Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:18, реферат
Целью настоящей работы является изучение понятия и содержания правового статуса Совета Европейского Союза. Здесь я постараюсь всесторонне рассмотреть такие аспекты как состав и порядок формирования Совета Европейского Союза, его руководящие и вспомогательные органы, а также порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза.
Введение 3 Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза. Руководящие и вспомогательные органы Совета 4
Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ОЦЕНКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
Правовой статус Совета Европейского Союза |
по дисциплине: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. |
9862к |
Погребная А.В. | |||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза. Руководящие и вспомогательные органы Совета 4
Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Целью настоящей работы является изучение понятия и содержания правового статуса Совета Европейского Союза. Здесь я постараюсь всесторонне рассмотреть такие аспекты как состав и порядок формирования Совета Европейского Союза, его руководящие и вспомогательные органы, а также порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза.
Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза. Руководящие и вспомогательные органы Совета.
Совет Европейского Союза – «межправительственный» институт, состоящий из должностных лиц исполнительной власти государств-членов, обычно в ранге министра. «В Совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена» (ст. 203 Договора о ЕС).
Статус и полномочия Совет Европейского Союза определены в Договоре, учреждающем Европейское сообщество, в частности, в ст. 202-210, 145-154 Договора о Европейском Союзе. Задачи и функции Совета Европейского Союза уточняются также в статьях раздела 5 Амстердамского договора. Он играет ведущую роль среди институтов ЕС.
Совет Европейского Союза - сложный и многофункциональный орган, а также важнейший политико-правовой институт, который обязан обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с выполнением задач и целей Сообщества и Европейского Союза. Такая характеристика указывает на то, что, с одной стороны, он следует предписаниям Европейского Союза и Сообществ, а с другой стороны, вынужден учитывать высшие государственные интересы государств-членов.
Совет Европейского Союза состоит из представителей правительств государств-членов. Каждое государство имеет по одному месту, но с различным числом так называемых «взвешенных голосов». Этот термин означает, что на сегодняшний день в Совете 25 членов, но каждый представитель иметь свой вес голоса. Заседания совета проходят за закрытыми дверями, но по инициативе Европейского парламента объявляются результаты голосования.
В Совете Европейского Союза в течение шести месяцев поочередно председательствует представитель одного из государств-членов в порядке, установленном Советом на основе единогласия (ст.203 Договора о ЕС).
Председательствующее
государство действует с
Есть интересная особенность принятия решений: Совет обязан воздержаться от принятия решения в силу действующих принципов сбалансированности, пропорциональности, субсидарности, если один из членов Союза выразит несогласие по существу принимаемого решения, обосновывая свое возражение тем, что его принятие нанесет ущерб национальным интересам его страны.
Многообразие функций Совета, разнообразие решаемых им проблем и задач вызывает необходимость созыва Совета в составе компетентных в той или иной сфере министров. Поэтому постоянных членов-министров от государств-членов Союза в Совете, практически, не бывает.
Совет долгое время не имел постоянного названия и его называли по-разному: то Совет министров иностранных дел, то Совет министров финансов и т.д. Чтобы исключить эти разночтения и многоликость самого ведущего на сегодняшний день органа, Совет в 1993г. принял специальное решение, в соответствии с которым этот институт подлежит впредь официально именовать Совет Европейского Союза.
Наиболее общими вопросами
политического характера
Когда же, например, решаются экономические вопросы, Совет собирается на уровне министров экономики, а при решении финансовых вопросов - на уровне министров финансов, а если на данном Совете одновременно решается комплекс вопросов (политические, экономические, финансовые, безопасности, здравоохранения и т.д.), то от каждого члена-государства на заседании Совета принимают участие два и более профильных министра. Каждый из них будет принимать участие в обсуждении и принятии решений по его специализации, компетенции. Таким образом, если, например, на одном заседании решаются одновременно вопросы здравоохранения и образования, то в нем примут участие и министры здравоохранения, и министры образования государств-членов. Необходимость собираться в разном составе подтверждается и Конституцией ЕС. В ст.1-23, в частности, говорится: «Совет должен собираться в различном составе». Количество проводимых Советом заседаний в законе не фиксируется и не регламентируется, но их число весьма велико. В течение года в среднем проходят ста сессий.1
Важное место в деятельности Совета Европейского Союза принадлежит Председателю (Президенту) Совета. Это не физическое должностное лицо, а конкретное государство-член. В части 2-й ст.203 Договора о ЕС прямо говорится, что «пост Председателя поочередно занимается каждым государством-членом в течение шести месяцев...» От имени государства-Председателя функциональные обязанности выполняют конкретные должностные лица - министры, иные компетентные представители публичной службы. Они ведут заседания Совета, подписывают принятые решения, обращают их в исполнение и т.д.
Становясь Председателем, государство-член принимает на себя ответственность за судьбу всего Союза, народов, входящих в него. Этот груз ответственности, цели и задачи Сообщества предопределяют функции и полномочия Председателя, которые классифицируются на две группы: внутриорганизационные и общеполитические, относящиеся ко всей системе Европейского Союза.
