Роль римского права и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:34, практическая работа

Описание работы

Зародившись тогда, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих подобных в Италии, римское право являлось тогда несложной, архаичной системой, во многом проникнутой патриархальным и узконациональным характером. По мере роста римская община (civitas Roma) распространяет свое влияние на территорию всей Италии, а затем и Средиземноморья, превращается в огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашений культурный мир.

Файлы: 1 файл

римское право семинар.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

 Наряду с системой  цивильного права в Древнем  Риме в практике преторов и  некоторых других магистратов  постепенно складывается и так  называемое преторское право (ius praetorium или honorarium).  Преторское право было реакцией на несоответсвие старых традиционных и неповоротливых форм цивильного права новым экономическим реальностям. Оно было инструментом, позволяющим вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы.            

 Как указывал известный  римский юрист Папиниан: «Преторское право – это то, что ввели преторы ради улучшения и ли дополнения, или исправления цивильного права для общественной пользы».            

 Цивильное право противопоставлялось  не только преторском праву, но также  праву народов – ius gentium, действие которого распространялось на все население Рима, включая перегринов. Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского права.           

 В республиканский  период римской истории цивильное  право и право народов развивались  пераллельно. Однако с течением времени они начали сближеться, оказывая взаимное влияние. Поскольку право народов вбирало в себя лучшие достижения права других народв, оно в большей мере отвечало потребностям хозяйственной жизни страны, было меньше подвержено формализму. Вследсвие тесного взаимодействия при практическом применении нередко нормы права народов проникали в цивильное право. Имело место и обратное влияние.           

 В классический период  различие ius civile и ius gentium утрачивает свою остроту, особенно после издания в 212 г. н.э. эдикта Каракаллы, который предоставил права римскх граждан жителям провинции. При императоре  Юстиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более развитое право.           

 2. Понятие римского частного права.

Таким образом гражданском праву в современном понимании этого слова соответствовала совокупность трех правовых систем античного Рима – цивильного права, права народов и преторского права. А в качестве единого термина для этой совокупности наиболее подходящим является частное право (ius privatum).           

 Исходя из сказанного можно определить предмет курса римского (гражданского) частного права. Им является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами. Основными институтами римского частного права являются право собственности и другие, более ограниченные, права и вещи, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения, наследования. Сюда же относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках, имевших в римском праве исключительное важное значение.    

 

Литература:

1.Дождев Д.В. Римское  частное право. М., 2001.

2. Новицкий И.Б. Римское  право. М., 2003.

3. Омельченко О.А. Римское  право. Учебное пособ. М., Эксмо, 2007            

 

 

 

 

Тема 4. Источники  римского права.  

 

1.      Понятие источников римского права. 

2.      Эдикты магистратов. Кодификация эдиктов.             

            

 1. Понятие источников права. В юридической литературе выражение «источник права» обычно употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, этим термином обозначается источник содержания правовых норм, во-вторых,  форма выражения правовых норм, и в третьих, источник познания права.           

 С точки зрения содержания  правовых норм первичным источником  являются материальные условия  жизни. Экономической основой  рабовладельческого строя является  собственность рабовладельца на  средства производства и рабов.  Это определило и условия жизни  римского общества и, соответственно, особенности – римского права.            

 Источниками римского  права в качестве форм выражения  права или правообразования принято считать обычное право, закон, эдикты магистратов и деятельность юристов.           

 К источникам познания  римского права обычно относят  юридические памятники, например, законы XII таблиц, произведения римских юристов, историков, «антикваров», ораторов, писателей, философов и др.           

 Обычное право и закон. Остановимся более подробно на формах правообразования в  античном Риме. В институциях Юстиниана проводятся различия между между правом писаным (ius scriptum) и неписаным (ius nonscriptum). Писаное право – это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и  зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право – это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся на практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями, т.е. бытовыми. Если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда государственная власть придает им форму закона.           

 Само формирование  обычаев является результатом  их неоднократного применения, при  котором правило приобретает  типический характер и, если  они признано государством, то  превращается в норму, обязательную  для применения и на будущее  время. Наличие общепризнанного  стандарта поведения ограничивает  произвол отдельных лиц и обеспечивает  независимость участников правового  общения от таких случайных  обстоятельств, как физическая  сила или хитрость партнера, ставя  всех в равное положение.

