Правовые основы требований к качеству пищевой продукции. Их соответствие мировым стандартам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 13:30, доклад

Описание работы

В современных условиях требования к пищевой безопасности постоянно возрастают. Потребители и государственные контролирующие органы предъявляют все более жесткие требования к тому, чтобы пищевые продукты соответствовали высоким нормам качества и безопасности. Эти требования в первую очередь касаются розничной торговли, однако ответственность за качество и безопасность продуктов питания теперь распространяется на всю цепочку поставщиков, включая производителей пищевой продукции, сырья и транспортные компании.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

- управление ответственностью;

- оценка, анализ, улучшение.

Международный стандарт IFS представляет собой инструмент, помогающий торговым сетям проводить оценку своих поставщиков, а именно: предприятий пищевой промышленности и компаний, осуществляющих расфасовку продуктов питания для реализации в розницу. Стандарт IFS широко используется в Австрии, Польше, Швеции, Италии и других странах. IFS создал единую основу для взаимной оценки продавцов, поставщиков и изготовителей товаров продовольственной группы. Сертификат IFS дает наиболее полную гарантию для потребителя, что конкретная пищевая продукция соответствует всем необходимым требованиям по качеству и безопасности.

Преимущества стандартов BRC и IFS:

- Минимизация существенных  рисков для пищевой безопасности;

- Результативное управление  внутренними процессами и минимизация  риска ошибок;

- Демонстрация участникам пищевой цепочки предупреждающего подхода к вопросам пищевой безопасности;

- Доступ к рынкам стран  Евросоюза, в первую очередь Великобритании, Германии и Франции;

- Укрепление доверия со стороны потребителя;

- Укрепление деловых взаимоотношений с партнерами;

- Усиленная степень «прозрачности».

Сертификаты BRC и IFS дают производителям преимущественное право стать поставщиками глобальных компаний, которые заботятся о своей репутации в области обеспечения безопасности и качества, а также дают доступ в крупнейшие мировые торговые сети.

Основные отличия BRC от IFS:

Если стандарт BRC разработан специалистами из английских сетей супермаркетов, то стандарт IFS – это эквивалентная система немецких и французских сетей с целью проверки собственных поставщиков в соответствии с гигиеническими требованиями. Условия этих двух стандартов очень похожи, т.к. они опираются на один и тот же принцип. Эти две нормы, BRC и IFS, были разработаны под эгидой проекта Global Food Safety Initiative (GFSI), нацеленного на стандартизацию систем оценки поставщиков, разработанных различными сетями супермаркетов, согласно определенным принципам.

Стандарты IFS и BRC похожи, но не идентичны. У них одинаковые цели, но различные пути и способы их достижения. Около 50% требований совпадают полностью, примерно 30% критериев IFS частично отличаются от BRC, а 20% критериев IFS вообще не присутствуют в BRC. Например, BRC устанавливает требования к управлению продуктами, составляющими специфичную группу; к мониторингу входящих материалов, а IFS нет. В свою очередь IFS устанавливает требования к мониторингу субподрядчиков, валидации оборудования, а BRC не устанавливает. Основы аудита по каждому из этих стандартов довольно схожи, однако критерии и их уровни различаются. При оценке по стандарту IFS используется система баллов и категорий, что не требуется стандартом BRC. Схожесть этих стандартов позволяет проводить комбинированные аудиты третьей стороны.

 

3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ И НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

 

 С каждым годом требования к качеству и безопасности пищевой продукции становятся все более жесткими, как со стороны органов государственного контроля, так и со стороны заказчиков и клиентов, в том числе и непосредственных потребителей, особенно в свете отмены обязательной сертификации продукции.

Не секрет, что именно на производителя возлагается уголовная и юридическая ответственность за качество продукции.

Анализируя ситуацию правового регулирования стандартов качества пищевой продукции за рубежом, можно сделать вывод, количество стандартов растет, растет количество критериев стандартизации пищевой продукции, возрастают требования к качеству пищевой продукции. Безусловно, в РФ ситуация со всевозможными стандартами более низком уровне.

