Правовые режимы территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Международной территорией является пространство, не находящееся под суверенитетом определенного государства, правовой режим которого определяется исключительно нормами международного права. Данное пространство признается открытым для свободного использования любыми государствами, юридическими и физическими лицами в соответствии с нормами международного права. К международной территории относится открытое море, воздушное пространство над ним и исключительной экономической зоной, а также дно морских пространств за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

Файлы: 1 файл

Какие правовые режимы территорий и пространств выделяют в международном праве.docx

— 32.22 Кб (Скачать файл)
  1. Какие правовые режимы территорий и пространств выделяют в международном праве?

Ответ:

Территория в международном  праве – это различные пространства земного шара, включая сушу, недра, водное и воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.

Территория в международном  праве по правовому режиму классифицируется на три вида:

1) государственная территория,

2) международная территория,

3) территория со смешанным  правовым режимом.

Территориальные вопросы  являются ключевой проблемой современных взаимоотношений государств.

Государственной территорией  является пространство, находящееся  под суверенитетом определенного  государства, т. е. принадлежащее ему. Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное  пространство над ними до границы  с космосом, недра под сухопутным и водным пространством. К государственной  территории приравниваются так называемые «условные» территории.

Международной территорией  является пространство, не находящееся  под суверенитетом определенного  государства, правовой режим которого определяется исключительно нормами  международного права. Данное пространство признается открытым для свободного использования любыми государствами, юридическими и физическими лицами в соответствии с нормами международного права. К международной территории относится открытое море, воздушное  пространство над ним и исключительной экономической зоной, а также  дно морских пространств за пределами  национальной юрисдикции, космическое  пространство, небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над  ней.

Территория со смешанным  правовым режимом отличается тем, что  прибрежные государства в их пределах имеют суверенные права по разведке, разработке и сохранению ресурсов, осуществляют юрисдикцию в отношении  морских научных исследований. За другими государствами сохраняется  свобода судоходства, полетов, прокладки  кабелей, трубопроводов в соответствии с международными нормативными правовыми  актами.

Территорией со смешанным  правовым режимом являются континентальный  шельф и исключительная экономическая  зона.

Государственной территорией  является пространство, находящееся  под суверенитетом определенного  государства, т. е. пространство, на котором  реализуются исключительные и суверенные права государства, его верховенство.

Это расположенное в пределах государственных границ сухопутное и водное пространство, воздушное  пространство над ними до границы  с космосом, недра под сухопутным и водным пространством.

Сухопутное пространство составляет суша и ее недра в пределах государственных границ, острова, анклавы. Сушей Российской Федерации является вся сухопутная территория в пределах государства. Пределы сухопутной границы Российской Федерации определяются, как правило, международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.

Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства  до технически доступной глубины.

Водное пространство составляют воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а  также территориальные воды.

Воздушное пространство составляет пространство над сухопутной и водной территорией (в том числе территориальными водами) в пределах государственных  границ до космического пространства.

К государственной территории приравниваются так называемые «условные» территории или «квазитерритории». Это морские и воздушные суда, космические корабли, носящие флаг определенного государства, территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств, подводные кабели и трубопроводы в открытом море, соединяющие части одного и того же государства.

Государственной территорией  являются анклавы и полуанклавы.

Анклав - это территория определенного  государства, окруженная со всех сторон территорией другого иди других иностранных государств, т. е. находящаяся  внутри иностранного государства или  граничащая только с иностранными государствами. У анклава нет территориальных точек соприкосновения с собственным государством. Если имеется выход к открытому морю, то эта территория называется полу анклавом. В качестве примера современных анклавов можно указать испанские анклавы Сеута и Мелилья, расположенные в Марокко, итальянский анклав Кампьоне в Швейцарии. Государство реализует право доступа на территорию своего анклава посредством заключения специальных соглашений.

В науке международного права  существует две основные теории на правовую природу государственной  территории:

1) объектная теория,

2) теория пространственного  предела власти государства.

В соответствии с объектной  теорией территория рассматривается  как вещь, т. е. объект права собственности.

В соответствии с теорией  пространственного предела государственной  власти территория рассматривается  не как предмет обладания, а как  пространственный предел осуществления  государственной власти.

Правовой режим государственной  территории определяется национальным законодательством, а также нормами  международного права по некоторым  вопросам.

