Правовой статус личности в конституционном праве США и Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократических обществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже более трех столетий. Из словесной конструкции "права человека"- следует, что они могут принадлежать лишь человеку или коллективу людей. Значит, необходимо найти некий объединяющий признак, который бы принадлежал всем людям без исключения и позволил бы ответить на вопрос о природе принадлежащих им прав.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..
1 Понятие основ правового статуса личности……………………………………..
2 Правовой статус личности в конституционном праве США……………………
3 Правовой статус личности в конституционном праве Великобритании……….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….

Файлы: 1 файл

КПЗС.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами,(хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.

После второй мировой  войны, когда у власти находилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Указанные завоевания повысили не только социальную гарантированность прав конкретных граждан, но и определенную защищенность их перед обществом и государством.

 Политические права  (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном  обычаями, в законодательстве эти  свободы предполагаются естественно  существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Личные права регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами. [7, c. 221]

С приходом же к власти в 1979 г. Консервативной партии некоторые положения профсоюзного законодательства, препятствующие частной инициативе и свободе предпринимательства, постепенно ликвидировались. Были приняты законы, запрещающие забастовки солидарности, предусматривающие возможность принудительного арбитража при социальных конфликтах, арест забастовочных фондов. Всплеск терроризма также принес определенные изменения. Некоторые ограничения гражданских прав в Великобритании установлены актами 1974–1984 годов о терроризме. Но четко определенный минимум личных прав законодательством о борьбе с терроризмом гарантировался: неприкосновенность личности, жилища и т. д. Для производства обыска и ареста полицейский чиновник должен иметь судебный приказ.

В Великобритании действует  несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том  числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением  прав граждан органами управления.

Отсутствие в стране писаной конституции вызывает образование особенностей конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина. На практике права британцев регламентируются как уставным правом (Великая Хартия Вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г., Акт о правах человека 1998 г. др.), так и прецедентным правом и конституционным соглашениям. В британском конституционном праве не существует общепризнанной классификации прав и свобод граждан на конституционные (основные) и отраслевые (производные). Прежде всего, все права и свободы человека являются индивидуальными правами, которые ограничиваются государством и базируются на основе принципа "каждый может делать то, что не запрещено законом". [8, c. 156]

Так, право на свободу личности заключается в праве лица не подвергаться тюремному заключению, ареста или любом другом физическом ограничению свободы. Еще Habeas Corpus Act 1679. установил такие актуальные положения:

– право задержанного выяснить причины его задержание и требовать от судьи их проверки в течение 24 часов;

– право считаться  невиновным пока вина не будет доказана судом;

– запрет на получение  доказательств вины путем психического и физического давления;

– право на обычный, а  не чрезвычайный суд или суд с  особыми полномочиями.

В британской правовой доктрине право на свободу личности включает тайну переписи и телефонных разговоров, защита от электронных средств контроля за личной жизнью, свободу совести и вероисповедания.

Вместе наряду с гарантиями защиты права на свободу личности законодательство предусматривает определенные ограничения, связанные с борьбой против терроризма. Например, Акт о предотвращении терроризма 1984 устанавливает ограничения права на защиту личности при уголовно-правового преследования. А согласно законодательству о телефонных и телеграфные сообщения полиция в исключительных случаях может контролировать телефонную и телеграфную связь.

В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные  объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является англиканская протестантская церковь. Ее глава — монарх. Решение ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом. В начале 2000-х гг. в Великобритании предполагается принять Билль о правах, соответствующий международным документам о правах человека. Это будет первый в истории Великобритании писаный и консолидированный закон такого рода.

Одним из существенных индивидуальных прав британцев право на защиту частной  собственности от произвола государства, физических и юридических лиц. Вместе с тем процесс осуществления  права собственности предусматривает, что государство может изъять части собственности в виде налогов только на основе законодательства. Впервые принцип "любой закон и всякий налог исходят от парламента" был провозглашен в Билле о правах 1689 г. Таким образом, ограничение права собственности допускается лишь путем принятия законов и только в связи с необходимостью обеспечения публичных интересов.

Важными индивидуальными  правами британцев в сфере  политики является свобода собраний и ассоциаций, право участия в  деятельности политических партий, профсоюзов и других общественных объединений, права избирать и быть избранным и т.д.. Эти права, как и ряд других, осуществляются гражданами с ограничениями, которые устанавливаются в законодательстве. Например, в Акте об общественном порядке 1994 закрепляется, что проведение собрания должно быть согласовано с собственником земельного участка, на территории которой они проводятся.