Тот факт, что около 80 % действующих сегодня в России стандартов фактически являются межгосударственными стандартами, сроки обновления которых существенно превосходят сроки разработки и обновления национальных российских стандартов, и лишь 20 % фонда составляют национальные стандарты Российской Федерации, принятые в одностороннем порядке Россией для обеспечения своих национальных интересов, приводит к тому, что фонд российских стандартов не в должной мере обеспечивает потребности пищевой промышленности.

Тем не менее, стандарты пищевой продукции в РФ все же существуют, регулируются правовыми нормами, и направлены на тот же результат, что и зарубежные стандарты. Они имеют разные названия, разное количество критериев оценки, но все они имеют целью соблюдение технологии производства пищевой продукции, ее улучшения, увеличения полезности и т.д. Например, сертификацию по стандарту BRC проводят зарубежные и российские органы по сертификации, в числе которых9:

— SAIGLOBALEFSIS, Великобритания,

— ЗАО «СЖС Восток Лимитед», Россия,

— ЗАО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь», Россия

— Компания LRQA (Lloyd'sRegisterQualityAssurance), Россия.

В России сертификат по стандарту «BRC - GlobalStandardforFoodSafety» (орган по сертификации - SAIGLOBAL\EFSIS, Великобритания) имеют только несколько российских производителей пищевой продукции, такие как:

- ООО «Ворлд Маркет», г. Москва, производство ингредиентов для пищевой промышленности,

- «ЭФКО Пищевые Ингредиенты», Белгородская обл., производство маргарина и специализированных жиров,

- «Производственно-коммерческая  фирма (ПКФ) ИП Нарыжный А.А., Ставропольский край, производство кукурузной и пшеничной муки;

а также российские представительства иностранных компаний:

- Астон (JSC Aston), Ростовская область, переработка растительного масла,

- Каргилл (CargillFoods), Тульская обл., переработка растительных масел и жиров,

- Дирол Кэдбери (Dirol Cadbury LLC) – Новгородская обл., производство шоколадных изделий и жевательной резинки,

- East Balt Russia, г. Москва, производство свежих и замороженных булочек для гамбургеров, замороженных пирогов, сиропов и начинок.

- Лантманнен Юнибэйк (LantmännenUnibake), г. Егорьевск, производство хлебобулочных изделий,

- Петропродукт-Отрадное  компании Хайнц (Petrodprodukt-Otradnoe Ltd), Ленинградская обл., производство томатного кетчупа, соусов.

Главное различие вытекает из правового регулирования ответственности за правонарушения в сфере производства и продвижения пищевой продукции. За рубежом, в силу менталитета народа и неотвратимости довольно жесткого наказания, как правило, законодательство в этой сфере практически не нарушается. Да и законы в этой сфере качественнее и жестче, нежели в РФ, где мало того, что законы намного лояльней, так еще и нарушаются сплошь и рядом.

В РФ на телевидении регулярно транслируется реклама вредной пищи ( вроде Макдоналдс, Сникерс, Кока – кола), которая позиционирует ее с обратной стороны. Батончик Сникерс – питательный, газировка Спрайт – лучший вариант для утоления жажды и т.д. Но в данных рекламах не говорится о том, что эти пищевые продукты вредны для повседневного употребления. В Великобритании реклама обращенная к детям до 18 лет любых продовольственных товаров запрещена10. Международная организация «Консьюмер Интернэшнл» ведет такую международную компанию. В Соединенных Штатах за искажение маркировки, написание неверного состава продукта санкционируется штрафом до 250 тысяч долларов или до пяти лет лишения свободы. В сравнении с международным опытом, Продавцы и производители некачественного товара в РФ за свои деяния наказываются в среднем 2-3 тысячами рублей штрафа. Юридическое лицо - до 50 тысяч рублей. Но на юридическое лицо, конечно, сложнее наложить штраф, чем на гражданина или на должностное лицо.