В пределах своей территории государство осуществляет территориальное  верховенство, содержание которого составляют следующие положения:

  • власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории,
  • государство самостоятельно определяет структуру и компетенцию органов законодательной, исполнительной и судебной системы,
  • на территории данного государства исключается публичная власть иного государства,
  • государство самостоятельно определяет режим использования земли, недр, лесов, вод, других природных ресурсов и объектов, в том числе иностранными государствами.

Конституция Российской Федерации определяет, что Российская Федерация обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляя внутреннюю и внешнюю политику. Российская Федерация защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Территория Российской Федерации признается естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета.

Понятие территории государства  дается и в международных конвенциях. Например, Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. под территорией государства понимает сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся под суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного государства, а также признает, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией.

Государственная территория должна использоваться таким образом, чтобы это использование не наносило ущерба другим государствам. Например, как акт агрессии квалифицируются  действия государства по предоставлению своей территории иностранному государству для совершения актов агрессии против третьего государства.

Международное право признает следующие способы изменения  государственной территории:

1) образование новых независимых  государств в результате проведения референдума или плебисцита. Например, в 1969 г. население Западного Ириана проголосовало за воссоединение с Индонезией;

2) возвращение территории  в результате восстановления  исторических прав на ранее  отторгнутые части территорий. Например, Польше были возвращены исконно  польские земли к востоку от  Одер-Нейсе согласно Потсдамскому соглашению;

3) отторжение территории  как санкция за агрессию. Например, раздел Восточной Пруссии между  Советским Союзом и Польшей  как санкция против Германии  после окончания Второй мировой войны.

В международном праве  выделяют также аренду, продажу, цессию государственной территории.

Аренда - это временное  предоставление права владения и  пользования части территории государства  иностранному государству на основании  заключенного договора, например, для  размещения зданий посольств, консульств, резиденций глав дипломатических представительств.

Продажа части территории государства осуществляется на основании  международного договора. Например, в 1867 г. Россия продала Аляску США вместе с Алеутскими островами за 7,2 млн долларов.

Цессия - это уступка, дарение, передача части территории одного государства  другому государству на основании  международного договора. При цессии происходит обмен равноценными участками  государственной территории. Например, в 1954 г. Советский Союз и Иран совершили  обмен государственными территориями в районе советско-иранской границы.

 

 

  1. Назовите виды субъектов международного права. Являются ли субъектами международного права:
  2. Международная организация «Greenpeace»
  3. Транснациональная корпорация «Макдональдс»
  4. Мальтийский орден
  5. Президент РФ
  6. Бурятский народ (буряты)
  7. Нижегородская область
  8. Содружество Независимых государств
  9. Шри-Ланка
  10. Ватикан
  11. Ватикан
  12. Организация Объединенных Наций
  13. Индонезия
  14. Абхазия
  15. Гренландия
  16. Организация освобождения Палестины
  17. Правительство РФ
  18. г. Москва
  19. Посол США в России
  20. Тайвань

Если относятся, то к какому виду относятся?

 

Ответ:

Понятие субъекта международного права непосредственно связано  с оценкой предмета международно-правового  регулирования.

Традиционное представление  о международном праве как  регуляторе исключительно международных, межгосударственных отношений порождало "привязку" субъектов только к  этим отношениям. Иначе говоря, только участники указанных отношений могли претендовать на статус международной правосубъектности.

Соответственно получило распространение особое понимание  субъекта международного права, отличающееся от понятия субъекта в общей теории права.

Общетеоретическое определение  субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия  в отношениях, регулируемых правовыми  нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми  нормами, характеризуются как субъекты права.

В теории международного права  сложилась концепция особого  статуса его субъектов. При таком  подходе способность участвовать  в отношениях, регулируемых международно-правовыми  нормами, рассматривается как предпосылка, но не главная черта субъекта. Основное свойство субъекта — юридическая  способность к самостоятельным  международным действиям, включая  создание согласованных международно-правовых норм, к неза­висимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое относительно друг друга положение.

Такой особый статус признавался прежде всего за государствами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношений, а также за определенными международными (межгосударственными) организациями, государствоподобными образованиями, нациями и народами, борющимися против колониализма, за создание собственных государств.

Поскольку физические лица (индивиды) и юридические лица (хозяйствующие  субъекты), находясь под властью  и юрисдикцией соответствующих  государств, не обладают независимым  положением в международных отношениях, их самостоятельный международно-правовой статус отрицался, они не признавались субъектами международного права.

Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой  структуре международных отношений  и соответственно в предмете международно-правового  регулирования, побудила теорию международного права к изменению взглядов при  оценке понятия и видов субъектов  международного права.

Информация о работе Правовые режимы территорий