Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т.д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Содержание работы

Введение.
1.1 Классификация морских пространств.
1.2 Понятие внутренних морских вод.
2. Порядок захода иностранных судов морские порты.
3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов
в морских портах.
3.1 Гражданская юрисдикция государства порта.
3.2 Иммунитет иностранных государственных невоенных и
военных судов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 29.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.

1.1 Классификация морских пространств.

1.2 Понятие внутренних морских вод.

2. Порядок  захода иностранных судов морские порты.

3. Правовой  статус и порядок пребывания  иностранных судов

в морских  портах.

3.1 Гражданская  юрисдикция государства порта.

3.2 Иммунитет  иностранных государственных невоенных и

военных судов.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Издавна пространства морей и океанов  служат человечеству в качестве поприща  разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирований, называемую международным морским правом.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно  руководствуется предписаниями  последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных  договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует  с другими его отраслями (международное  воздушное право, космическое право  и т.д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Классификация морских  пространств.

Пространства  морей и океанов на нашей планете  с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся под суверенитетом  различных государств и составляющие  территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется  суверенитет ни одного из них.

Принадлежность  части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств  определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое  воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего  деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются  и иные обстоятельства, в частности  значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных  видов сотрудничества между государствами.

В состав территории страны, имеющей морское  побережье, входят части моря, расположенные  вдоль его берегов и именуемые  внутренними морскими водами и территориальным  морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны). В  состав территории государств, состоящих  полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

Внутренние  морские воды, территориальное море и архипелажные воды — лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее, имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблю

дать  в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет  ни одного из государств и находящихся  за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

Указанные обстоятельства учитываются при  классификации морских пространств.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства. В их пределах находятся  воды, имеющие не только различные  правовые режимы, но и различный  правовой статус. Поэтому сами эти  проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными сооружениями прибрежного государства  и его внутренними водами, ввиду  большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Таким образом, правовая классификация морских  пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и  особенностей правового режима конкретного  морского пространства. Этот подход соответствует  исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается  также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.

1.2 Понятие внутренних морских  вод.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных  государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства  и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними  морскими водами прибрежного государства  считаются также:

1) акватории  портов, ограниченные линией, проходящей  через наиболее удаленные в  сторону моря точки гидротехнических  и других сооружений портов;

2) моря, полностью окруженные сушей одного  и того же государства (например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и оба  берега соединения с другим  морем (или океаном) принадлежат  одному и тому же государству  (например, Азовское море. Белое море);

3) морские  бухты, губы, лиманы и заливы, берега  которых принадлежат одному и  тому же государству и ширина  входа, в которые не превышает 24 морских миль.

Если  ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24 морские мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею было отграничено возможно большее водное пространство. Это же правило применяется к морским бухтам, губам и лиманам.

Международное договорное право до сих пор не содержит определений понятий „исторические  воды" или „исторический залив" и не предусматривает оснований  для объявления государствами своих прав на такие морские воды. Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.

Военные корабли, находящиеся в иностранных  внутренних водах с согласия прибрежного  государства, пользуются иммунитетом  от юрисдикции прибрежного государства. Однако они обязаны соблюдать  законы и правила последнего, а  также соответствующие принципы и нормы международного права (запрещение угрозы силой или ее применение, уважение территориальной неприкосновенности, невмешательство и др.).

2. Порядок захода иностранных  судов в морские порты.

Воды  морских портов — часть внутренних морских вод прибрежного государства. Как сказано в ст. 11 Конвенции ООН по морскому нраву, «наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега». Ввиду этого акватория морского порта оказывается как бы окруженной берегами прибрежного государства.

Прибрежное  государство вправе само определять порядок доступа в свои порты  судов других стран, а также правовой режим их пребывания там. Оно решает, открывать или нет те или иные из своих портов для захода иностранных  судов. Это положение получило отражение  в заключенной в 1923 году в Женеве Конвенции о режиме морских портов.