В странах ЕЭС в соответствии с их законодательством Постановления 88211, контроль и надзор осуществляется по всей цепочке товародвижения от производителя до стола. Аналогичная схема контроля действует в Соединенных Штатах, в Японии. В 30 европейских странах на предприятиях пищевой промышленности разрабатываются специальные программы, которые в настоящее время применяются в качестве обязательных. В большинстве стран ввели это обязательное подтверждение на предприятиях пищевой промышленности. Причем контроль по этим системам проводится регулярно.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пищевая продукция пользовалась спросом у потребителя во все времена, т. к. является продукцией первой необходимости. Человек без еды долго прожить не может. Соответственно, с течением времен, пищевая продукция вышла на новый более качественный уровень. Конкуренция в этой сфере возросла, потребитель стал более привередлив, да и суммы капитала, получаемые производителями и реализаторами от оборота пищевой продукции возросли во много раз сравнительно с началом ХХ века. Необходимым звеном в этой цепочке стала стандартизация, призванная защитить рынок продуктов питания от:

- Некачественных продуктов;

- Продуктов питания, опасных  для здоровья;

- Маркетинговых уловок  производителей, направленных на получение большей прибыли при уменьшении затрат;

- Нарушении технологий  производства и хранения продукции  и т.д.

Соответственно при появлении стандартов обязательным является правовое регулирование. Появляется законодательная база, нормативные документы, контролирующие органы. Таким образом мы имеем четкую регламентацию и контроль при производстве пищевых продуктов, при их распределении, реализации. Следует отметить, что на международном уровне эта система координации и контроля функционирует более совершенно, нежели на территории Российской Федерации. Одной из причин является тот факт, что из 100 % норм стандартизации, действующих на территории РФ, зарубежными являются 80 %. Дугой причиной является уровень ответственности производителей и реализаторов данной продукции. В России закон более лоялен к нарушителям процедуры производства и распределения пищевых продуктов, чем за границей.

Отсюда следует, что правовые основы требований к качеству пищевой продукции в РФ имеются, работают, но не в полном объеме.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Уголовный кодекс РФ.: Собрание законодательства Российской Федерации № 25 от 17 июня 1996 по сост. от 7 декабря 2011 г.;
  2. КоАП РФ.: «Российская газета», № 256 от 31.12.2001 по сост. от 09.12.2011г. ;
  3. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ: «Российская газета».;
  4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.92 г. № 2300-1: «Российская газета», № 8, 16.01.1996г.;
  5. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55;
  6. Распоряжение № 882/2004 Европейского Парламента и совета от 29 апреля 2004 г. по вопросу об официальных контролях, проводимых с целью проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству, а также правилам, касающимся здоровья животных и благополучия животных;
  7. Правила продажи отдельных видов товаров;
  8. Вискачева Н.В.: «О международных пищевых стандартах BRC и IFS»/ март 2011г.;
  9. Рыжков К.: «Аудит и налогообложение» №6, июнь 2009 г.;
  10. Российская газета: «Что мешает здоровому питанию Россиян»/ июнь 2010.

 

 

1 О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ: «Российская газета»

2 Рыжков К.: «Аудит и налогообложение» №6, июнь 2009 г.

3 Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55;

4 О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.92 г. № 2300-1: «Российская газета», № 8, 16.01.1996г.;

5 Правила продажи отдельных видов товаров.

6 Уголовный кодекс РФ.: Собрание законодательства Российской Федерации № 25 от 17 июня 1996 по сост. от 7 декабря 2011 г.;

7 КоАП РФ.: «Российская газета», № 256 от 31.12.2001 по сост. от 09.12.2011г.

8 Вискачева Н.В.: «О международных пищевых стандартах BRC и IFS»/ март 2011г.


Информация о работе Правовые основы требований к качеству пищевой продукции. Их соответствие мировым стандартам