Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:02, дипломная работа
Понятие и правовая основа статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Порядок въезда, временного пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопросы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………….5
§ 1. Понятие и правовая основа статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………….5
§ 2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства..............................16
Глава 2. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………..32
§ 1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.......32
§ 2. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………….61
Библиография…………………………………………………………………63
Говоря о правовом положении и правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, не следует забывать и о правовом режиме иностранцев. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объём их прав и обязанностей на территории государства пребывания. [14] В российской правовой науке выделяют следующие виды режима иностранцев:
национальный режим;
специальный режим;
режим оккупации;
режим наибольшего благоприятствования;
преференциальный режим.
Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространённый в правовых системах режим иностранцев. Так, например, п.3 ст.62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В российском законодательстве имеются примеры включения специальных норм о национальном режиме в законы, регулирующие определённую сферу правоотношений. Так, в соответствии с положением Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" право на получение адвокатского статуса не зависит от принадлежности к гражданству, причём особо оговорено, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном порядке статус адвоката, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. [15]
Специальный режим предусмотрен в некоторых случаях, связанных с привлечением иностранцев к юридической ответственности. Так, если граждане России не могут быть выданы иностранным государствам, то экстрадиция иностранных граждан и лиц без гражданства вполне допустима. А Кодекс об административных правонарушениях, называя среди возможных видов наказания выдворение за пределы Российской Федерации, устанавливает, что оно может быть применено только к иностранным гражданам или лицам без гражданства. [16] Специальный режим может заключаться в предоставлении определённых преимуществ для иностранцев в виде дополнительных прав или путём исключения некоторых обязанностей.
Предоставление специального режима тесно связано с установлением государством ответных ограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные дискриминационные ограничения в отношении граждан первого государства. Под реторсией понимаются правомерные действия одного государства, принимаемые им в ответ на дискриминационные ограничения, другим государством, в отношении физических или юридических лиц первого государства. [17]
Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства пребывания, то режимы наибольшего благоприятствования и преференциальный режим существуют в отношении прав и обязанностей граждан третьих государств предоставляемых на территории данного государства.
Режим наибольшего благоприятствования предусматривается межгосударственными договорами и соглашениями путём оговорки, содержание которой сводится к положению об обязательстве одного государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствующего государства. Такое обязательство даётся, как правило, на условиях взаимности. Так, Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Украины о торговом судоходстве от 8 февраля 1995 года установлено, что "каждая Договаривающаяся сторона предоставит другой Договаривающейся стороне во всех вопросах торгового судоходства режим наибольшего благоприятствования". [18] Помимо традиционных случаев встречаются и односторонние клаузулы. Примером являются взаимоотношения между морской державой и государством, не имеющим морского побережья, по поводу доступа к морю и от моря.
Фактически режим наибольшего благоприятствования носит отсылочный характер, и выражается в установлении либо специального, либо национального режима в зависимости от того, какой из них более выгоден с точки зрения прав иностранцев. [19]
В российской Федерации режим наибольшего благоприятствования, предоставляется в сфере международной торговли, транспорта (эксплуатации судов, самолётов, автомобилей), отправления правосудия и выполнения соответствующих иностранных судебных решений. В качестве примеров оговорок о наибольшем благоприятствовании, кроме уже упомянутого Соглашения о торговом судоходстве, можно назвать положения Генерального Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 20 ноября 1994 года, в котором стороны обязались строго применять режим наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами. [20] Российской Федерацией заключены и иные соглашения, предоставляющие режим наибольшего благоприятствования.
Преференции сводятся обычно к предоставлению национального режима там, где для всех иностранцев предусмотрен специальный режим в его ограниченной форме. Так, если по общему правилу иностранные граждане в Российской Федерации не могут находиться на государственной или муниципальной службе,[21] то в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации от 13 октября 1995 года, граждане одной из Сторон договора, постоянно проживающие на территории другой Стороны, могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций, а также отделов, управлений, комитетов и других организаций, входящих в систему местных органов исполнительной власти. [22]
Кроме того, преференциальный режим может сводиться к предоставлению в той или иной сфере льготного специального режима, распространяемого только на граждан (жителей) тех государств, для которых эта преференция предусмотрена. Например, в соответствии со статьёй 10 Соглашения "О порядке выезда граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, в государства, не входящие в Содружество Независимых Государств, и въезда из них" от 17 января 1997 года, "граждане Сторон, прибывшие в Пункт Пропуска из государств, не входящих в Содружество, без необходимых документов, не могут быть выдворены обратно или переданы властям государств, не входящих в Содружество, без согласия на это Стороны, гражданами которой они являются",[23] в отличие от граждан государств, не входящих в Содружество Независимых Государств, выдворение которых не обусловлено согласием уполномоченного представителя этого государства.
Следует упомянуть ещё об одном принципе правового положения иностранных граждан - принцип не дискриминации.
Принцип не дискриминации по критериям социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности зафиксирован в международных договорах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года,[24] закрепляя обязательства участвующих государств принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры для обеспечения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав, устанавливает, что участвующие в Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашённые в Пакте, будут осуществляться без какой-либо дискриминации и, в частности по языковому признаку. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года[25] также закрепляет принцип не дискриминации по языковому признаку. Принцип языковой не дискриминации закрепляется, как отмечает Л.Н. Васильева, также "Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Декларацией о праве на развитие 1986 года и рядом других актов". [26]
Российское государство гарантирует распространение на иностранных граждан также общеправовых принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, в том числе, равноправия человека с человеком, равноправие женщины и мужчины, равноправие независимо от национальной принадлежности.
Характеризуя положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что сами понятия "правовое положение", "конституционно-правовой статус" в полном объёме подходят для тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации, то есть имеют действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. [27]
Вопросы, относящиеся к въезду иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, их передвижению по этой территории и выезду за рубеж, тесно связаны с институтами международного частного права, определяющими правовое положение иностранных гражданств и лиц без гражданства в России. Решение таких вопросов нередко не только предшествует формированию статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, но и обуславливает его "параметры".
Здесь следует отметить основные требования, выработанные в этой области мировым сообществом. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах[28] исходит из следующего:
каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное перемещение и свободу выбора местожительства;
каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;
Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". [29] В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве и виде на жительство.
Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.
Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцами, могут выезжать из Российской Федерации, и въезжать в Российскую Федерацию на основании проездного документа беженца.
По соглашению с рядом государств Россия использует безвизовый въезд в Российскую Федерацию, но в большинстве случаев, для иностранцев, главным основанием для пересечения Государственной границы является виза.
Основание для выдачи иностранному гражданину визы являются: [30]
1) приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по ходатайству находящегося за пределами Российской Федерации иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного речения либо вследствие тяжёлой болезни или смерти близкого родственника;
3) решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;
4) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;
5) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
6) договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приёме иностранного туриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность;
7) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, по заявлению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.
Информация о работе Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России