Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:34, практическая работа
Зародившись тогда, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих подобных в Италии, римское право являлось тогда несложной, архаичной системой, во многом проникнутой патриархальным и узконациональным характером. По мере роста римская община (civitas Roma) распространяет свое влияние на территорию всей Италии, а затем и Средиземноморья, превращается в огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашений культурный мир.
Наряду с системой цивильного права в Древнем Риме в практике преторов и некоторых других магистратов постепенно складывается и так называемое преторское право (ius praetorium или honorarium). Преторское право было реакцией на несоответсвие старых традиционных и неповоротливых форм цивильного права новым экономическим реальностям. Оно было инструментом, позволяющим вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы.
Как указывал известный римский юрист Папиниан: «Преторское право – это то, что ввели преторы ради улучшения и ли дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы».
Цивильное право
В республиканский
период римской истории
В классический период различие ius civile и ius gentium утрачивает свою остроту, особенно после издания в 212 г. н.э. эдикта Каракаллы, который предоставил права римскх граждан жителям провинции. При императоре Юстиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более развитое право.
2. Понятие римского частного права.
Таким образом гражданском праву в современном понимании этого слова соответствовала совокупность трех правовых систем античного Рима – цивильного права, права народов и преторского права. А в качестве единого термина для этой совокупности наиболее подходящим является частное право (ius privatum).
Исходя из сказанного можно определить предмет курса римского (гражданского) частного права. Им является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами. Основными институтами римского частного права являются право собственности и другие, более ограниченные, права и вещи, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения, наследования. Сюда же относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках, имевших в римском праве исключительное важное значение.
Литература:
1.Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2001.
2. Новицкий И.Б. Римское право. М., 2003.
3. Омельченко О.А. Римское право. Учебное пособ. М., Эксмо, 2007
Тема 4. Источники римского права.
1. Понятие источников римского права.
2. Эдикты магистратов. Кодификация эдиктов.
1. Понятие источников права. В юридической литературе выражение «источник права» обычно употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, этим термином обозначается источник содержания правовых норм, во-вторых, форма выражения правовых норм, и в третьих, источник познания права.
С точки зрения содержания
правовых норм первичным
Источниками римского
права в качестве форм
К источникам познания
римского права обычно относят
юридические памятники,
Обычное право и закон. Остановимся более подробно на формах правообразования в античном Риме. В институциях Юстиниана проводятся различия между между правом писаным (ius scriptum) и неписаным (ius nonscriptum). Писаное право – это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право – это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся на практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями, т.е. бытовыми. Если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда государственная власть придает им форму закона.
Само формирование
обычаев является результатом
их неоднократного применения, при
котором правило приобретает
типический характер и, если
они признано государством, то
превращается в норму,
Обычное право представляет собой древнейшую форму правообразования римского права. Нормы обычного права в Древнем Риме имели различные формы. Это обычаи предков (mores maiorum), обычная практика (usus), сюда же можно отнести обычаи, сложившиеся в практике жрецов и обычаи, сложившиеся в практике магистратов.
В течение долгого
времени писаных законов почти
не было. При простоте хозяйственного
строя и всей общественной
и государственной жизни, при
недоразвитости торгового
Первоначально
Римляне относили понятие «mores maiorum» к нормам, которые не были закреплены в законах XII таблиц и означали древнейшие формы правового общения. Многие из них, претерпев существенную интерпретацию, стали восприниматься как одна из составляющих ius civile. Однако следует помнить, что «обычаи предков» рассматривались только в законах XII таблиц.
Дальнейшее развитие права приводит к тому, что «mores maiorum» начинают терять значение обычного права и воспринимаются прежде всего как моральная основа права. С I в. до н.э. для обозначения новой нормативной реальности начинает использоваться термин обычай «consuetudo». Цицерон указывал: «То же, что является неписаным и появляется или по обычаю или в результате соглашений между людьми и как бы со всеобщего одобрения – это соблюдается столь же строго, как наши права и законы, как бы предписанное естественным правом».
По мере укрепления
и расширения государства
В императорский период
обычное право начинает
В республиканский
период законы исходили от
народного собрания и
В республиканский
период законов издавалось не
так много. В силу
- закон Петелия (lex Poetelia), отменивший в IV в. до н.э. продажу в рабство и убийство должника, не заплатившего долг;
- закон Аквилия (lex Aqvilia), установивший в III в. до н.э. ответственнось за уничтожение и повреждение чужих –вещей;
- закон Фальцидия (lex Falcidia) установивший в I. до н.э. ограничение завещательных отказов и др.
Дальнейшее развитие римского
государства выявило
Императорские распоряжения, носившие общее наименование «конституций», подразделялись на четыре вида:
- эдикты (edicta) – нормы общего действия, выставляемые на всеобщее обозрение у резиденции принцепса;
- декреты (decreta) – судебные решения, главным образом апеллюциям на решения судов низших инстанций;
- рескрипты (rescripta) – решения отдельных казусов по поступающим на имя императора запросам;
- мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам.
В период абсолютной монархии
императорские конституции
В области частного права среди форм императорского правотворчества до конца III века преобладают рескрипты. Наряду с толкованиями юристов они решают отдельные проблемы частного права.
Начиная с императора Константина (IV век), ведущую роль в регулировании частно-правовых отношений начинают играть эдикты. Именно в этот период они рассматриваются как нормы общего действия (leges generales). Императорские конституции становятся основой принятия судебных решений., тогда как к мнениям юристов прибегают в случае отсутствия законодательных предписаний.
Эдикты магистратов.
Одной из форм правообразования, характерной для римского права, являются эдикты магистратов. Термин «эдикт» происходит от слова «dico» – говорю. В соответствии с этим первоначально он обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил значение программного заявления, которое в соответствии с традицией делали республиканские магистраты при вступлении в должность, но уже в письменной форме. По сообщениям юриста Гая, наибольшее значение имели эдикты преторов, как городского, так и перегринского, которые ведали гражданской юрисдикцией по спорам (первый – между рискими гражданами, второй – между перегринами или перегринами и римскими гражданами), а также правителей провинций, курульных эдилов и квесторов.
В своих эдиктах магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и так далее. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых заявлений. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым был издан, и на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Отсюда эдикт часто называли законом на год. Однако те пункты эдикта, которые оказались удачным выражением существующих правоотношений, повторялись и в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали устойчивое значение. Постоянная составляющая, переходящая из эдикта в эдикт, получила обозначение – edictum tralaticum. Нормы преторского права, переходящие из эдикта в эдикт, стали приобретать значение обычного права.