Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:15, дипломная работа
Актуальность затрагиваемой в дипломной работе темы, обусловлена необходимостью определения международно - правового статуса НАТО. На протяжении 1990-х годов североатлантический альянс сформулировал свои новые цели, центральное место в которых занимает распространение союза в восточном направлении. В начале 2000-х годов в деятельности НАТО акценты сместились на противодействие международному терроризму и распространению оружия массового уничтожения.
С этого момента экологическая деятельность НАТО стала осуществляться в рамках двух комитетов: Научного и Комитета по проблемам современного общества, ставшего «младшим братом» Комитета по науке. Дело в том, что экологическая безопасность является одной из приоритетных сфер сотрудничества Научного комитета наряду с разработкой технологий для разоружения, высоких технологий, компьютерных сетей, а также политики в сфере науки и технологии.
Работа этих двух комитетов, занимающихся природоохранной проблематикой, носит взаимодополняющий характер. Различие заключается в том, что в рамках Научного комитета инициативы исходят «снизу», т.е. выдвигаются учеными или группами ученых. Что касается Комитета по проблемам современного общества, то здесь плотные проекты выдвигаются группами стран, и только затем рассматриваются учеными.40
Поворотным моментом в истории Комитета по проблемам современного общества стал 1991 год, когда в Риме была подписана Декларация о мире и сотрудничестве, в которой было указано, что новые инициативы НАТО расширят «участие наших партнеров в Третьей сфере деятельности по научным и экологическим программам нашего союза». Так же, как и в случае с Научной программой НАТО, новым моментом в деятельности данного комитета стало активное привлечение восточноевропейских партнеров к его работе, что стало возможным после того, как в странах региона произошли «бархатные революции» и коммунистические правительства были свергнуты.
В основе работы Комитета по проблемам современного общества положены следующие принципы:
Во-первых, конкретные мероприятия
финансируются и осуществляются
не всеми странами одновременно, а
только наиболее заинтересованными. Комитет
по проблемам современного общества
не ведет никакой научно-
Во-вторых, Комитетом поощряются те проекты, которые способствуют появлению внутри- и внешнеполитических инициатив в социальной сфере государств НАТО, и проведенные исследования обязательно приводят к осуществлению конкретных мероприятий в тех или иных странах.
Третий принцип состоит в том, что Комитет задуман как открытая организация, результаты его исследований являются доступными для всех заинтересованных лиц, что облегчает сотрудничество Комитета с другими международными структурами, особенно в области экологии, метеорологии и океанографии. В частности, это выражается в сотрудничестве Комитета с Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и рядом национальных научно-исследовательских учреждений.
И, наконец, в-четвертых, деятельность Комитета подразумевает определенную отчетность со стороны государств, проводящих исследования, его центральным органам о проведенных исследованиях и предоставление доказательств о том, что данные изыскания внесут весомый вклад в развитие внутреннего и внешнего сотрудничества НАТО.
С момента образования Комитет был наделен самыми широкими полномочиями в сфере координации социальной политики членов НАТО. В частности его деятельность затрагивает такие аспекты, как городское строительство, очищение воздуха и воды, городского и межгородского транспорта, координация программ по изучению концепций развития западных стран, проекты «многонационального корпуса мира», сбор и систематизация сведений о новейших достижениях научной мысли Запада. Кроме всего прочего, Комитет ведет широкую издательскую деятельность, что нашло свое выражение в выходе более двухсот книг по проблемам экологии.
Структурно основные направления работы комитета можно представить следующим образом:
Для того, чтобы начать
взаимодействие по одной из вышеперечисленных
программ заинтересованные государства
могут кооперироваться для
Финансированию Комитетом по науке подлежат программы стипендий, грантов, а также работа исследовательских институтов и семинаров, в которые входят тысячи ученых, занимающихся проблемами экологии. Кроме вышеперечисленных мероприятий, Научный комитет одобрил ряд специальных экологических проектов по океанографии, взаимодействию воды и суши, глобальным экологическим изменениям и другим сходным проблемам. Так, в рамках программы глобальных экологических изменений было проведено 53 исследовательских семинаров, организовано 11 исследовательских институтов и опубликовано более 30 изданий. Продолжительность жизни каждого исследования составляет от шести до двенадцати лет.
