Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:59, контрольная работа
Это обстоятельство определяется объективным процессом развития сотрудничества государств на международной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом, углублением воздействия внутригосударственного права на экономические, социальные, политические, культурные отношения внутри страны.
Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права возникает при выборе между внутригосударственным и международно-правовым регулированием, когда имеются различия в международном и внутригосударственном регламентировании одних и тех же правоотношений. В настоящее время трудно назвать такие общественные отношения, которые входили бы исключительно в компетенцию государств.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Дуалистическая теория соотношения международного и внутригосударственного права………………………………………………….4
2. Монистические концепции соотношения международного и внутригосударственного права………………………………………………….7
3. Иные теории соотношения международного и внутригосударственного права………………………………………………………………………………10
4. Способы согласования международного и внутригосударственного
права……………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Дуалистическая теория
соотношения международного и
внутригосударственного права……
2. Монистические концепции
соотношения международного и
внутригосударственного права……
3. Иные теории соотношения
международного и
4. Способы согласования
международного и
права………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Проблемы соотношения
внутригосударственного (национального)
и международного права привлекают
растущее внимание ученых-международников,
а также специалистов в области
конституционного права и общей
теории государства и права. Это
обстоятельство определяется объективным
процессом развития сотрудничества
государств на международной арене,
где отношения субъектов
Вопрос о соотношении
международного и внутригосударственного
права возникает при выборе между
внутригосударственным и
Это обуславливает необходимость
широкого использования государствами
международного права для согласования
их действий не только в традиционных
областях, но и в таких сферах,
которые ранее были предметом
их национально-правового
Буржуазная наука в
вопросе соотношения
Суть дуализма заключается
в том, что международное и
внутригосударственное право
1. Дуалистическая
теория соотношения
Дуалистическая доктрина
указывает на существенное различие
между международным правом и
внутригосударственным правом, которое
прежде всего заключается в том,
что эти две системы имеют
разный предмет регулирования. Международное
право есть право, регулирующее отношения
между суверенными
Даже когда
Так в 1899 г. Г. Трипель издал монографию «Международное и внутригосударственное право», в которой изложил теорию дуализма. Трипель писал: «Международное и внутригосударственное право суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые тесно соприкасаются, но никогда не пересекаются»1 .
Ученый выделил два основных отличия между этими правопорядками: 1) субъектами внутригосударственного права являются индивиды, в то время как субъектами международного права являются только государства; 2) источником внутригосударственного права является сама воля государства, в то время как источником международного права — общая воля государств.
Подобного мнения также придерживается
итальянский юрист-
Доктрина дуализма подразумевает,
что международное право не зависит
от воли какого-то одного государства,
поскольку оно выражает общую
волю всех государств. Каждое государство
обязано добросовестно
Как отметил итальянский
профессор Л. Феррари-Браво, данная
теория не возникла из пустоты —
этому предшествовал ряд
Ко всему вышеперечисленному
следует добавить рост в
В настоящее время в таких государствах, как Германия, Италия, США, международные договоры поставлены на один уровень с законами национальных парламентов. Условно можно сказать, что в этих государствах преобладает именно дуалистическая доктрина. Вообще, государства, применяющие метод трансформации (инкорпорации), который мной рассмотрен в четвертой главе реферата, в сочетании с признанием роли парламента только как законодательного органа, в которых трансформированные или инкорпорированные договоры имеют статус норм внутреннего права, рассматриваются как сторонники дуалистической концепции.
2. Монистические
концепции соотношения
Природа монистических принципов
состоит в том, что и международное,
и национальное право являются частями
одной правовой системы. Но в то же
время они делятся как на сторонников
примата национального права, так
и на сторонников примата
Второй разновидностью монистической концепции была теория примата международного права над национальным правом. Такой приоритет в настоящее время установлен, например, во Франции.
В. Кауфманн выдвинул основные принципы теории монизма, которая впоследствии была развита известным австрийским юристом и философом-неокантианцем Х. Кельзеном в его нормативистском учении о праве. наиболее полное исследование данной теории представлено в трудах «Чистая теория права» (1934), а также «Принципы международного права». Многие подходы Кельзена по данному вопросу применяются, как в доктрине международного права, так и в юридической практике.
Международное право имеет приоритетное значение по отношению к остальным нормам права. Оно занимает верхушку иерархической нормативной пирамиды и определяет юридическую действительность остальных правопорядков. Кельзен не разрывает государство и право. Для него государство — не политический институт, который впоследствии связывает себя своими же нормами права. Государство для Кельзена — изначально правовое образование. Оно может существовать только в своих юридических актах. Кельзен пишет:
Как только мы начинаем подразумевать под государством правопорядок, тотчас обнаруживается, что противостоящая простым этико-политическим постулатам «действительность» или «реальность» государства есть позитивность права. «Действительное» государство представляет собой позитивное право в отличие от справедливости, т. е. требования политики. Государство, не подчиненное праву, немыслимо.3
Государственный правопорядок
может быть основан только на международном
праве, которое составляет юридическую
основу всех последующих актов государства.
Кельзен рассматривает
Утверждая примат международного права, Кельзен отрицает государственный суверенитет, очевидно толкуя его в абсолютном смысле: «Правопорядок, который исходит из нормы высшего порядка, исключает суверенитет». Как отмечает Г.Л. Сайдлер:
Это приводит к признанию
того, что международное право
стоит над государствами, лишенными
поэтому силою вещей
Международный правопорядок опирается на так называемую «позитивную (фактически установленную) норму», которую Кельзен определяет следующим образом:
В соответствии с общим международным правом, правительство, независимо от других правительств осуществляющее эффективный контроль над населением определенной территории, есть легитимное правительство, а население, живущее на этой территории и контролируемое этим правительством, образует государство (в смысле международного права).6
Являясь наиболее известным теоретиком примата международного права, Кельзен, тем не менее, сам отмечал, что далеко не все нормы международного права являются «полными». Подобно дуалистам, он пишет:
Большинство норм международного права являются неполными и требуют имплементации при помощи норм национального права.7
Однако он делает противоположные дуалистам выводы:
Таким образом, международный
правопорядок имеет значение только
как часть универсального правового
порядка, который включает в себя
также все национальные правопорядки.
Международный правопорядок определяет
территориальную, персональную и временную
сферы действительности национальных
правовых порядков и таким образом
делает возможным сосуществование
множества государств. Наконец, международный
правопорядок ограничивает материальную
сферу действительности национальных
правовых порядков, подчиняя их определенному
регулированию в отношении
Следует отметить, что монистический подход имеет большое практическое значение. Учение Кельзена оказало существенное влияние на формирование правовой системы Европейских сообществ.
Можно указать, что государства, сочетающие признание внутреннего действия норм международного права с ролью своего парламента как партнера при заключении международных договоров и приоритета договоров над национальным правом, рассматриваются в литературе как государства, придерживающиеся монистической концепции.
3. Иные теории соотношения международного и внутригосударственного права
Среди новых теорий соотношения
международного и внутригосударственного
права заслуживает внимания теория
гармонизации, предложенная английским
профессором в 1957 г., известная также
как «компромисс Фицмориса». Профессор
Фицморис попытался разрешить спор
между монизмом и дуализмом, указав
на отсутствие предмета спора. Он обвинил
этот спор в искусственности и
оторванности от реальности. Действительно,
и монизм, и дуализм построены
на практически недоказуемых заключениях-аксиомах,
которые можно либо принять на
веру, либо не принимать. Спор между
монистами и дуалистами идет не о
фактах, а о теоретических
Информация о работе Соотношение норм международного права и внутригосударственного законодательства