Обычное право представляет собой древнейшую форму правообразования римского права. Нормы обычного права в Древнем Риме имели различные формы. Это обычаи предков (mores maiorum), обычная практика (usus), сюда же можно отнести обычаи, сложившиеся в практике жрецов и обычаи, сложившиеся в практике магистратов.           

 В течение долгого  времени писаных законов почти  не было. При простоте хозяйственного  строя и всей общественной  и государственной жизни, при  недоразвитости торгового оборота  можно было обходиться обычным  правом. Даже законы XII таблиц по преимуществу были кодификацией обычаев. Да и само издание закона как общей нормы представляло большие трудности.            

 Первоначально преемственность  правовой нормативной традиции  обеспечивалась жрецами-понтификами,  которым было вверено хранение  обычаев предков. Точная передача  установленного порядка в условиях  развития общества означала постоянное  установление соответствия этих  правил новым требованиям и  их соответствующую интерпретацию.  В поздний период не только  понтифики, но и светские юристы  ссылались на авторитет обычая, если решение,  которое они поддерживали, не могло быть выведено из закона.           

  Римляне относили понятие «mores maiorum» к нормам, которые не были закреплены в законах XII таблиц и означали древнейшие формы правового общения. Многие из них, претерпев существенную интерпретацию, стали восприниматься как одна из составляющих ius civile. Однако следует помнить, что «обычаи предков» рассматривались только в законах XII таблиц.            

 Дальнейшее развитие  права приводит к тому, что  «mores maiorum» начинают терять значение обычного права и воспринимаются прежде всего как моральная основа права. С I в. до н.э. для обозначения новой нормативной реальности начинает использоваться термин обычай «consuetudo». Цицерон указывал: «То же, что является неписаным и появляется или по обычаю или в результате соглашений между людьми и как бы со всеобщего одобрения – это соблюдается столь же строго, как наши права и законы, как бы предписанное естественным правом».           

 По мере укрепления  и расширения государства неписаное  обычное право становится неудовлетворительной  формой ввиду неопределенности, медлительности образования, представляющей  большие проблемы для регулирования  растущего торгового оборота.  Обычное право уступает дорогу  закону и другим формам правообразования. Но его авторитет остается попрежнему довольно высоким. Римский юрис Юлиан отмечал: «Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это  является правом, которое называют установленным обычаями. Ибо раз сами законы приняты по повелению народа, полагаю, и то, что народ утвердил быз письменной формы, обязывает всех; ведь какая разница, выразил ли народ свою волю голосованием или соими делами и поступками».           

 В императорский период  обычное право начинает испытывать  неприятие со  стороны публичной власти. Это связано с тем, что образование единого обычного права на огромной территории невозможно, а местное обычное право не соответствует централмстким устремлениям императорской власти. И хотя полностью устранить обычное право импераорская власть не смогла, она начала решительную борьбу с обычаями, противоречащими действующим законам. Кодекс Юстиниана провозгласил: «Авторитет обычая в силу его долговременного применения значителен, но он не может быть сильнее закона».           

 В республиканский  период законы исходили от  народного собрания и назывались leges. Народ (populus) при этом понимался как суверенный коллектив (civitas). Всеобщность творца (populus) и адресата (cives) определяют универсальный характер такой нормы. Согласно мнению римского юриста Папиниана, законы устанавливаются всем гражданским коллективом и для всех граждан. Являясь результатом взаимного обещания среди граждан, законы обеспечивали определенность права и исключали произвол как правителей, так и отдельных граждан. Так,  принятие законов XII таблиц означало сведение в единую систему всех существенных для общества правил и возведение их в ранг закона. В дальнейшем законы XII таблиц воспринимаются как основной законодательный акт, на котором базируется римская национальная правовая система (ius civile), часто обозначаясь как просто leges. Наряду с законами, принятыми народным собранием, с III в. до н.э. общеобязательную форму получают решения плебейских собраний – плебисциты (plebiscitum). Они отличались от leges populi лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.            

