Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:56, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том что в современном мире на сегодняшний день мы имеем множество проблем вызванных этническими вопросами.
Цель данной работы – изучение права наций и народов на самоопределение, в качестве одного из фундаментальных принципов международного права.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава I Самоопределение наций и народов как одна из императивных норм международного права
1.1 Понятие принципа Самоопределение наций и народов в международном праве и его закрепление в международно-правовых актах……………………………………………………………………….. 5
1.2 Проблема дефиниции терминов «народ» и «нация»…………………… 9
Глава II Противоречие между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности……………………………….. 13
Глава III Перспективы вопроса о самоопределении………………………. 17
Заключение………………………………………………………………….. 23
Библиография………………………………………………………………. 25
Большинство специалистов придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права (наиболее четко зафиксированными в резолюции ГА ООН 2625 (XXV) 1970 года и Венской Декларацией 1993 года) и сложившейся практикой право на «внешнее самоопределение» относится только к народам, находящимся в колониальной или иной иностранной зависимости или в условиях иностранной оккупации (как население Западного берега реки Иордан). Высказываются мнения, что в иных случаях «внешнее» самоопределение (сецессия) может считаться законной, если власти государства делают невозможным «внутреннее» самоопределение, то есть допускают массовые нарушения прав человека или систематическую дискриминацию, и если нет иного способа изменить сложившееся положение. Все более распространяется мнение, что в плане практической реализации ударение должно переноситься с «внешнего» на «внутреннее» самоопределение, то есть на строительство демократических институтов и механизмов группового представительства (федерализм, автономия и пр.), позволяющих всем членам общества и всем группам эффективно участвовать в управлении и в распределении ресурсов.
А.Этциони,
отмечая в целом весьма важную
роль самоопределения, в то же время
заметил, что оно не может трактоваться
как абсолютная ценность, применяемая
для всех. С помощью права наций
на самоопределение, по его мысли, можно
сделать мир более
Директор
Норвежского института прав человека
А.Эйде подчеркивал, что существуют
международные документы, тексты которых
допускают широкое и
ПНС,
считает М.Померанс, концепция противоречивая
и опасная, потому что дает «зеленый
свет» любым сепаратистским движениям
и отнюдь не поощряет конструктивные
и мирные подходы к разрешению
кризисов. Главная опасность заключается
в возможности неконтролируемых
односторонних действий. ПНС может
выступать в качестве морального
права или политического
Авторы
Доклада Центра по правам человека
и народов при Падуанском университете,
представленного на вторую Хельсинкскую
гражданскую ассамблею, проходившую
в Братиславе в 1992 году, следуя за другими
специалистами, например А. Риго Суреда,
выделяют внешний и внутренний характер
самоопределения. Первым называется такой
тип самоопределения, когда народы
самостоятельно, без внешнего вмешательства,
определяют свой политический статус
в системе международных
Систему
двойного стандарта в праве наций
на самоопределение подчеркивал
Дж. Джекобсон, приведя в качестве
примера вторжение американских
войск в Панаму. Эта войсковая
операция нарушила демократическое
право на самоопределение по отношению
к жителям Панамы, хотя страна и
управлялась чрезвычайно
Требования
реставрации, или государственно-
Анализируя современное состояние правовых норм в области самоопределения, Антонио Кассезе приходит к выводу, что применение этого права для решения текущих проблем в Европе и других регионах следует несколько ограничить. Кроме того, недавний опыт в бывшей Чехословакии и бывшей Югославии показал, что гарантия областной автономии или предоставление права на самоопределение национальным меньшинствам может легко привести к распаду государственного единства.