В некоторых  доктринах иногда встречается мнение о том, что морские торговые порты  должны оставаться открытыми для  всех государств, и торговые суда всех стран имеют право захода в  любой морской порт, служащий для  внешней торговли. Однако эта точка  зрения не соответствует современному состоянию международного морского права. Практика государств основана на уважении полного суверенитета прибрежного  государства над его внутренними  морскими водами, включая морские  порты. Именно этим объясняется то обстоятельство, что ни Конвенция о территориальном  море и прилежащей зоне, ни Конвенция  ООН по морскому праву, участники  которой сознают, как отмечено в  ее преамбуле, «тесную взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое», не устанавливают тем не менее правового режима внутренних морских вод в целом или какой-либо их части. Установление указанного правового режима является суверенной прерогативой прибрежного государства.

Такой же прерогативой является право прибрежного  государства объявлять любой  свой порт открытым или закрытым для  захода иностранных судов. Однако в  интересах поддержания и развития международных экономических и  иных отношений прибрежные государства  обычно открывают многие из своих  портов для свободного захода иностранных  невоенных судов без различия их флагов и дискриминации, а также  заключают по некоторым вопросам, касающимся пребывания иностранных  судов в них, международные соглашения. Как правило, для посещения открытых портов не требуется запрашивать  у властей прибрежного государства  разрешение на заход или направлять им уведомление об этом.

В морские  порты, не объявленные открытыми, заход  иностранных судов допускается  только с разрешения властей прибрежного  государства, полученного в порядке, установленном этим государством. Исключение допускается, как показывает всеобщая практика и, следовательно, международный  обычай, только в случаях вынужденного захода судна (авария, необходимость  в медицинской помощи и др.). О  таком заходе судно должно сообщить властям соответствующего морского порта.

Характеризуя  суверенное право прибрежного государства  не допускать захода иностранных  судов в его морские порты  в порядке предупреждения любого нарушения условий, на которых эти  суда допускаются им в свои порты  и внутренние воды, нужно иметь  в виду, что это право не осуществляется произвольно. Условия допуска иностранных  судов в порты формулируются  в соответствующих законах и  правилах прибрежного государства, публикуемых им в «Извещениях  мореплавателям» или иным должным  образом. Естественно, что прибрежное государство не может выходить за рамки установленных им самим  предписаний. Вместе с тем поскольку прибрежное государство открывает свои порты для международного общения и в интересах развития международного сотрудничества, указанные законы и правила должны приниматься с учетом как общепринятых международных стандартов и практики, так и интересов международного сотрудничества, в том числе и в отношении регулирования допуска иностранных судов в порты и обращения с ними там без какой-либо дискриминации. В

противном случае такие законы и правила не только не будут соответствовать интересам равноправного международного сотрудничества, но и способны причинить ему ущерб.

Совершенно  очевидно, что «выборочные» запреты  на заходы иностранных судов в  открытые для международного судоходства  порты по политическим мотивам ведут  к подрыву принципа международного сотрудничества и являются актами дискриминации, противоречащими принципу суверенного  равенства и равноправия государств. На этом поприще, как известно, систематически проявляют себя США и некоторые  из их союзников. На протяжении многих лет американские власти заносили в  «черные списки» морские суда, посещавшие порты Кубы, и на этом основании не допускали их в порты  США. В настоящее время в порты  США запрещен доступ судов, плавающих  под флагом Албании, Кубы, Кампучии, КНДР и Вьетнама, а для судов, имеющих  национальность государств — участников Варшавского Договора, заход запрещен в 11 американских портов. При этом для  судов ряда социалистических стран  установлено требование заблаговременного  запроса о разрешении на заход  даже в открытые для них порты.

Некоторые государства требуют получения  предварительного разрешения для захода в свои порты научно-исследовательских  или ледокольных судов. Вряд ли такого рода требования соответствуют общим  принципам мореплавания и поощрения  научных исследований. Указанные  требования явно расходятся с положениями  Конвенции ООН по морскому праву, которая устанавливает, что прибрежные государства принимают меры для  облегчения .доступа в свои гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам, соблюдающим положения конвенции (ст. 255).

Информация о работе Правовой статус и порядок пребывания иностранных судов в морских портах