Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:18, реферат
Целью настоящей работы является изучение понятия и содержания правового статуса Совета Европейского Союза. Здесь я постараюсь всесторонне рассмотреть такие аспекты как состав и порядок формирования Совета Европейского Союза, его руководящие и вспомогательные органы, а также порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза.
Введение 3 Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза. Руководящие и вспомогательные органы Совета 4
Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Участие в законодательной процедуре принимает не только Совет, но и другие институты, среди которых, прежде всего, следует назвать Комиссию и Европейский парламент. Заметной тенденцией стало возрастание роли Парламента, особенно в правотворческой деятельности. Все чаще он принимает нормативно-правовые акты. Совет принимает меньшее число обязательных нормативно-правовых актов (регламентов, директив).
Весьма важными полномочиями наделен Совет в рамках внешней политики и безопасности, а также сотрудничества полиции и судов в уголовно-правовой деятельности. Согласно ст. 13, 16, 17, 19, 22 Договора о Европейском Союзе Совет принимает решения, необходимые для определения и осуществления общей внешней политики и безопасности, опираясь на постановление (директивы) Европейского Совета. Именно Совет Европейского Союза должен обеспечивать единство, монолитность и эффективность действий Европейских сообществ и Европейского Союза.
Совет может запросить Комиссию и предложить ей представить предложения, необходимые для проведения общей внешней политики и политики безопасности. В частности, в ст. 14 п.4 Договора о Европейском Союзе говорится, что Совет может просить Комиссию представить ему любые уместные предложения, относящиеся к общей внешней политике и политике безопасности, которые призваны обеспечивать проведение совместных действий.
В случае принятия государством-членом чрезвычайных мер безопасности, оно обязано поставить об этом в известность Совет. Если же речь идет о трудностях, связанных с осуществлением совместных решений, то государство-член также ставит об этом в известность Совет Европейского Совета и Сообществ. В рамках Совета государства-члены обмениваются информацией, осуществляют взаимные консультации (ст. 14 п. 5,6,7 Договора ЕС).
Амстердамский договор
внес уточнения в позицию
Также этот договор внес коррективы в систему осуществления полномочий Совета в рамках сотрудничества подразделений полиции и судебных учреждений в уголовно-правовой сфере.
Важное значение для Совета Европейского Союза имели Шенгенские соглашения, подписанные 14 июня 1985г. и 19 июня 1990г. В них предусматривалась постепенная отмена контроля на общих границах государств-членов Европейского Союза. Они установили, что Совет наделяется правом принятия нормативно-правовых актов прямого действия, обязательных для всех государств-членов, согласившихся с распространением на визовую политику, миграцию и убежище, режима права Европейского Союза. Участниками этого решения стали 12 государств-членов Союза. Не присоединились к этому соглашению Англия, Ирландия.
Совет вправе учреждать судебные органы («судебные палаты») и назначать их членов. Он также полномочен назначать широкий перечень должностей различных органов ЕС (экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Омбудсмен, Европейский контролер по защите данных и др.). Акты назначения на должности Советом должны быть приняты единогласно.
Совет Европейского Союза имеет полномочия по формированию бюджета, на основании которого совместно с Парламентом принимает бюджет Европейского Союза.
Наряду с названными полномочиями, Совет Европейского Союза обладает и иными широкими полномочиями: принятие ежегодных «широких ориентиров экономической политики», направляемых государствам-членам; утверждение исключительно всех мероприятий, правовых актов, а также контроль за их исполнением государствами-членами; заключение соглашений от имени Сообществ и Союза с третьими странами.
В ряду иных полномочий следует выделить также назначение на должности в институты и органы ЕС самостоятельно или с согласия Парламента Председателя и членов Европейской Комиссии, членов счетной палаты и др., созывать конференции по пересмотру учредительных документов Европейского Союза. Все эти полномочия можно объединить в несколько функций: законодательную, бюджетную, определения политики и координации и др.
Порядок работы Совета и принятие решения по вопросам о сотрудничестве полиций и уголовного судопроизводства определен в ст. 30, 31,34. В целом, следует отметить, что действующие нормативно-правовые акты и Внутренний регламент Совета не определяет режим проведения заседаний. Заседание назначается (ст.204 Договора о ЕС) по инициативе Председателя, по требованию государства-члена или по предложению Комиссии. Наиболее часто Совет собирается в составе министров иностранных дел, экономики, финансов. На эти три направления фактически приходится 2/3 всех заседаний Совета ЕС.
