Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность затрагиваемой в дипломной работе темы, обусловлена необходимостью определения международно - правового статуса НАТО. На протяжении 1990-х годов североатлантический альянс сформулировал свои новые цели, центральное место в которых занимает распространение союза в восточном направлении. В начале 2000-х годов в деятельности НАТО акценты сместились на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Во время встречи в верхах, проходившей 28-29 июня 2004 года в Стамбуле, руководители стран НАТО утвердили расширенный пакет мер, призваны усилить вклад Альянса в борьбу  терроризмом. Руководители НАТО договорились оптимизировать обмен разведданными путем пересмотра имеющихся в НАТО разведывательных структур и с помощью Разведывательного бюро по оценке террористической угрозы при штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Это бюро было создано после террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года против США. На сегодняшний день бюро превратилось в постоянную структуру, и ему предстоит заниматься оценкой глобальных террористических угроз и прямых угроз в отношении НАТО.33 Кроме того, руководители Альянса решили создать Силы реагирования НАТО, рационализировать командную структуру организации и выдвинули Пражские обязательства в области потенциалов, Расширенный пакет антитеррористических мер включает повышение способности быстро удовлетворять запросы стран-членов о помощи в отражении террористических угроз или преодолении последствий террористических нападений. Авиация дальнего радиолокационного предупреждения и обнаружения (ДРЛО) и многонациональный батальон ХБРЯ-защиты могут быть предоставлены любому государству-члену Альянса, подавшему запрос об оказании такого вида помощи.

Этот расширенный пакет мер включает рабочую программу, подготовленную Конференцией национальных директоров по вооружениям НАТО – руководителей закупочных ведомств государств-членов НАТО – во время их встречи в мае 2004 года. Программа ставит своей целью развитие новых передовых технологий в области защиты от террористических нападений. В  нее входят девять разделов:

• Борьба с самодельными взрывными устройствами, устанавливаемыми в автомобилях или на придорожной полосе, с помощью их обнаружения и уничтожения или нейтрализации. Работой по данному направлению руководит Испания, в ней также принимает участие Промышленная консультативная группа НАТО и используется опыт промышленных предприятий ряда стран членов.

• Снижение уязвимости широкофюзеляжных самолетов военного и гражданского назначения для ракет переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Проводимая работа ориентируется на технических и тактических контрмерах, а также формируемых в процессе подготовки навыках. Одновременно ведется выработка стратегии в сотрудничестве с ведомствами по гражданской авиации.

• Снижение уязвимости вертолетов для реактивных гранат. Руководство работой в этой области взяла на себя Болгария. В настоящий момент деятельность сосредоточена на обнаружении ударов с земли и защите от них, включая применение активных контрмер.

• Защита портов и судов  от начиненных взрывчаткой быстроходных катеров и водолазов путем применения сенсорных сетей, электрооптических детекторов, сил и средств быстрого реагирования и подводных автоматических устройств. Этой работой руководит Италия.

• Обнаружение и уничтожение химического, биологического, радиологического и ядерного оружия и защита от таких видов оружия. Ведущим государством в этой области выступает Франция. Преследуемые цели являются как оборонительными (обнаружение, защита, деконтаминация), так и наступательными (высокоточные удары вне зоны досягаемости средств ПВО противника).

• Утилизация взрывоопасных предметов в целях предотвращения попадания существующих арсеналов боеприпасов в руки террористов и совершенствование технических и оперативных возможностей НАТО в области утилизации подобных арсеналов. Ведущим государством выступает Словакия, поддержку оказывает Норвегия.

• Точная выброска десанта и грузов для сил специального назначения. Франция выполняет функцию ведущего государства по совершенствованию этих возможностей. Весной 2005 года Франция проведет на своей территории демонстрационный показ новейшей технологии.

• Разведка, наблюдение, распознавание и захват живых целей (террористов), - работа по созданию усовершенствованных инструментов раннего распознавания и предупреждения о террористах и их деятельности.

• Технологии защиты от минометных атак. Эта тема появилась на повестке дня по предложению Нидерландов в связи с участившимися минометными атаками террористов. Она была внесена в соответствующий перечень на заседании Конференции национальных директоров по вооружениям в ноябре 2004 года. Нидерланды являются ведущим государством по данной теме. Работе по ней направлена на применение новых и будущих технологий для повышения способности сил Альянса защищаться от минометных атак. Для руководства и координации работы по этим девяти направлениям НАТО учредила должность координатора по контртеррористическим технологиям и создала специальное Бюро по контртеррористическим технологиям при Отделе оборонных инвестиций. Ввиду особенностей террористической угрозы большинство выдвинутых в рамках этой программы проектов сосредоточены на существующих или новых технологиях, которые смогут быть переданы на вооружение в ближайшем будущем.

