Правовой статус личности в конституционном праве США и Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократических обществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже более трех столетий. Из словесной конструкции "права человека"- следует, что они могут принадлежать лишь человеку или коллективу людей. Значит, необходимо найти некий объединяющий признак, который бы принадлежал всем людям без исключения и позволил бы ответить на вопрос о природе принадлежащих им прав.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..
1 Понятие основ правового статуса личности……………………………………..
2 Правовой статус личности в конституционном праве США……………………
3 Правовой статус личности в конституционном праве Великобритании……….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

КПЗС.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Создатели Билля о правах не просто декларировали права и свободы  от имени государства, а исходили из идеи, что права и свободы присущи человеку с момента его рождения. Билль о правах весьма своеобразно гарантирует права и свободы, используя негативный способ их формулирования. Тем самым его создатели подтвердили свою приверженность идеям естественного права: главный акцент в конституционной регламентации прав и свобод сделан не на их провозглашении, а на механизме их гарантированности, прежде всего стремлении не допустить произвола государственной власти, установить ее пределы по отношению к человеку. В связи с чем и появилась формула: "Конгресс не должен...". Следуя этой идее, IX поправка дополнила: "Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом". [8, c. 144]

Лишить человека жизни, свободы  и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является  первостепенной  обязанностью государства. Билль устанавливает,  что конгресс не должен издавать законы,  ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право носить и хранить орудие, право обращаться к  правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести,  охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд  присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной  категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказаться от дачи показаний против самого себя. 

В конституции большое внимание уделено политическим и гражданским  правам и свободам. Поправка I гарантирует  свободу слова, печати, право народа мирно собираться, право обращаться к правительству с петициями. Официальная доктрина широко толкует указанные права, считая, что они обеспечивают свободу выражения мнения. В 1865 г. конституция провозгласила отмену рабства и подневольного труда (поправка XIII). Целый ряд поправок касается избирательного права.

В сфере гражданской правосубъектности  конституция обеспечивает: охрану личности, жилища, бумаг и имущества (поправки IV), свободу совести (поправка I), "скорый и публичный суд присяжных" как по уголовным, так и по гражданским делам (поправки VI, VII), право обвиняемого на защиту (поправка VI), право не свидетельствовать против самого себя (поправка V), конституция запрещает повторное уголовное преследование за одно и то же преступление (поправка V), а также применение жестоких и необычных наказаний (поправка VIII). Запрещалось требовать большой залог по судебным делам,  налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Поправка II допускает "право народа хранить и носить оружие". В настоящее время, когда преступность в американском обществе получила широкое распространение, демократы требуют отмены указанной нормы. Однако производители и торговцы, связанные с оружием, всякий раз проваливают предложение об отмене указанной поправки.

К экономическим правам следует  отнести конституционное положение: "Никакая частная собственность  не должна отбираться для общественного  пользования без справедливого  вознаграждения" (поправка V). Социально-экономические  и культурные права американская официальная доктрина не относит к "фундаментальным". Поэтому они не получили конституционного провозглашения. Отсутствует в конституции норма о равноправии женщин с мужчинами. В 1972 г. Конгресс одобрил поправку к конституции об установлении равных прав женщин с мужчинами. Но 3/4 штатов в течение 10 лет не ратифицировали эту поправку, и в связи с истечением установленного для ратификации срока (1982 г.) вопрос о принятии указанной поправки был снят с повестки дня.

