Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:02, дипломная работа
Понятие и правовая основа статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Порядок въезда, временного пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопросы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………….5
§ 1. Понятие и правовая основа статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………….5
§ 2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства..............................16
Глава 2. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………..32
§ 1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.......32
§ 2. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………….61
Библиография…………………………………………………………………63
Аннулирование разрешения на временное проживание или вида на жительство происходит в случае, если иностранный гражданин совершил ряд противоправных действий. Данный перечень включает в себя совершение иностранцем таких действий как: выступление за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; финансирование и планирование террористических актов; предоставление поддельных документов или сообщение о себе заведомо ложных сведений. [90]
Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока временного пребывания или проживания в Российской Федерации грозит ему депортацией. Статья 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" гласит:
1) в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращён, данный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней;
2) в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение 15 дней. [91]
Иностранный гражданин, не исполнивший вышеперечисленные обязанности, подлежит депортации. Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания в Российской Федерации.
Депортация осуществляется федеральным (территориальным) органом исполнительной власти, ведающим вопросами в сфере миграции. Депортация, как и выдворение, осуществляется за счёт средств депортируемого иностранного гражданина либо за счёт средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый. [92]
В случае если приглашающая сторона не установлена, расходы на депортацию производятся за счёт средств федерального бюджета, в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 769 "Об утверждении Правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации любо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны". [93]
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержаться в специально отведённых помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. [94]
К иностранным гражданам часто применяется такой вид административного взыскания, как административное выдворение. В статье 34 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации определяется порядок административного выдворения.
Административное выдворение иностранного гражданина за пределы России осуществляется за счёт средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств - за счёт средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый.
Выдворение из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства может осуществляться в нескольких основных формах и зависит от категории иностранного гражданина. При классификации иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране следует учитывать срок пребывания в России (постоянно или временно пребывающие иностранные граждане), цель пребывания, деликтоспособность и различные другие обстоятельства.
Например, решение о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию в качестве туристов и уклоняющихся от выезда из Российской Федерации по истечении определённого им срока пребывания принимает судья. [95]
Иностранные граждане и лица без гражданства, которым сокращён срок пребывания в Российской Федерации за нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан, подлежат выдворению из России в принудительном порядке. Данное положение не распространяется на иностранных граждан пользующихся привилегиями и иммунитетом в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Депортация и выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства могут выступать как меры:
административного предупреждения, например, когда выясняется что иностранный гражданин или лицо без гражданства страдает инфекционным заболеванием в тяжёлой форме. В данном случае его выдворение не связано с правонарушением, а лишь преследует цель предупреждения наступления тяжких нежелательных последствий;
административного пресечения, например, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства систематически, в течение продолжительного периода времени нарушает общественный порядок. В такой ситуации важно пресечь антиобщественную деятельность иностранного гражданина;
административного наказания, то есть санкции за совершение иностранными гражданами и лицами без гражданства административных правонарушений реализуются посредством административных взысканий. [96]
Пограничные органы либо органы федеральной службы судебных приставов исполняют постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
В определённых законом случаях существует процедура принудительного препровождения выдворяемого из Российской Федерации лица. В этой ситуации необходимо ограничить свободу лица для того, чтобы доставить его в пограничную зону и передать пограничникам. Здесь применяется административное доставление либо административное задержание с составлением соответствующих протоколов. [97]
Выдворение производится путём:
1) контролируемого самостоятельного выезда лица из Российской Федерации;
2) официальной передачей физического лица представителю властей иностранного государства. [98]
О производстве административного выдворения уведомляются власти иностранного государства, на территорию которого выдворяется лицо. Если со страной, в которую выдворяется лицо, нет соответствующего договора, выдворение производится в месте, определяемом пограничными органами. Постановление об административном выдворении оформляется двусторонним или односторонним актом, который приобщается к постановлению.
Теоретические выводы. Рассмотрев правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, следует отметить существенный недостаток в практическом регулировании вопросов связанных с данной категорией лиц.
Сегодня мы сталкиваемся с проблемами так называемых "гастарбайтеров" (нем. Gastarbeiter - рабочий-иммигрант). Сейчас отсутствует реальный контроль со стороны государства за въездом, пребыванием и выездом данной категории лиц. Въезжая в Российскую Федерацию они, как правило, теряются на её просторах. И часть из этой категории мы видим в криминальных сводках, причём далеко не в роли пострадавших. Эта категория лиц не ограничивается простыми кражами или ограблениями. Очень часто дело доходит и до убийств.
Но не стоит забывать и о том, что до таких крайностей в половине случаев их ("гастарбайтеров") доводят работодатели. Работодатели не платят те заработные платы, которые обещали при трудоустройстве, многие работодатели не утруждают себя оформлением трудовых договоров с "гастарбайтерами", есть и такие работодатели которые не платят вообще. Разве это гарантии со стороны государства о том, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы"?
Заканчивая рассмотрение вопроса правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, хотелось бы отметить в целях всестороннего обеспечения прав и законных интересов лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, неуклонно должны соблюдаться, как международные договоры и соглашения, так и нормы, содержащиеся в национальном законодательстве Российской Федерации.
Правовое положение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом о правовом положении иностранных граждан и рядом других законов.
Согласно Конституции Российской Федерации, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных соответствующими нормативными актами.
Российское государство гарантирует распространение на иностранных граждан принципы равноправия. Естественно, полного равноправия иностранных граждан с гражданами Российской Федерации в России нет, как и нет в любом другом государстве.
Практические рекомендации:
В плане дальнейшего совершенствования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства предлагается:
1) на основании имеющихся правовых актов, регламентирующих процедуру депортации и административного выдворения, разработать единый более эффективный механизм высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ под общим названием «высылка»;
2) увеличь сроки запрета въезда в РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые подвергались административному выдворению и депортации из РФ;
3) увеличить размер административных штрафов по ст. 18.1 и 18.4 КоАП РФ;
4) обязать иностранных граждан и лиц без гражданства при обращении с ходатайством в компетентный орган о получение визы предоставлять сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Библиография
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета от 10 декабря 1998 года, № 235
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года) // Сборник Действующее международное право, т.2
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк,19 декабря 1966 года) // Сборник Действующее международное право, т.2
5. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года) // Сборник Действующее международное право, т.1
6. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года // Сборник Действующее международное право, т.1
7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 года) // Сборник Действующее международное право, т.2
8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1967 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2002 года, № 8, ст.747
9. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 августа 1997 года, № 32, ст.3748
10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва,20 января 1995 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 года, № 34, ст.3950
11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Российская газета от 30 октября 2001 года, № 211-212
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 года, № 256
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст. ст.1-96),19 (ст. ст.97-200),20 (ст. ст. 201-265), 25 (ст. ст.266-360) июня 1996 года, № 113, 114, 115, 118
14. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Российская газета от 31 июля 2002 года, № 140
15. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // Российская газета от 22 августа 1996 года, № 159
16. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета ото 15 июня 2002 года, № 106
17. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" // Российская газета от 14 июля 2001 года, № 133
18. Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 года, № 12, ст.425
19. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета от 5 июня 2002 года, № 100
20. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Российская газета от 31 мая 2003 года, № 104
21. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" // Российская газета от 21 июля 2004 года, № 154
Информация о работе Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России