 

Борьба против терроризма стала  ключевым направление сотрудничества НАТО со странами-партнерами в рамках Совета евроатлантического партнерства и Совета Россия- НАТО. Североатлантический альянс также продолжает проводить мероприятия в области борьбы с терроризмом совместно с Украиной. Кроме того, борьба с терроризмом входит в ряд направлений, предлагаемых НАТО для сотрудничества со странами Северной Африки и Ближнего Востока.

12 сентября 2001 года Совет евроатлантического партнерства осудил совершенные накануне террористические нападения на Нью-Йорк и Вашингтон и предложил помощь Соединенным Штатам от всех 46 государств- членов Совета. На следующий день с таким же заявлением выступил Совместный постоянный Совет Россия-НАТО.

Террористические акты 11 сентября 2001 года и общность террористической угрозы способствовали становлению качественно новых отношений сотрудничества между Россией и НАТО. Контакты высокого уровня между Россией и НАТО в течение нескольких месяцев после терактов привели к подписанию 28 мая 2002 года в Риме главами государств и правительств России и НАТО совместной декларации «Отношения Россия-НАТО: новое качество».34 Римская декларация легла в основу ныне действующего Совета Россия-НАТО.

В совместной декларации терроризм фигурирует в числе нескольких областей сотрудничества и консультаций между Россией и НАТО. В настоящее время сотрудничество в этой области приняло форму регулярного обмена информацией, подробных консультаций, совместной оценки угроз, гражданского чрезвычайного планирования на случай терактов и изучения роли военных в борьбе с терроризмом. Россия и государства-члены Альянса сотрудничают и по направлениям, лишь косвенно связанным с терроризмом, таким как охрана границ, нераспространение ОМУ, управление воздушным движением и ядерная безопасность.

7 сентября 2004 года Совет Россия-НАТО провел внеочередное заседание в связи с тем, что Российская Федерация стала объектом нескольких терактов. СРН гневно осудил беспрецедентные акты терроризма, приведшие к гибели сотен человек среди гражданского населения города Беслана (Северная Осетия), взрослых и детей. Послы Совета Россия-НАТО также объявили о своей решимости укреплять и активизировать общие усилия по борьбе с бичом терроризма, в том числе, путем скорейшей разработки плана действий по практическому сотрудничеству под эгидой Совета Россия-НАТО.

План действий был утвержден министрами иностранных дел России и НАТО на заседании Совета Россия-НАТО 9 декабря 2004 года в Брюсселе. План ставит своей целью повысить способность России и НАТО действовать совместно или в индивидуальном порядке в целях предотвращения терроризма, борьбы с террористической деятельностью и преодоления последствий террористических актов.

Выдвинутый на ноябрьской 2002 года Пражской встрече в верхах и ежегодно обновляемый План действий против терроризма Совета евроатлантического партнерства служит основной платформой для совместной  деятельности членов НАТО и партнеров по борьбе с терроризмом. На основе этого плана протекает сотрудничество и идет обмен опытом по данной теме, организуются консультации по политическим вопросам и принимаются практические меры. В результате улучшается обмен разведданными и сотрудничество в таких областях, как безопасность границ, подготовка и учения по защите от терактов и совершенствование возможностей защиты от терактов или преодоления их последствий. План также содействует работе по обеспечению сохранности и безопасного уничтожения избыточных боеприпасов и легкого и стрелкового оружия, в частности, ПЗРК и ручных гранатометов.

Программа НАТО «Безопасность посредством науки» содействует сотрудничеству между учеными, работающими в странах НАТО, партнерских государствах или странах Средиземноморского диалога. Она также позволяет обмениваться научно-техническим опытом по вопросам, имеющим отношение к борьбе против терроризма. В перечень рассматриваемых тем входят химическая, биологическая, радиационная или ядерная угрозы, обнаружение взрывчатых веществ, энергетическая безопасность, информационная безопасность, социально психологические последствия терроризма и анализ источников терроризма.