Программа стипендий, существующая в рамках Комитета по проблемам современного общества, нацелена на содействие и поддержку трех групп исследователей: студентов, ученых и молодых исследователей. Первым научные стипендии предоставляются для завершения обучения, вторым—для проведения исследований и третьим—для повышения квалификации.
Что касается сотрудничества Комитета с государствами-партнерами, то первое совместное заседание КПСО/ССАС состоялось в феврале 1993 года в Брюсселе. На нем партнеры отметили многочисленные экологические проблемы, имеющиеся в их странах и выразили заинтересованность в получении содействия со стороны Комитета по проблемам современного общества в решении указанных проблем. После преобразования Совета Североатлантического Сотрудничества в Совет Евроатлантического Партнерства Комитет продолжил сотрудничество с партнерами уже в рамках новой структуры. Комитет проводит свои заседания два раза в год, и ежегодно проводятся встречи в формате КПСО/СЕАП.
В марте 1996 года в связи с активизацией сотрудничества между Востоком и Западом в области защиты окружающей среды был утвержден новый, более гибкий порядок работы Комитета. Кроме «пилотных» экспериментальных исследований КПСО начал осуществлять две новые инициативы: краткосрочные специализированные проекты и тематические симпозиумы. Цель последних—распространение информации по социальным проблемам. Что касается краткосрочных специализированных проектов, то их отличие от экспериментальных исследований заключается в том, что они реализуются в сроки от 6 до 18 месяцев, а исследования могут продолжаться до 4-х лет. В целом КПСО провел 60 исследований и 2 краткосрочных проекта. Еще 16 исследований и 2 проекта находятся в стадии реализации. 41
Как мы видим, невоенное сотрудничество в НАТО переживает период бурного развития, и прежде всего это касается взаимодействия членов организации и стран-партнеров. Все это говорит о том, что между НАТО и партнерами устанавливается режим взаимозависимости в таких областях, как экономика, экология, наука, информация и социальная сфера. Такое положение вещей крайне благоприятно для НАТО, поскольку дает в руки Запада реальные рычаги влияния на Восточную Европу и ряд других регионов. Для партнеров режим взаимозависимости также выгоден, поскольку он связан с выделением значительных финансовых средств из бюджетов развитых стран на реализацию определенных программ.
Однако, на наш взгляд, данную ситуацию нельзя рассматривать только с положительной точки зрения, поскольку для нашей страны установление режима взаимозависимости между НАТО и Восточной Европой, частным случаем которого является взаимодействие в рамках Североатлантического альянса, означает прекращение существования режима взаимозависимости между Россией и странами бывшего СЭВ. Сейчас уже можно говорить о том, что Российская Федерация практически полностью теряет те возможности влияния на политику этих государств, которыми обладал Советский Союз. Это ставит Россию в положение частичной изоляции по отношению к развитому миру.
Безусловно, российские
лидеры должны делать все возможное,
чтобы повысить экономическую
Начиная с 1995 года, Соединенные Штаты начали активно участвовать в программе НАТО "Партнерство ради мира", куда привлекались военные контингенты Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. В декабре 1995 года с помощью США был создан так называемый центрально-азиатский батальон, или "Центразбат". Войска из Соединенных Штатов, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Грузии, России, Турции и Узбекистана участвовали в первом учении Центразбата, проведенных в сентябре 1997 года в Узбекистане и Казахстане.
