Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:38, контрольная работа
Местное самоуправление в России осуществляется в различных организационных формах, что закреплено в ст.130 Конституции РФ. В рамках соответствующих муниципальных образований эти формы в своей совокупности образуют систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения в интересах населения. В отличие от единой системы государственных органов в пределах всего государства, местное самоуправление образует единую систему только в рамках отдельного конкретного муниципального образования. Системы местного самоуправления различных муниципальных образований независимы между собой и могут иметь существенные организационные различия в пределах обусловленных Конституцией РФ.
1. Система местного самоуправления России
1.1. Понятие системы местного самоуправления
Местное самоуправление в России осуществляется в различных организационных формах, что закреплено в ст.130 Конституции РФ. В рамках соответствующих муниципальных образований эти формы в своей совокупности образуют систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения в интересах населения.
Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что:
a) основывается на демократических принципах организации местного самоуправления;
b) строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных традиций;
c) определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно;
d) все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;
e) разграничением предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.
В рамках данной
системы одни формы являются
производными от других или
связаны между собой
Система местного самоуправления основывается на следующихпринципах:
a) Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
Местное самоуправление
признается в качестве
b) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, которое связано:
c) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.
Законодательство предъявляет
единственное требование –
d) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением.
Она проявляется в
использовании населением
В отличие от единой
системы государственных
1.2. Организационные формы осуществления местного самоуправления.
Законодательно закреплено несколько форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России. Эти формы условно можно разбить на три группы.
Первая группа представлена формами непосредственной демократии, осуществляемой посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих на территории муниципального образования. Непосредственная демократия играет особую роль в реализации местного самоуправления, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания и сходы населения и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов. На практике формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Некоторые формы непосредственной демократии (местный референдум, собрание, сход и др.) входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.
Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
Органы местного
› децентрализовать и демократизировать аппарат управления и решать вопросы местного значения с большей эффективностью в сравнении с централизованной системой управления;
› обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики;
› оптимально сочетать интересы и права человека и интересы региона и государства в целом.
В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в территории муниципального образования в пределах улицы, дома и т.п., центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, различных его групп.
Местный референдум – голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.
Он является высшим
непосредственным выражением
Согласно общим принципам
проведения местного
Референдум назначается
Муниципальные выборы – наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые местное население осуществляет местное самоуправление, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления. Срок, на который могут избираться органы местного самоуправления, не может быть меньше 2 лет и не более 5 лет. Значение муниципальных выборов также в том, что в ходе избирательной компании граждане посредством критической оценки работы органов местного самоуправления направляют их деятельность и оказывают влияние на них.
Для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан, осуществления подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления создаются избирательные комиссии: а) избирательные комиссии муниципальных образований; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Полномочия, состав и порядок деятельности этих комиссий устанавливаются законами и уставами муниципальных образований. Избирательные комиссии проводят всю подготовительную работу на избирательном участке, готовят списки избирателей и бюллетени для голосования, подводят итоги голосования. Соответствующая комиссия вправе признать выборы несостоявшимися, если:
Законом субъекта
На сегодняшний день
правовую основу муниципальных
выборов составляют: Закон об
общих принципах организации
местного самоуправления, Закон
об основных гарантиях
Собрание (сход) граждан является одной из массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступным средством их самоорганизации. Собрания (сходы) граждан играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения населения муниципального образования к осуществлению самых разнообразных управленческих функций и решению многих вопросов местного значения.
В дореволюционный
период сход являлся органом
сельской общины. Он не имел
представительного характера и
состоял из домохозяев
В советский период
в ведении схода находился
узкий круг вопросов: выдвижение
кандидатов в депутаты местных
Советов, избрание органов
Закон РСФСР 1991 года несколько расширил полномочия схода, однако несущественно. Новым этапом в этом вопросе явился Указ Президиума РФ от 26.10.1993 г., утвердившего Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.
Вопрос о детальном
регулировании порядка созыва
и проведения собраний (сходов) граждан
в настоящее время находится
в ведении органов
Общие собрания (сходы)
созываются главой местного
Отзыв депутатов, выборного должностного лица и их отчеты перед населением также является одной из форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления и формой взаимодействия указанных лиц с населением муниципального образования. Необходимость использования этих форм обусловлена природой местного самоуправления как самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения.
Депутаты, выборные должностные
лица местного самоуправления
в своей деятельности
› встречи с избирателями;
› работа с обращениями граждан;
› информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов депутата, выборного должностного лица местного самоуправления;
› участие в организации и проведении собраний (сходов), конференций граждан;
› участие в организации территориального общественного самоуправления.
Отзыв депутата, выборного
должностного лица местного
Народная правотворческая инициатива – это новый демократический институт, которого не было в старом законодательстве о местных органах власти. Правотворческая инициатива населения предусмотрена Законом об общих принципах организации местного самоуправления. Суть правотворческой инициативы – в разработке самими гражданами проектов правовых актов по вопросам местного значения и внесения их на рассмотрение органов местного самоуправления.
Возможность использования
данного права позволяет
Законодательство