Государства-члены НАТО и партнеры также сотрудничают в области повышения гражданской готовности к террористическим нападениям с использованием химических, биологических и радиационных средств и преодолению их последствий. В качестве первого шага ими был составлен каталог национальных сил и средств, как военных, так и гражданских, которые можно будет задействовать в помощь пострадавшим государствам. Одним из направлений сотрудничества в рамках расширенного Средиземноморского диалога с Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом, также является участие в борьбе с терроризмом. Кроме того, антитеррористическая борьба входит в Стамбульскую инициативу сотрудничества НАТО, рассчитанную на большой Ближний Восток.

 

 

 

2.2. Развитие  невоенного сотрудничества НАТО  как фактор мировой политики и экономики

 

Другим малоизученным аспектом деятельности НАТО является развитие сотрудничества в тех сферах, которые напрямую не связаны с военной составляющей Организации Североатлантического Договора. На примере Средиземноморского диалога мы могли видеть, что наряду с военным сотрудничеством, НАТО все большее внимание уделяет проблемам «мягкой» безопасности, и это не случайно. За пятьдесят лет существования НАТО в рамках Североатлантического союза была создана целая сеть структур, которые призваны содействовать сотрудничеству, консультациям и решению международных проблем в политической, экономической, экологической, социальной, правозащитной и культурной областях, причем цели такого сотрудничества были определены еще при создании альянса.

Надо сказать, что в эпоху  «холодной» войны эти области  взаимодействия считались неотъемлемой организационной составляющей военной структуры НАТО и не рассматривались советской пропагандой как независимые. Справедливости ради следует сказать, что в то время они действительно занимали подчиненное положение по отношению к военной структуре блока. Однако невоенные органы альянса уже оформились вчерне к началу 70-х годов, что позволило президенту Р. Никсону заявить на юбилейной сессии НАТО 1969 года о наличии «трех измерений НАТО»: военного, политического и социального.

Тем не менее в начале 90-х годов для многих стало откровением, что Североатлантический альянс занимается чем-то иным, кроме коллективной обороны и безопасности. Вместе с тем по инерции НАТО продолжает рассматриваться как исключительно военная организация, и другие области сотрудничества практически не освещаются в современной российской научной публицистике. В этом, на наш взгляд, состоит главная ошибка российских исследователей.

Однако вопреки бытующему мнению «периферийные» сферы сотрудничества достаточно динамично развиваются, и такая тенденция будет сохраняться и в будущем. Это, тем не менее, не говорит в пользу того мнения, что НАТО намерено полностью отказаться от своей военной составляющей. Напротив, настоящую ситуацию следует рассматривать в более широком контексте универсализации Североатлантического союза, при которой военная проблематика наряду с политической, экономической, экологической, научной и правозащитной будет играть сбалансированную роль в новой стратегии НАТО. Но пока руководители альянса все-таки уделяют больше внимания военно-политической составляющей блока, хотя невоенные сферы потенциально имеют шанс занять ведущее место в деятельности организации.

Сама по себе универсализация НАТО имеет как позитивные, так и  негативные стороны с точки зрения российских внешнеполитических интересов. Ясно, что она прежде всего приведет к трансформации военной составляющей НАТО и как следствие, к снижению военной угрозы, которую блок представляет для России. Безусловно, это не может не радовать представителей российской внешнеполитической элиты. Но универсальная НАТО таит в себе и определенную долю опасности.

Дело в том, что в системе  международных отношений уже  есть одна структура, которая занимается широким кругом вопросов. Это Организация  Объединенных Наций. Учитывая ту критику, которой она подвергается со стороны американской администрации, не исключена постепенная трансформация НАТО по модели ООН с целью создания аналогичной, но намного более эффективной, по мнению американских политиков, организации. В этих условиях Россия не сможет заблокировать решение НАТО, поскольку не является членом данной организации и в отличие от Совета Безопасности ООН не имеет право вето. Эту ситуацию можно рассматривать как попытку легитимизировать принятие решений в обход Объединенных Наций, и на практике такая тактика уже была опробована в Югославии в 1999 году.

Теперь перейдем непосредственно  к невоенной составляющей Североатлантического альянса. Невоенная структура НАТО представлена работой профильных комитетов, занимающихся различными сферами сотрудничества. С 1956 года начал работу «Комитет трех мудрецов», деятельность которого касается широкого спектра невоенных проблем. Его появление в значительной степени было связано с «разрядкой» в международных отношениях в связи с приходом к власти в СССР Н. С. Хрущева и началом оттепели. В связи с этим руководство НАТО приняло решение о начале разностороннего сотрудничества с Советским Союзом, в том числе и в областях, не связанных с военным противостоянием.

Информация о работе Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой