. Пиратство сегодня представляет реальную угрозу безопасности мореплавания. Достаточно привести статистические данные. По сведениям Международного морского бюро (The International Maritime Bureau), только за 1999 год было зафиксировано 245 пиратских нападений на суда. Для сравнения – в 1998 году, их было 192. По данным за 1998 год в результате пиратских нападений 67 моряков погибли, 35 серьезно ранены.
Еще в древние времена пираты были объявлены «врагами рода человеческого» и их «должен повесить первый, в руках кого они окажутся».
До второй половины ХХ
века не существовало многостороннего
международного соглашения, в котором
бы государства дали общепризнанное
определение пиратства и
В соответствии со ст.101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
1. Любой неправомерный
акт насилия, задержания или
любой грабеж, совершаемый с личными
целями экипажем
- в открытом море против другого судна или против лиц или имущества, находящихся на его борту;
- против какого-либо судна, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства.
2. Любой акт добровольного
участия в использовании
3. Любое деяние, являющееся
подстрекательством или
Пиратские налеты, определяемые в ст.101, когда они совершаются военным кораблем или государственным судном, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем или судном, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года обязывает все государства сотрудничать в максимально возможной степени в деле пресечения пиратства.
Таким образом, можно выделить следующие признаки пиратства:
- совершение актов
пиратства только вне
- применение актов насилия, задержания, грабежа и иных вышеперечисленных действий;
- совершение актов
пиратства только
- неправомерность актов насилия, задержания и т.п., то есть совершение этих актов вопреки принципам и нормам международного права;
- направленность пиратских
действий против другого судна
или летательного аппарата, а
также против лиц или
- совершение актов
пиратства экипажем или
Любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказывать их. Пиратские действия, совершенные военным кораблем или воздушным судном, захваченным мятежным экипажем, приравниваются к действиям, совершенным частным судном. Во всех случаях захват осуществляется только судами, состоящими на службе правительства.
Современное международное право рассматривает пиратство в качестве уголовного преступления международного характера, направленного против осуществления свободы судоходства как составной части свободы открытого моря. В силу этого в открытом море или любом другом месте вне юрисдикции какого-либо государства любое государство вправе захватить пиратское судно или летательный аппарат либо судно или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся там лиц и захватить находящееся на этом судне или летательном аппарате имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило такой захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть предприняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. Иными словами, здесь осуществляется универсальная юрисдикция.
Допускается преследование по горячим следам в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальных водах и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.
Право преследования по горячим следам предусматривает, что судно, совершившее правонарушение в иностранных внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне (только для случаев, для которых установлена прилежащая зона), разрешается преследовать в открытом море, захватить и отвести в порт для принятия мер в соответствии с законодательством государства, в водах которого совершено правонарушение. Это положение получило закрепление в Конвенции об открытом море 1958 года. Конвенция 1982 года расширила районы, в которых преследование может быть начато, включив сюда архипелажные воды и исключительную экономическую зону. Кроме того, Конвенция 1982 года распространила право преследования и на иностранные суда, нарушающие законы и правила прибрежного государства в отношении континентального шельфа, включая зоны безопасности вокруг установок на нем.
Преследование может осуществляться только в связи с нарушением законов и правил, установленных в том или ином морском пространстве. Так, если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.
С вопросом о начальном моменте преследования связана так называемая доктрина подразумеваемого нахождения судна в пределах того или иного морского пространства, в соответствии с которой, например, если судно находится в открытом море, но сообщается с берегом посредством шлюпок, оно считается находящимся во внутренних водах прибрежного государства со всеми вытекающими последствиями.
Необходимым условием осуществления преследования в открытом море «по горячим следам» является непрерывность ведения преследования. Преследующий корабль не может прекратить преследование, а затем возобновить его в открытом море. Непрерывность ведения преследования не следует понимать в том смысле, что преследующее судно постоянно должно держать в поле зрения судно-нарушитель. Важно, чтобы потеря контакта с нарушителем (визуального, радиолокационного) не была чрезмерно продолжительной, а расстояние значительным, вследствие чего задержание судна стало бы невозможным.
Непрерывность преследования также не исключает замены одного преследующего корабля либо летательного аппарата другим.
Наконец, преследование должно быть прекращено, как только преследуемое судно зайдет в территориальное море своего либо третьего государства.
Существенной новеллой являются положения Конвенции по морскому праву о несанкционированном вещании из открытого моря. Введение этих положений стало необходимым, поскольку такое вещание нарушало суверенные права государств, давало возможность избегать уплаты налогов и др. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может привлекаться к ответственности не только государством флага или регистрации, но и государством, где могут приниматься такие передачи. Это еще один из случаев распространения специализированной юрисдикции государства на открытое море, отступление от принципа, согласно которому судно в открытом море подчиняется только государству флага.
Под несанкционированным вещанием, согласно положениям Конвенции 1982 года, понимается передача, в нарушение международных правил, звуковых, радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, исключая сигналы бедствия.
Несмотря на то, что в соответствии со ст.109 Конвенции 1982 года все государства сотрудничают в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря, в отличие от всех предыдущих случаев, когда вмешательство может осуществить любое государство, вмешательство в случае несанкционированного вещания ограничено определенным кругом. Такими государствами могут быть:
- государство флага судна;
- государство регистрации установки;
- государство, гражданином которого является лицо, ведущее несанкционированное вещание;
- государство, где могут приниматься передачи;
- государство,
Следует отметить, что любое из указанных выше государств имеет право арестовать лицо или судно, занимающееся несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру.
Специальный раздел указанной Конвенции посвящен сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. В нем нашел конкретное выражение статус открытого моря как общего достояния человечества. Этот статус отражен и в ряде других положений. В частности, все государства, осуществляя свободы открытого моря, учитывают интересы других государств. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита.