Правовой статус мигрантов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Требуется решение определенных задач, а именно:
1.Определить правовой статус мигранта, выделить понятие и признаки.
2.Изучить источники, регулирующие трудовую деятельность мигрантов.
3.Ознакомиться с проблемами использования труда иностранных работников в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Общая характеристика правового статуса мигрантов
1.1. Понятие и виды мигрантов
1.2. Международно-правовые аспекты регулирования миграционной политики
Глава 2 Правовое регулирование труда иностранных граждан
2.1. Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников
2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы
Глава 3 Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в Российской Федерации и пути их преодоления
3.1. Проблемы миграции в России
3.2. Общая характеристика правонарушений, связанных с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Migratsionnaya_politika_zapadnykh_stran.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Новосибирский национальный исследовательский государственный  университет (НГУ)

Кафедра: теории и истории  государства и права, конституционного права

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Правовой статус мигрантов в Российской Федерации 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы № 1920

Мезенцева Л.М.

Проверила: к.ю.н,

Раздъяконова Е.В.

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

Введение

Глава 1 Общая характеристика правового статуса мигрантов

1.1. Понятие и виды мигрантов

1.2. Международно-правовые  аспекты регулирования  миграционной  политики

Глава 2 Правовое регулирование труда иностранных  граждан

2.1. Источники правового  регулирования трудовых отношений  с участием иностранных работников

2.2. Порядок привлечения  иностранной рабочей силы

Глава 3 Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в Российской Федерации и пути их преодоления

3.1. Проблемы миграции в России

3.2. Общая характеристика  правонарушений, связанных с незаконным  привлечением и использованием  иностранной рабочей силы в  Российской Федерации

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день проблемы миграции рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как острый общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Миграция иностранной  рабочей силы в Российскую Федерацию  является одним из направлений внешней  трудовой миграции. Она представляет собой наиболее многочисленный миграционный процесс, оказывающий влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в государстве. Практика свидетельствует, что значительная часть иностранных  граждан, находясь в Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность без  оформления разрешений на работу, стремясь остаться в теневом секторе экономики, и, таким образом, переходит на нелегальное  положение. Указанная ситуация в  очередной раз подтверждает необходимость  проведения специального исследования вопросов привлечения и использования  иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

Актуальность данной темы позволили всецело определить предмет, объект и цели исследуемой темы.

Объектом данного исследованию можно выделить непосредственно  иностранных работников, иначе трудовых мигрантов, законно осуществляющих свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Предметом в  данном исследовании выступают общественные отношения, урегулированные миграционным законодательством Российской Федерации, между трудовыми мигрантами и  принимающей стороной – Российской Федерацией.

Требуется решение определенных задач, а именно:

  1. Определить правовой статус мигранта, выделить понятие и признаки.
  2. Изучить источники, регулирующие трудовую деятельность мигрантов.
  3. Ознакомиться с проблемами использования труда иностранных работников в Российской Федерации.

В качестве методологической базы в ходе исследования проблем, поставленных в курсовой работе, использовались системный, структурно-функциональный, формальный методы, методы сравнения  и анализа, синтеза, обобщения. Для  написания работы использовалась специальная  литература.

Структура курсовой работы включает в себя введение¸ три  главы, заключение и список литературы.

Во введении определена актуальность, объект, предмет, цели и задачи исследования, указаны методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общая характеристика правового статуса мигрантов

    1. Понятие и виды мигрантов

Термин «миграция (от лат. migratio) означает перемещение или переселение.1 Миграция представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое вызвано причинами экономического характера. Миграцию различают на внутреннюю и внешнюю. Это  зависит от того пересекаются ли границы страны. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых мигрантов по регионам страны или между городами и селами, но численность населения не меняется. Внешняя же влияет на численность страны в целом, увеличивая количество населения, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество населения, которые выехали за пределы данной страны. Понятия «мигрант» в действующем законодательстве не прописано. Автор предлагает свое понятие, которое в полной мере бы отразило сущность данного лица. Следовательно, мигрант – иностранный гражданин или лицо без гражданства, зарегистрированное по месту пребывания в другую страну, с целью трудовой деятельности в соответствии с действующим законодательством. В действующем российском законодательстве не прописаны основные виды мигрантов. В соответствии с классификацией Международной организацией труда (МОТ) различают пять основных типов международной миграции:

1. переселенцы, переезжающие  на постоянное место жительства;

2. работающие по контракту,  в котором четко оговорен срок  пребывания в принимающей стране;

3. профессионалы, имеющие  высокий уровень подготовки, соответствующее  образование, практический опыт  работы, а также преподаватели  и студенты, перемещающиеся в  мировой системе высшего образования;

4. нелегальные иммигранты, в число которых включаются  также иностранцы с просроченной  или туристической визой, занимающиеся  тем не менее трудовой деятельностью;

5. беженцы – лица, вынужденные  эмигрировать из своих стран  из-за какой-либо угрозы.2

1.2 Международно-правовые  аспекты регулирования миграционной политики

Международная миграция рабочей  силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда. Процессом представляется единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

Международная миграция рабочей  силы появилась много веков назад  и за прошедшее время претерпела серьезные изменения. Наиболее активно  миграция начала развиваться в 60-х годах в модели экономического роста.

Основная идея этой модели заключалась в том, что международное  перемещение рабочей силы, как  одного из факторов производства, оказывало  влияние на экономический рост. Причиной всему этому являлись различия оплаты труда в разных странах. Поэтому, из-за неравномерности уровня развития стран, увеличивается миграция специалистов в более развитые страны. Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций. Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах  является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и  обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих  все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих  медицинских служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции  касаются найма, размещения и условий  труда мигрантов, еще одно – вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся  у него на службе и действующее  от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под  их контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, – возможность участвовать в процеду­рах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный  перевод полученных валютных средств  на родину.

Международными стандартами  предусматривается также возможность  для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования. Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п. Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении ра­венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле­нов их семей. Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

 

 

 

 

Глава 2 Правовое регулирование труда иностранных граждан

2.1 Источники правового регулирования трудовых правоотношений с участием иностранных работников России.

Миграционная политика регулируется тремя фазами миграционного цикла: выезд рабочей силы из страны, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

·  обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

·  гарантии возвращения  мигрантов на родину;

·  обеспечение поступления  в страну и эффективного использования  валютных переводов трудящихся-мигрантов;

·  содействие смягчению  безработицы, благодаря выезду тех  работников, профессии которых не пользуются спросом;

·  ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей  силе не удовлетворены;

·  совершенствование  внутреннего рынка труда посредством  приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые  для развития народного хозяйства;

·  предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство  развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения  и национальную экономику.3

Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов  состоит из:

• Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62

• Трудовой кодекс 2001 г. с  изменениями, внесенными несколькими  Федеральными законами

• Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»

• Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения  в РФ» (в ред. от 18.10.2007)

• Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)

• Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации»

• Постановление Правительства  Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных  работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус мигрантов в Российской Федерации