Повестка дня (службы) заседаний определяется председательствующим в Совете. Надо отметить, что порядок председательствующих определяется по алфавиту и на основе названий государств-членов. Вопросы, рассматриваемые на его заседании, классифицируются на группы «А» и «Б». К первой группе относятся вопросы, согласованные и не требующие дискуссии, ко второй - относятся те, по которым не было достаточного согласия (были сомнения, противоречия). Несогласованные и требующие единогласного решения вопросы в повестку дня не включаются. Вопросы же, требующие квалифицированного большинства, если не будет негативного заявления государств-членов или государства-члена, в повестку дня включаются. Достижение компромисса по несогласованным вопросам является обязанностью председательствующего Совета.
Решения в соответствии со ст. 205 Договора, учреждающего Европейское Сообщество (Римский договор 1957 года.), принимаются большинством голосов, однако, как уже отмечалось, есть вопросы, решения которых требует единогласного или квалифицированного большинства. Воздержание не препятствует принятию единогласного решения. Каждый член, при принятии подобного решения, имеет один голос. Наблюдается возрастание значения и одновременно осложнение принятия решения квалифицированным большинством, так как действует принцип взвешенных голосов.
Принцип взвешенных голосов (ст.205 п.2 Договора о ЕС) предусматривает, что 25 государств-членов имеют 321 голос (Германия, Великобритания, Италия и Франция по 29 голосов; Испания и Польша - по 27; Нидерланды - 13; Мальта - 3 и т.д. Принятие решения предполагает поддержку проекта абсолютным большинством (13 из 25), а по некоторым - квалифицированным большинством (две трети, т.е. 17 из 25) и 62% всего населения Европейского Союза.
Особый порядок предусмотрен при принятии решения в рамках вопросов по внешней политике и безопасности, а также сотрудничеству полиции и судов в уголовно-правовой деятельности. Если о своем возражении заявляет 1/3 государств-членов, то решение не принимается. Если речь идет о решении, в котором одобряются совместные действия, то оно принимается квалифицированным большинством. Если одно из государств объявляет об особой важности принимаемого решения, то его принятие откладывается. Международные договоры по военным вопросам должны приниматься единогласно. Если даже одно из государств-членов заявит о невозможности участия в международном соглашении из-за особенности национального законодательства, то договор заключается на временной основе. Для вопросов по сотрудничеству полиции и судов в уголовно-правовой деятельности процедура аналогична. Амстердамский договор исключил основания для принятии Советом решений о совместных действиях. Меры, намечаемые Советом для реализации принятых решений, Советом утверждаются квалифицированным большинством.
Суд ЕС по делу Комиссии Европейских сообществ против Совета Европейских сообществ, в частности, отметил, что Совет имел полномочия принять регламенты общей торговой политики в соответствии со ст. 113 Договора ЕЭС, но не на основании ст.2353.Таким образом, Суд ЕС признал недопустимым нарушение процедур.
Заключение
Подводя итог данной работе, можно сделать вывод о том, что Совет Европейского Союза - с одной стороны, безусловно, орган Европейского Союза, составная часть его аппарата, а с другой - орган, в котором представлены национальные интересы государств-членов. В состав Совета входят полномочные представители правительств государств-членов (ст.203 Договора о ЕС). Совет Европейского Союза остается ведущим институтом, который, как говорится в Конституции Союза (§1 ст. 1-22), «должен совместно с Европейским парламентом исполнять законодательные и бюджетные функции, обеспечивать выработку тактики и координацию действий идущего вперед Европейского Союза, невзирая на определенные сложности и трудности, как, например, ратификация его Конституции.»
Список использованной литературы
Литература:
1 Право Европейского Союза в вопросах и ответах: Учебное пособие /Отв. ред. С.Ю.Кашкин. М.: "Проспект", 2005.
2 Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М., 1998.
3 Суд Европейских сообществ. Избранные решения. М., 2001.
Информация о работе Правовой статус Совета Европейского Союза