Важнейшим элементом правового  статуса человека и гражданина, основой личной свободы является принцип равноправия. Он вытекает из смысла ст. IV (разд. 2) Конституций и XIV поправки к ней, устанавливающих право граждан любого штата на льготы и привилегии граждан другого штата, недопустимость законодательной и правоприменительной практики, нарушающей такие привилегии, а также "равную защиту закона". Данный принцип по-разному трактовался законодательством и судами в различные исторические периоды. При этом если на начальном этапе существования американского государства первостепенное значение имел региональный аспект принципа равноправия, а сам он распространялся только на белых американцев, то в XIX, а особенно в XX в. громко зазвучала проблема гарантированности прав меньшинств, прежде всего этнических. [6, c.83]

Традиционно наиболее остра в США  проблема дискриминации негров. Первые шаги на пути ее преодоления были предприняты еще в прошлом веке. В 1807 г. Конгресс принял акт, запретивший с января 1808 г. ввоз в США невольников. В 1865 г. XIII поправкой к Конституции было отменено рабство. В 1875 г., в период Реконструкции Юга после окончания Гражданской войны, Конгресс принял первый Акт о гражданских правах, запретивший всякую "дискриминацию по признаку расы и цвета кожи". Однако Верховный суд США признал его неконституционным на том основании, что поправка XIV к Конституции запрещает дискриминационные действия лишь публичной власти, но не частных лиц.

Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые   касаются прав и свобод человека. Однако  в целом Декларация независимости,  конституция США и поправки к ней не  содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам – Всеобщей  декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 году. Как отмечалось, эти недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.

Таким образом, Декларация о независимости, конституция и Билль о правах текстуально не провозглашают права и свободы, признанные международным правом. Пробелы основополагающих актов объемно дополняют иные нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, а также конституции и законы 50 штатов. 
В 1957 г. Конгресс США принял Закон о гражданских правах. На основании этого закона была создана Комиссия США по гражданским правам. В 1960, 1964, 1968 гг. принимаются новые законы о гражданских правах, которые существенно дополнили закон 1957 г.

Проблема равноправия имеет  в США помимо этнического и  другие аспекты. Законодательство особо  запрещает дискриминацию таких групп населения, как инвалиды, женщины, лица старшего возраста. Так, Акт о реабилитации 1973 г. обязывает работодателей проявлять "разумную приспособляемость" по отношению к инвалидам. Дискриминировать их при приеме на работу и продвижении по службе запрещает и Акт об инвалидах 1990 г. В 1967 г. Акт о дискриминации по возрасту запретил увольнять по причине старости лиц, не достигших 65 лет; в 1978 г. этот возрастной порог был повышен до 70 лет, а в 1986 г. вообще устранен. Так что на основании возраста увольнять вообще нельзя.

Другим источником правового  статуса личности выступают судебные прецеденты. Толкуя расширительно некоторые положения конституции. Верховный суд США фактически формулирует новые права. Так, например, поправка 1 формально не содержит право на объединение, ничего не говорит о свободе ассоциаций, о политических партиях. В 1972 г. Верховный суд обосновывает свободу ассоциаций, давая толкование поправки 1: "Хотя положение о свободе ассоциаций прямо не сформулировано в поправке, она на протяжении долгого времени считается подразумеваемой положениями о свободе слова, собраний и петиций". В 1954 г. Верховный суд объявил противоречащим конституции закон о раздельном обучении черных и белых детей. Решения о запрете расовой сегрегации Верховный суд выносил неоднократно при рассмотрении конкретных судебных дел. [2, c.161]

Наконец, в более широком  объеме правовой статус личности определяется конституциями и законами штатов. Конституции многих штатов содержат новые хартии гражданских прав и  свобод. Основные законы 17 штатов провозглашают равноправие женщин с мужчинами. В некоторых штатах они провозгласили право на здоровую окружающую среду, запретили отказывать в приеме на работу членов профсоюзов и т.д.

В действующих ныне поправках  регулируются вопросы правового  положения человека, в том числе избирательного права, некоторые вопросы формирования и организации деятельности государственных органов, соотношения полномочий федерации и штатов.

