Правовой статус мигрантов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Требуется решение определенных задач, а именно:
1.Определить правовой статус мигранта, выделить понятие и признаки.
2.Изучить источники, регулирующие трудовую деятельность мигрантов.
3.Ознакомиться с проблемами использования труда иностранных работников в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Общая характеристика правового статуса мигрантов
1.1. Понятие и виды мигрантов
1.2. Международно-правовые аспекты регулирования миграционной политики
Глава 2 Правовое регулирование труда иностранных граждан
2.1. Источники правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников
2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы
Глава 3 Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в Российской Федерации и пути их преодоления
3.1. Проблемы миграции в России
3.2. Общая характеристика правонарушений, связанных с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Migratsionnaya_politika_zapadnykh_stran.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

Принятием в 2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве  РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан  поправки в него. Главными целями новой  миграционной политики провозглашается  обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики  в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального  и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.4

В ряду ее основных направлений  указываются:

-  обеспечение контроля над иммиграционными процессами в РФ;

-  создание условий  для интеграции вынужденных мигрантов;

-  содействие привлечению  иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения  экономики страны трудовыми ресурсами;

-  обеспечение вхождения  РФ в международный рынок труда  и регулирование экономической  миграции;

-  создание условий  для добровольного возвращения  в места прежнего проживания  российских граждан, вынужденно  покинувших места своего постоянного  проживания;

-  поддержка и развитие  взаимоотношений с соотечественниками  за рубежом;

-  оптимизация внутренних  миграционных процессов и содействие  эффективному использованию трудовых  ресурсов;

-  создание условий  для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах  РФ;

-  содействие добровольному  переселению соотечественников  из государств – участников  СНГ и государств Балтии.

2.2 Порядок привлечения  иностранной рабочей силы

Основные положения о  порядке привлечения иностранных  работников регулируются федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Статья 13. Условия участия  иностранных граждан в трудовых отношениях

  1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
  2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.5

Также существуют отдельные  виды иностранных граждан, регулируемые отдельными статьями настоящего кодекса. К ним относятся:

- Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

-  иностранные граждане - высококвалифицированные специалисты.

Граждане Российской Федерации  имеют право найма иностранных  граждан для трудовой деятельности на основании трудового или гражданско- правового договора. Иностранные  граждане, законно проживающие должны иметь патент, который выдан им в соответствии с настоящим законом.

Для получения патента  законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный  гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем  получения визы, представляет в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 

1) заявление о выдаче  патента;

2) документ, удостоверяющий  личность данного иностранного  гражданина и признаваемый Российской  Федерацией в этом качестве; 

3) миграционную карту  с отметкой органа пограничного  контроля о въезде данного  иностранного гражданина в Российскую  Федерацию или с отметкой территориального  органа федерального органа исполнительной  власти в сфере миграции о  выдаче данному иностранному  гражданину указанной миграционной  карты. В случае непредставления  указанного в настоящем подпункте  документа территориальный орган  федерального органа исполнительной  власти в сфере миграции проверяет  на основании имеющихся в таком  органе сведений данные об  иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте; 

4) документы, подтверждающие  уплату налога на доходы физических  лиц в виде фиксированного  авансового платежа в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах (далее - документ об  уплате налога), за предыдущий  период осуществления трудовой  деятельности у физических лиц  на основании патента; 

5) сведения о видах  трудовой деятельности у физических  лиц, осуществлявшейся таким иностранным  гражданином, представляемые по  форме, утверждаемой федеральным  органом исполнительной власти  в сфере миграции.

  Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. 

Срок действия патента  считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. 

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который  уплачен налог. 

По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента  иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции за получением нового патента  в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей  статьи. 

Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и  признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документа об уплате налога на срок, на который выдается патент. 

Патент предоставляет  право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в  котором выдан.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления

3.1 Проблемы миграции в  России

 Российское законодательство должно быть усовершенствовано в плане разработки наказаний за организацию и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправку граждан третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотни тысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постоянными жителями России.6 При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.

Более или менее утвердившимся  является мнение о том, что стихийный  характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянных миграций. После  того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности  для международного сотрудничества и соглашений в этой области.

Можно предложить следующие  конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

Необходимо подготовить  и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми  ресурсами – с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов  на временной основе.

Целесообразно создать рекрутинговые  компании с участием государства  и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству  мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной  информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной  основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через  службу занятости населения и  строго ограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней).7

Следует организовать систематический  мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно  усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а  также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных  мигрантов. В то же время надо стимулировать  работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда  временных трудовых мигрантов. Не менее  важно информировать работодателей  о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.

Нужно создать систему  информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все  возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться  на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления  мигрантов. Желательно дублировать  данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов.8

Требуется увеличить штатную  численность и улучшить материально-техническое  обеспечение территориальных подразделений  ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой  работой и только 10% – непосредственно  миграцией.

В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной  перспективе будет усиливаться  потребность в трудовых мигрантах  двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего  в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При  привлечении трудовых мигрантов  первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают  временно на четко оговоренные контрактами  сроки, с последующим выездом  из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев –  опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются  более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома  и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория  мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В  Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные  специалисты после нескольких лет  проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит на постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны.

 

3.2. Общая характеристика  правонарушений, связанных с незаконным  привлечением иностранной рабочей силы в Российской Федерации

Незаконная миграция - это  нарушение физическим лицом установленных  законом правил въезда в государство, пребывания (проживания) в государстве, транзита через территорию государства, выезда из государства.

В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации  сокращен, данный иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации  в течение трех дней.

 В случае, если разрешение  на временное проживание или  вид на жительство, выданные иностранному  гражданину, аннулированы, данный иностранный  гражданин обязан выехать из  Российской Федерации в течение  пятнадцати дней.

Иностранный гражданин, не исполнивший  обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.  

Депортация иностранных  граждан в случаях, предусмотренных  настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его  территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. 

Информация о работе Правовой статус мигрантов в Российской Федерации