В Великобритании действует  всеобщее равное прямое избирательное  право при тайном голосовании. Активное избирательное право принадлежит  всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. Акт о народном представительстве 1983 г. расширил состав избирательного корпуса применительно к парламентским выборам, предоставив право избирать гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. [3, c.96]

Активным избирательным  правом не обладают: иностранцы, душевнобольные, пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии), лица, находящиеся в заключении, которое они отбывают в исправительном учреждении во исполнении приговора суда, лица, осужденные за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах — в течение 5-10 лет в зависимости от характера нарушения. Пассивное избирательное право предоставляется британским гражданам по достижении 21 года. Закон предусматривает, однако, целый ряд достаточно существенных ограничений из этого общего правила. Эти ограничения можно подразделить на 3 группы. Первая из них связана с болезненным состоянием психики человека: не обладают правом избираться лица, страдающие некоторыми тяжелыми психическими заболеваниями. Ограничения второй группы можно считать своего рода моральными цензами: пассивное избирательное право не предоставляется банкротам, лицам, признанными виновными в применении «бесчестных и незаконных приемов на выборах», а также лицам, отбывающим наказание за государственную измену. Третью группу составляют ограничения пассивного избирательного права, связанные с действующими многочисленными правилами о несовместимости депутатского мандата с занятием определенной деятельностью. Так, лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности; профессиональные оплачиваемые судьи; чиновники министерств и центральных ведомств; лица, находящиеся на дипломатической службе; военнослужащие (кроме офицеров, находящихся в отставке); руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, Независимого телевизионного управления и т. п.); клерки местных советов и пр. Перечисленные случаи несовместимости объясняются требованием политической беспристрастности, необходимой лицам, пребывающим на перечисленных должностях, которые невозможно совместить с членством в палате общин. Однако государственный служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, может сделать это, лишь при условии ухода в отставку с занимаемой должности до своего выдвижения кандидатом.

Права и свободы в  сфере социальной политики, экономики и культуры, то они получили значительное развитие только после Второй мировой войны. Например, были введены такие социальные институты, как: страхование от безработицы, право на забастовку, на пенсионное обеспечение, на благоприятную для населения среды, право на равную оплату за равный труд и т.д..

Конституционно-правовое регулирование института британского  гражданства также имеет свои особенности. К середине XX в. в основу регламентации вопросов гражданства  была положена доктрина общего права о верноподданничество. Во второй половине XX в. были приняты ряд законов о гражданстве. На современном этапе вопросы, связанные с приобретением, изменением, утратой гражданства устанавливаются в Акте о гражданстве 1948 и 1981 г. Согласно законодательству о гражданстве к гражданам Великобритании относят следующих лиц:

– граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;

– граждан британских зависимых территорий.

Специальный  статус  предусматривается для:

1) лиц под британской защитой (British protected persons);

2) лиц, проживавших в третьих странах и имевших британское гражданство по закону   1948 г.,  но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания   (в  основном  проживающие  в  Шри-Ланке,   Индии, Пакистане).

Законодательство о  гражданстве закрепляет такие способы  приобретения гражданства:

– филиация, которая осуществляется на основе принципа крови и почвы;

– натурализация (процесс  предоставления иностранцу гражданства  определенной страны, уполномоченными на то органами. Различают два вида натурализиции: по закону и по заявлению);

– регистрация.

Отказ от гражданства  осуществляется путем подачи и регистрации заявления в бюро министра внутренних дел. Заявитель должен быть совершеннолетним, дееспособным лицом, не обретающим в результате выхода из британского гражданства статуса апатрида.

Лишение гражданства  возможно лишь в отношении лица, которое получило британское гражданство  путем натурализации или регистрации. Закон устанавливает перечень оснований для лишения гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

Всё развитие конституционного права в США происходило под  влиянием американской концепции прав и свобод человека, которая исходит из идеи естественного происхождения прав индивида. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление. 

Именно с целью обеспечения  благ свободы "отцы-основатели", как в 1918 г. назвал разработчиков Конституции сенатор, а затем Президент США Уоррен Гардинг, стремились организовать власть в новом государстве таким образом, чтобы в максимально возможной степени оградить человека от ее произвола, поставить преграду деспотическому правлению. В качестве основного средства достижения указанных целей Конституция признала принцип разделения властей, причем действующий как "по горизонтали", так и "по вертикали". Особая заслуга "отцов-основателей" состоит в том, что они существенно развили содержание упомянутого конституционного принципа по сравнению со считавшейся в то время классической трактовкой французского просветителя Шарля Л. Монтескье, дополнив его доктриной, получившей название системы сдержек и противовесов (checks and balances). Юридической моделью реализации идеи разделения властей с использованием системы сдержек и противовесов явилась установленная Конституцией США впервые в истории президентская республика.

Что касается правового  статуса личности в конституционном  праве Великобритании, то, поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.

                         Список использованной литературы

1. «Иностранное конституционное право» / Под ред. В.В. Маклакова. М.:Юристъ, 1996

2.  «Конституционное право зарубежных стран» / Под общ. ред. А. В. Малько. М.: Норма, 2004

3. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Америка и Азия» / Под ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2001

4. «Конституционное право зарубежных стран».  / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М.  М.: Норма, 2004

 

5. Мишин А.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»  М.: Юстицинформ, 2009

6. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. «Конституционное право зарубежных стран». М.:МЭСИ, 2007

7. Хаманева Н.Ю. «Конституционное право государств Европы» М.: Новая Правовая культура, 2004

8. Чиркин В.Е. «Конституционное  право зарубежных стран». М.:Юристъ, 2008




Информация о работе Правовой статус личности в конституционном праве США и Великобритании