Внутриорганизационные полномочия состоят в руководстве работой Совета и его структурных подразделений. К их числу относятся: созыв заседания Совета ЕС (об этом говорится в §1 ст1 Внутреннего регламента Совета ЕС), формирование повестки дня (§1 ст.3 Внутреннего регламента Совета ЕС), подготовка и оглашение за неделю до начала председательствования семестровой программы деятельности Совета. Она включает перечень законопроектов и другие решения, которые запланировано принять за срок председательствования. Председатель ведет заседания Совета, подписывает принятые им решения. Он старается обеспечить консенсус во время заседания. Например, если возникают разногласия, он вступает в индивидуальные беседы с членами Совета, которые выдвигают возражения, то есть совершает так называемый «обход стола», стараясь склонить чашу весов в пользу принимаемого акта. Сессии Совета, за редким исключением, не являются открытыми.
Общеполитические полномочия Председателя осуществляются им в сфере общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), сотрудничества полиций и судебных органов (СПСО) в уголовно-правовой сфере (вторая и третья опоры). В данном случае на него возлагается обязанность реализации принятых решений. И здесь он выступает как исполнительный орган всего Европейского Союза. Важной обязанностью является представительство ЕС на международной арене по вопросам общей внешней политики, в необходимых случаях - и третьей опоры. В реализации этих обязанностей ему помогает Генеральный секретарь и последующее государство-председатель. Ответственность Председателя - чисто политическая: ни учредительными договорами, регламентами, директивами, ни каким-то иным решением юридическая ответственность не предусмотрена. Малоэффективная работа Председателя не может служить основанием для досрочного лишения его этой должности, ибо шестимесячный срок не подлежит сокращению.
Большое значение имеет наличие такого постоянно действующего специального аппарата Совета, как Комитет постоянных представителей (аббревиатура – «koreper»). Каждое государство-член имеет своего постоянного представителя. В этом Комитете обсуждаются, рассматриваются и утверждаются проекты почти всех решений, принимаемых Советом. «Koreper» предварительно рассматривает проекты, вносимые на утверждение Совета, и старается достигнуть согласия между государствами-членами. Если это ему удается, то Совет, не обсуждая, утверждает согласованный текст. Согласованные проекты (их 75-80%) относят к группе «А», несогласованные - к группе «Б».
Наиболее важные вопросы обсуждаются самими представителями, а вопросы второстепенного или технического характера рассматриваются заместителями представителей. Создание и назначение Комитета нашло закрепление в Маастрихтском и Амстердамском договорах. Так нормы ст.151 Договора о ЕС определяют состав и функциональное назначение Комитета.
Заметное место в Совете отводится его Генеральному секретарю. Он руководит секретариатом и одновременно является Высоким представителем Европейского Союза по общей внешней политике и политике безопасности. Полностью эту должность принято называть «Генеральный секретарь - Высокий представитель». В качестве Высокого представителя он оказывает помощь Председателю Совета по внешнеполитической деятельности. Секретариату, в состав которого входят примерно 3000 сотрудников, помогает заместитель Генерального секретаря, который осуществляет руководство аппаратом Генерального секретаря. Они назначаются Советом на основе принципа единогласия.
Также присутствуют еще два важных органа - Политический комитет и Комитет борьбы с преступностью, сотрудничества судебных органов.
Кроме «Koreper» в структуре Совета Европейского Союза имеется ряд других специальных комитетов (по сельскому хозяйству, по вопросам политики безопасности и др.), а по отдельным вопросам создаются рабочие группы, которые достаточно многочисленны - от 250 до 300 сотрудников.
Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза
Совет наделен широкими полномочиями, такими как:
- координация общей экономической политики государств-членов, принятие обязательных решений, исполнение которых делегируется Комиссии;
- ведение социальной сферы (здравоохранение, образование и т.д.);
- принятие и осуществление финансовых решений;
- ведение внешней политики и политики безопасности; руководство в сфере борьбы с преступностью;
- обеспечение координации полиции и сотрудничество в судопроизводстве; определение валютной политики, принятие нормативно-правовых актов.
Нужно отметить, что с принятием Единого европейского акта, а затем и с подписанием Маастрихтского и Амстердамского договоров сфера ведения Европейского Союза и Сообществ была значительно расширена, соответственно изменились полномочия, осуществляемые Советом Европейского союза и Сообществ.
В организационном плане введены такие новеллы, как созыв Совета на уровне глав государств или правительств при решении экономических и финансовых задач.
Одним из главных полномочий Совета является его право принимать нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению всеми субъектами Европейского Союза. Эту свою функцию Совет реализует совместно с Парламентом, но первый имеет право «вето», которое носит абсолютный характер. Законодательная роль Совета Европейского Союза выражается в «определении широких политических директив» 2, нормативном закреплении и представлении интересов государств-членов Европейских Сообществ, принятии решений по вопросу подготовки и принятия нового законодательства, поддержке правовыми средствами межправительственного принципа сотрудничества в рамках Европейского Союза.
Если законопроекты принимаются на базе консультативной процедуры (данная процедура в различных вариациях предусмотрена ст.45, 49, 52, 67, 83, 89, 132 Договора о ЕС - суть ее состоит в том, что Комиссия проявляет правотворческую инциативу (1-я стадия), представив проект Совету, затем следует запрос Совета Парламенту (2-я стадия), далее Европейский парламент высказывает свое мнение в форме резолюции (3-я стадия). Наконец, Совет принимает решение единогласно или квалифицированным большинством принимает по проекту решение: принять или отклонить), то Совет принимает документ в окончательной редакции и нередко вопреки возможным возражениям Парламента Европейского Союза.
Информация о работе Правовой статус Совета Европейского Союза