 В республиканский  период законов издавалось не  так много. В силу консерватизма,  присущего римскому праву, гораздо  большее распространение получили  такие специфические римские  формы правообразования, как эдикты судебных магистратов и деятельность юристов. Кроме законов XII таблиц, наиболее важное значение для цивилизованного права имели:

-         закон Петелия (lex Poetelia), отменивший в IV в. до н.э. продажу в рабство и убийство должника, не заплатившего  долг;

-         закон Аквилия (lex Aqvilia), установивший в III в. до н.э. ответственнось за уничтожение и повреждение чужих –вещей;

-         закон Фальцидия (lex Falcidia) установивший в I. до н.э. ограничение завещательных отказов и др.

Дальнейшее развитие римского государства выявило несоответствие народного собрания как формы  прямого самоуправления народа сложившимся  условиям и требовало введения более  удобной законодательной процедуры. Поэтому с установлением принципата происходит закономерная утрата роли народного собрания и отмирания  leges. Однако законы (leges), особенно XII таблиц, продолжают сохранять свое значение как основа нормативной базы ius civile. В новый исторический период – период принципата активизируется законотворческая роль сената. Постановления сената – сенатусконсульты (senatusconsulta) оказались для императоров весьма удобным инструментом формирования правовых норм. С одной стороны, распоряжения сената становятся рядом с leges. Так Ульпиан отмечал: «Не подлежит сомнению, сенат может создавать право». С другой стороны, реальная законотворческая инициатива находилась в руках принцепсов. Основанием для принятия сенатских постановлений становятся выступления принцепса в сенате по тому или иному вопросу. И постепенно сенатусконсульты исчезают как самостоятельная форма правообразования. Окончательное укрепление императорской власти приводит к тому, что единоличные распоряжения императоры стали признаваться законом. «Что угодно императору, то имеет силу закона». Сам же император не был связан нормой закона, что выражалось известной максимой: «Princeps legibus solucus est», т.е. принцепс свободен от законов. Римские юристы, а в частности Ульпиан и Помпоний, обосновали это тем, что народ делегирует свою власть принцепсу на неопределенный срок, пожизненно. Решение принцепса, воплощая народную волю, тем самым становится первичным источником права.

Императорские распоряжения, носившие общее наименование «конституций», подразделялись на четыре вида:

-         эдикты (edicta) – нормы общего действия, выставляемые на всеобщее обозрение у резиденции принцепса;

-         декреты (decreta) – судебные решения, главным образом апеллюциям на решения судов низших инстанций;

-         рескрипты (rescripta) – решения отдельных казусов по поступающим на имя императора запросам;

-         мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам.

В период абсолютной монархии императорские конституции начинают именоваться leges.

В области частного права  среди форм императорского правотворчества  до конца III века преобладают рескрипты. Наряду с толкованиями юристов они решают отдельные проблемы частного права.

Начиная с императора Константина (IV век), ведущую роль в регулировании частно-правовых отношений начинают играть эдикты. Именно в этот период они рассматриваются как нормы общего действия (leges generales). Императорские конституции становятся основой принятия судебных решений., тогда как к мнениям юристов прибегают в случае отсутствия законодательных предписаний.

Эдикты магистратов.

Одной из форм правообразования, характерной для римского права, являются эдикты магистратов. Термин «эдикт» происходит от слова «dico» – говорю. В соответствии с этим первоначально он обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил значение программного заявления, которое в соответствии с традицией делали республиканские магистраты при вступлении в должность, но уже в письменной форме. По сообщениям юриста Гая, наибольшее значение имели эдикты преторов, как городского, так и перегринского, которые ведали гражданской юрисдикцией по спорам (первый – между рискими гражданами, второй – между перегринами или перегринами и римскими гражданами), а также правителей провинций, курульных эдилов и квесторов.

В своих эдиктах магистраты объявляли, какие правила будут  лежать в основе их деятельности,  в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и так далее. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых заявлений. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым был издан, и на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Отсюда эдикт часто называли законом на год. Однако те пункты эдикта, которые оказались удачным выражением существующих правоотношений, повторялись и в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали устойчивое значение. Постоянная составляющая, переходящая из эдикта в эдикт, получила обозначение – edictum tralaticum. Нормы преторского права, переходящие из эдикта в эдикт, стали приобретать значение обычного права.

Информация о работе Роль римского права и его значение