«Существует
дилемма в концепциях суверенитета
и права, причем идея всеобщих прав
человека — на стороне необязательного
права. С другой стороны, принцип
наций на самоопределение колеблется
внутри этой дилеммы. К нему взывают
суверенные государства, когда им угрожают
внешние силы, к нему же взывают
внутренние силы, стремящиеся к автономии
или отделению, которым угрожают
репрессии государственных
Есть
расхождения в вопросе о том,
как должно трактоваться понятие
«народ» — как этническое или
территориальное сообщество. Большинство
склоняются к последнему, однако некоторые
специалисты высказывают идеи, относящиеся
к области националистического
дискурса, — о том, что правом
на политическое самоопределение должны
обладать так называемые «исконные»
или «коренные» этнонации, населяющие
определенные территории или административные
образования. В основе такой «романтической»
позиции лежит представление
об этнических группах как базовых
структурных единицах человечества,
о «воле народа» как высшей
ценности и о необходимости
Крайности
(в данном случае этнонационализм
и либерализм) сходятся. Некоторые
политические философы рассматривают
идею самоопределения с «
Многие отмечают, что хотя, по общему мнению, национальные меньшинства не обладают правом на «внешнее самоопределение», слабая теоретическая разработка вопроса о различии понятий «народ» и «национальное меньшинство» способствует возникновению конфликтов. Являются ли сербы в Боснии (или албанцы в Косово, или армяне в Нагорном Карабахе) «национальным меньшинством»? В Сардинии, например, действует движение за отделение острова от итальянского государства, обосновывающее свои притязания тем, что сардинцы — самостоятельная нация, хотя официально они считаются лингвистическим меньшинством в составе итальянского народа. Похожая ситуация сложилась в Закарпатской Украине, где существует национальное движение закарпатских русинов за автономию области. Идеологи и сторонники движения считают эту этническую группу самостоятельным, отдельным от украинцев этносом.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели:
- вопрос возникновения, развития права наций и народов
- трудности определения понятий «народ» и «нация»
-противоречие
между принципом
Рассматривая право наций и народов на самоопределение, я задался вопросом: Необходимо ли создавать отдельное суверенное государство, претворяя в жизнь данный принцип? Ведь наций многие тысячи, безусловно, все они обладают своими культурными, языковыми различиями и какое бесчисленное количество разрозненных государств мы будем иметь, если каждая из них выделится?
Ответ
я нашел в следующем
Также
суверенитет нации может
1) этнокультурного самоопределения:
— установление федеральным и региональным законодательством гарантий развития культуры, языков, обычаев народов и механизмов их защиты;
— создание национально-культурной автономии;
2) формы политического самоопределения:
— создание автономной административной единицы в рамках унитарного государства или образование самостоятельного субъекта в рамках федеративного государства;
— присоединение к независимому государству, объединение с ним, участие в межгосударственном союзе;
— сецессия — выход из состава государства территориального, национально-территориального или автономного образования;
— создание независимого государства.15
Все мы являемся свидетелями, когда нации стремящиеся выделяться в отдельное государство являются причиной международной нестабильности длящейся не одно десятилетие. Таким образом, я считаю реализация данного права должна проходить в мирной форме, путём согласительных процедур и на основе норм международного права.
Явление
национального суверенитета продолжает
сохранять актуальность, поскольку
реализация народами права на самоопределения
в форме сецессии, создания независимого
государства может быть обусловлена невозможностью
реализовывать свои права тем или иным
народом, проведением против народа государственной
политики по его дискриминации или геноциду.
И должна иметь место лишь в тех случаях,
когда сложившуюся проблему нельзя решить
иными способами.
Библиография:
Руководящая литература:
И.А. Каримов «Узбекский народ никогда ни от кого не будет зависеть» Ташкент – «Узбекистан» 2005
И.А. Каримов
«Узбекистан: национальная независимость,
экономика, политика, идеология» Ташкент
– «Узбекистан» 1993
Григонис Э.П. Теория государства и права. — СПб., 2002.
Сампиев, И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. – Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кав. науч. центра высш. школы, 2004.
Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное публичное право Москва «Международные отношения» 2000
Лукашук И.И. Международное право. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
Галина
Старовойтова, «Национальное самоопределение:
подходы и изучение случаев», М.,
1999
Нормативно правовая база:
Устав Организации Объединённых Наций от 24 октября 1945 года
Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 г.
Хельсинкском Заключительном акте 1975 года
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН" (принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании ГА ООН)
Декларация
о предоставлении независимости
колониальным странам и народам,
принятой XV Генеральной Ассамблеей
ООН от 14 декабря 1960 г
Публикации:
Тигран Торосян «Мнимое противоречие: территориальная целостность или право на самоопределение?»
Виген Кочарян: Право на самоопределение в современном международном праве.
Информация о работе Самоопределение народов и наций в международном праве