Некоторые принципы гражданства  установлены в Конституции США, согласно которой при приобретении американского гражданства по рождению приоритет имеет право почвы, наряду с федеральным гражданством существует гражданство штатов, а все граждане США равноправны (ст. IV, поправка XIV). Как и в Великобритании, для обозначения американского гражданства используется два термина: nationality (национальность) и citizenship (гражданство). Первый из них более широкий и обозначает устойчивую правовую связь лица не только с самими Соединенными Штатами (т. е. citizenship), но и с их заморскими владениями. Лица, обладающие nationality of USA, т. е., условно говоря, гражданством в широком смысле слова, в русских переводах нередко именуются американцами или лицами американской национальности, а лица, обладающие citizenship of USA, —- гражданами США. И это вполне обоснованно: только citizenship порождает между человеком и Соединенными Штатами как государством права и обязанности, признаваемые в данной стране, в полном объеме. Другими словами, только данный термин обозначает гражданство в собственном смысле этого слова. Лица же, обладающие nationality, но не имеющие citizenship, по-русски часто называются американцами, не являющимися гражданами США. Их правовая связь с США менее богата по содержанию, хотя и включает право лица на покровительство со стороны США за рубежом, право свободного въезда на территорию страны и выезда из нее, право на облегченный порядок приобретения гражданства в собственном смысле (citizenship), а также определенные льготы при приобретении американского гражданства детьми такого лица.

По праву почвы гражданами США считаются: [2, c. 179]

— лица, родившиеся на территории США* и находящиеся под их юрисдикцией (из такой юрисдикции исключаются дети дипломатических представителей иностранных государств в США; дети граждан неприятельских государств, родившиеся на территории США во время ее оккупации соответствующим государством, наконец, дети нелегальных иммигрантов);

— лица, родившиеся в  США от родителей, принадлежащих к коренным народностям континента: индейцам, эскимосам, алеутам (представители перечисленных народностей стали признаваться гражданами США с 1924 г.);

— наконец, лица, обнаруженные в США в возрасте до пяти лет, если их родители неизвестны (американское гражданство данной категории лиц прекращается, если до достижения ими 21 года будет установлено, что лицо родилось за пределами США). 

Право крови распространяется лишь на лиц, родившихся за пределами США. При этом степень лояльности законодателя к различным категориям лиц, родившихся за границей от граждан США, неодинакова. Она зависит прежде всего от того, один или оба родителя ребенка были гражданами США на момент его рождения. В случае, когда оба родителя — американские граждане, их ребенок становится гражданином США по рождению, если хотя бы один из родителей имел непосредственно перед рождением ребенка постоянное место жительства на территории США или в одном из их заморских владений.

Если ребенок родился  за пределами США и при этом только один из его родителей является американским гражданином, то многое зависит от места рождения ребенка. Так, наиболее льготные условия приобретения американского гражданства существуют для лиц, родившихся в заморских владениях США, если при этом хотя бы один из родителей являлся гражданином США и непрерывно проживал в США в течение одного года в любой период времени до рождения данного ребенка.

Если же лицо родилось за пределами США и их заморских владений и при этом лишь один из его родителей является американским гражданином, условия приобретения им гражданства по рождению зависят от того, имеется ли у второго родителя правовая связь с США. Если такая связь существует в виде nationality, то ребенок становится американским гражданином при условии постоянного проживания его родителя — гражданина США на их территории непрерывно в течение одного года непосредственно перед рождением ребенка. В случае, когда второй родитель — иностранец, ребенок считается гражданином США по рождению при условии постоянного проживания родителя — гражданина США на территории этого государства или заморских владений не менее установленного законом срока.

 

 

 

 

 

 

 

3    Правовой  статус личности в конституционном  праве Великобритании

 

В отличие от большинства  государств Великобритания не устанавливает  деления прав и свобод и обязанности  граждан на конституционные (основные) и отраслевые (производные). Это объясняется особым характером конституции. Содержание основных прав в подавляющем большинстве определяется не законом, а обычаем, согласно которому граждане имеют право делать все, что прямо не запрещено правовыми предписаниями.

В Великобритании нет  писаной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые  были бы официально объявлены основными  законами страны. Юридическая конституция  Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты — спикера — на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.). 
Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников. [7, c. 214]

Информация о работе Правовой статус личности в конституционном праве США и Великобритании