Другая партнерская программа НАТО в Центральной Азии называлась Cooperative Osprey, первые учения которой были проведены в Северной Каролине в августе 1996 года, где участвовали военные Казахстана и Кыргызстана. Такие же учения были также проведены в 1997 году, в марте и мае 2000 года. Затем, в марте 2001 года в Новой Шотландии шесть стран-членов НАТО, в том числе США, присоединились к 13 странам-участникам программы "Партнерство ради мира", включая Казахстан и Кыргызстан, для проведения совместных учений. Даже в июне 2000 года, 150 киргизских военнослужащих прошли обучения, имитированной "борьбе с вооруженными формированиями исламских фундаменталистов, вторгавшихся с территории соседних стран.
Все эти усилия США, конечно, имели далеко идущие цели. Пик американского интереса к странам Центральной Азии, в том числе к крошечной нашей республике, падает на период перед, и после 11 сентября 2001 года. Мировые реалии начала нового тысячелетия, постепенное ослабление международной роли США, усиление региональных тенденций в ущерб тенденции мировой глобализации заставили дяди Сэма по-новому смотреть на мир. США, в условиях "поиска ведьм" в Афганистане, обратил особое внимание на Кыргызстан и Узбекистан, которые из "окраин Империи Зла" превратились в государства на передней линии активных действий Вашингтона и НАТО, пытавшихся твердо обозначить свое военное присутствие в регионе. После теракта 11 сентября 2001 г., США и их союзники готовились к операции против талибов в Афганистане. И аэродром в Киргизии, в непосредственной близости от района предстоящих боевых действий, был США необходим. Он использовался для дозаправки транспортных самолетов и как перевалочный пункт для военных грузов.
Таким образом, 16 декабря 2001 года воздушные американские силы в Европе послали 86-ую группировку немедленного реагирования с авиабазы Рамштайн в Германии в Кыргызстан, чтобы заложить первый "камень" в основание новой базы. Эта воинская часть наладила службу безопасности воздушного движения, и начались переговоры с аэропортом и правительственными чиновниками об отводе земли под авиабазу. "Манас" был выбран из-за его подходящей взлетно-посадочной полосы, которая была изначально построена для советских бомбардировщиков, но была пригодна для использования американскими транспортными самолетами С-5 Galaxy и Боинг-747, которые выполняли полеты в Афганистан. Из 52 аэропортов Кыргызстана "Манас" был единственным с длинной достаточной взлетно-посадочной полосой и единственным пригодным для принятия международных рейсов. Довольно вместимый земельный участок, примыкающий к аэропорту, был отведен для палаточного городка американского персонала.
"Манас"
быстро стал необходимым
В течение приблизительно шести месяцев после 11 сентября Пентагон создал 13 военных баз в девяти странах вокруг Афганистана и на его территории. Из центрально азиатских республик был выбран Кыргызстан, а также Узбекистан, где была создана авиабаза Карши-Ханабад. Народная революция 24 марта 2005 г. в Кыргызстане стала поводом для беспокойства Вашингтона, ибо могла привести к аннулированию договора об авиабазе "Манас". В начале апреля 2005 года Бишкек посетил тогдашний министр обороны Дональд Рамсфелд, чтобы получить киргизские заверения о выполнении договоренностей по долгосрочному американскому присутствию базы "Манас". Однако ситуация только ухудшалась, поскольку события в соседнем Узбекистане отразились также и на авиабазе. 13 мая 2005 года узбекские войска расстреляли толпу демонстрантов в Андижане, которые протестовали против суда над местными исламскими активистами. Двусмысленная реакция Вашингтона на инцидент вынудила узбекское правительство сообщить Вашингтону, что соглашение об использовании американскими войсками авиабазы Карши-Ханабад аннулировано согласно двустороннему соглашению о статусе американских вооруженных сил.
Таким образом, после этих событий Кыргызстан остался единственным государством на линии фронта борьбы Вашингтона с терроризмом в Афганистане. И авиабаза "Манас" - крайне важным элементом американской стратегии антитеррористской борьбы в Центральной и Южной Азии.
Информация о работе Сотрудничество НАТО с Кыргызской Республикой