Система охраны авторских прав на международном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Все это привело к установлению неодинаковой защиты в разных странах мира, а некоторые развивающиеся страны и некоторые страны недавней индустриализации вообще не предоставляли у себя абсолютно никакой защиты прав интеллектуальной собственности, неоднозначность и динамика развития данного вопроса ещё раз подтверждает его актуальность.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Общая характеристика института авторского права

.1 Понятие и виды авторских прав

.2 Субъекты и объекты авторского права

Глава 2. Система охраны авторских прав на международном уровне

.1 Способы защиты и формы охраны авторских прав

.2 Международно-правовые акты в области защиты авторских прав

.3 Анализ участия России в международных соглашениях об охране авторских прав

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр авторское право в междун отношениях 2013-12.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Общая характеристика института авторского права

 

.1 Понятие и виды авторских  прав

 

.2 Субъекты и объекты  авторского права

 

Глава 2. Система охраны авторских  прав на международном уровне

 

.1 Способы защиты и  формы охраны авторских прав

 

.2 Международно-правовые  акты в области защиты авторских  прав

 

.3 Анализ участия России  в международных соглашениях  об охране авторских прав

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием успешного  развития науки, литературы и искусства  является не только признание за авторами, обладателями патентов (свидетельств) и их правомерными пользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение этих прав надежной правовой защитой.

Защита прав интеллектуальной собственности имеет давнее международное  прошлое. В мире существуют совершенно различные подходы к развитию защиты интеллектуальной собственности, посему данная тема актуальна.

Эволюция защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся  странах проходила совершенно различным  образом. Некоторые страны ограничились поддержанием уровня защиты прав интеллектуальной собственности, унаследованного ими  от старых колониальных держав. Часто  именно так обстояло дело с законодательством  в первые десятилетия их развития.

В других странах уровень  защиты прав интеллектуальной собственности  снизился потому, что в соответствии с их политическими убеждениями, любая форма собственности представлялась как нежелательный пережиток  капитализма, от которого нужно было избавляться, либо потому, что защита патентов рассматривалась как препятствие  на пути быстрой индустриализации.

Все это привело к установлению неодинаковой защиты в разных странах  мира, а некоторые развивающиеся  страны и некоторые страны недавней индустриализации вообще не предоставляли  у себя абсолютно никакой защиты прав интеллектуальной собственности, неоднозначность и динамика развития данного вопроса ещё раз подтверждает его актуальность.

Объектом контрольной работы является система охраны и защиты авторских прав в масштабах международных отношений.

 

Глава 1. Общие характеристика института авторского права

1 Понятие и виды авторских  прав

В широком смысле понятие  авторское право представляет собой  совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи  с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Применительно к конкретным лицам определение авторское  право понимается как «совокупность  принадлежащих автору (физическому  лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью, то есть идёт речь о его авторских правах».

Одной из основных проблем  авторского права является создание правовых, имущественных и иных условий  для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное его  творческим трудом произведение.

Наряду с этим не менее  значимой проблемой авторского права  является создание правовых, материальных и иных условий для использования  произведения науки, литературы и искусства  максимально широким кругом лиц. То есть авторское право решает проблему разумного сочетания прав автора на произведение с возможностью использования  его обществом.

Авторские права делятся  по нескольким категориям: имущественные  и неимущественные авторские  права, исключительные и неисключительные авторские права. Человек, обладающий исключительными авторскими правами  на произведения, имеет единоличное  право на его использование и  может запрещать подобное использование  произведения другими лицами. Исключительными  правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил Авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу.

Неимущественные авторские  права это так называемые личные права (такие права, c которыми нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать  и т.д.). Далее остановимся подробнее  на имущественных и неимущественных  авторских правах.

Автору в отношении  его произведения принадлежат следующие  основные личные неимущественные права:

право авторства - право признаваться автором произведения. Право авторства  может принадлежать только действительному  создателю произведения и не может передаваться ни по каким основаниям, в том числе и по завещанию. От данного права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у автора в связи с созданием им произведения;

право на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом  либо без обозначения имени, т. е. анонимно. Указанное право также  является личным правом автора, которое  не может кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародовании  произведения. При подготовке произведения в порядке выполнения служебного задания наряду с непосредственным автором может быть обозначено и  наименование организации, по поручению  которой выполнена данная работа;- право на обнародование, т. е. право  обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме.

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право  на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким  решением убытков, включая упущенную  выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных  произведений право на отзыв автором  не применяется, но он реализует свое право на обнародование в форме  передачи своего произведения работодателю;

 

право на защиту репутации  автора, т. е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого  искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести  и достоинству автора.

Исключительные права  автора на использование произведения означают, в частности, право осуществлять или разрешать следующие действия:

воспроизводить произведение, т. е. изготавливать один или более  экземпляров произведения или его  части в любой материальной форме  и любым образом (право на воспроизведение);

распространять экземпляры произведения (право на распространение) любым способом: продавать, сдавать  в прокат и т. д.

При этом следует учесть, что «существует так называемое положение об «исчерпании» прав: когда  экземпляры право мерно опубликованного  произведения введены в гражданский  оборот посредством их продажи, то допускается  их дальнейшее распространение без  согласия автора и без выплаты  авторского вознаграждения (в частности, это касается свободной продажи  и перепродажи экземпляров право  мерно изданного литературного  произведения и др.)»;

импортировать экземпляры произведения (право на импорт) в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные  с разрешения обладателя исключительных авторских прав;

публично показывать произведение (право на публичный показ);

публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

 

сообщать произведение (включая  показ, исполнение или передачу в  эфир) для всеобщего сведения путем  передачи в эфир (право на передачу в эфир),

 

сообщать произведение для  всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных  средств (право на сообщение для  всеобщего сведения по кабелю);

 

переводить произведение (право на перевод);

 

переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

 

Имущественные права на использование  произведения, в отличие от неимущественных  прав, могут быть переданы (уступлены) другим лицам на основе авторского договора либо по праву наследования и носят срочный характер, поскольку  срок действия указанных авторских  прав ограничен законом (в течение  всей жизни автора и 50 лет после  его смерти.

 

1.2 Субъекты и объекты  авторского права

 

 

Субъекты авторского права - лица, которым принадлежат субъективные авторские права. Это авторы произведений и их правопреемники. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений - лица, творческим трудом которых создано  произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства  и состояния дееспособности.

 

Авторские права у создателя  произведения возникают сразу, как  только достигнутый творческий результат  облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими  людьми, т.е. фактически с момента  создания произведения в каком-либо виде. В соответствии с современным  российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

 

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и  более лиц, принадлежит им совместно  независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит  из частей, каждая из которых имеет  также и самостоятельное значение.

 

Существует два вида коллективных произведений и соответственно два  вида соавторства - нераздельное и раздельное. «При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное  целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве  коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих  самостоятельное значение, и при  этом известно, кем из соавторов  созданы эти части».

 

Субъектами авторского права  после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может  происходить как по закону, так  и по завещанию.

 

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят  пожизненный характер, авторские  права наследников ограничены установленным  законом сроком, в частности они  действуют в течение 70 лет после  смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

 

Кроме наследников авторские  права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские  права на основании заключенных  с авторами и наследниками авторских  договоров.

 

Согласно ст. 1255 ГК РФ авторское  право распространяется на произведения науки, литературы и искусства. Кроме  того, подчеркивается, что законом  охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

 

Произведением является совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение  в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

 

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также  от способа его выражения. Авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

 

Для возникновения, осуществления  и охраны авторского права не требуется  регистрации произведения, иного  специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основании самого факта создания произведения.

 

«После присоединения  СССР в 1973 году к Всемирной конвенции  об авторском праве 1952 г. на всех советских  и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок  и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит  из трех элементов:

 

латинской буквы «С» в  окружности - ©;

 

имени обладателя исключительных авторских прав;

 

года первого опубликования  произведения».

 

Объектом авторского права  является не только произведение в  целом, но и часть произведения, которая  представляет собой результат творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.

 

К объектам авторского права  также относятся:

 

производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки  и другие переработки произведений наук, литературы и искусства);

 

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные  произведения, представляющие собой  по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

 

Производные произведения и  составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права  произведения, на которых они основаны или которые они включают.

 

Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать  хотя бы потому, что законодатель не ограничил формы объективного выражения  произведений. Так, например, в число  объектов авторского права входят «письма».

 

Между тем, авторское право  не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Как подчеркивается в ст.2 Договора ВОИС по Авторскому праву, авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о включении в число объектов авторского права «формул».

Информация о работе Система охраны авторских прав на международном уровне