Специализированные учреждения ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности и виды специализированных учреждений ООН.
Предмет работы - специализированные учреждения ООН.
Объект работы - общественные отношения в сфере специализированных учреждений ООН.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить основные положения, касающиеся специализированных учреждений ООН;
- рассмотреть виды специализированных учреждений ООН;
- показать некоторые юридические особенности правового положения специализированных учреждений ООН.

Содержание работы

Введение 2
1. Правовое положение и функции специализированных учреждений ООН 4
2. Виды специализированных учреждений ООН и их характерные признаки. 7
2.1 Международная организация труда (МОТ) 7
2.2 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 8
2.3 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 9
2.4 Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) 9
2.5 Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) 10
2.6 Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) 11
2.7 Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) 12
2.8 Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) 12
2.9 Программа развития ООН (ПРООН) 13
Заключение 14
Список источников 16

Файлы: 1 файл

Специализированные учреждения ООН.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

Специализированные учреждения ООН

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Организация объединенных наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. «ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии»1. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления сообществом и в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени. В ее состав входят около 188 стран – практически все страны мира.

Сложившаяся устойчивая развитая система ООН позволяет  оперативно реагировать на события, происходящие в мире, а также включать в сферу своего влияния большинство компонентов развития.

 Система состоит  из пяти главных органов и  большого количества специализированных  учреждений, как напрямую зависящих  от ООН, так и функционирующих  независимо от нее. 

ООН заключила соглашения с рядом межправительственных специализированных учреждений и международных неправительственных агентств, которые осуществляют широкую деятельность, соотносимую с целями ООН. Все эти специализированные учреждения являются самоуправляемыми. Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН2.

Роль ООН заключается в том, что она содействует глобальному  сотрудничеству и взаимопониманию, ее цели и программы универсальны. ООН значима для народов мира и роль, которую она все чаще принимает на себя в нашем становящемся все более тесным мире.

Выбранная тема "Специализированные учреждения ООН" является, актуальной, теоретически и практически значимой.  
Цель работы - изучить особенности и виды специализированных учреждений ООН.

Предмет работы - специализированные учреждения ООН.  
Объект работы - общественные отношения в сфере специализированных учреждений ООН.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:  
- изучить основные положения, касающиеся специализированных учреждений ООН;  
- рассмотреть виды специализированных учреждений ООН;  
- показать некоторые юридические особенности правового положения специализированных учреждений ООН.

 

    1. Правовое положение и функции специализированных учреждений ООН

 

Само слово "специализированные" говорит о первоначальном резоне создания этих учреждений с сугубо отраслевой компетенцией с тем, чтобы "разгрузить" ООН как таковую  от регулирования специфических межгосударственных отношений. С правовой позиции, так называемые специализированные учреждения, представляют собой межправительственные организации, являются совершенно самостоятельными субъектами международного права, с составом участников, часто не совпадающим с составом членов ООН. Иногда членство в отдельных специализированных учреждениях (например, МВФ, МБРР) обусловлено и особыми условиями, которые формально выводят эти учреждения в строгом смысле слова из-под понятия универсальности.

К специализированным учреждениям ООН полностью применяются положения Устава ООН о суверенном равенстве государств-членов, об их главнейшей обязанности «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов»3.

Специализированные учреждения ООН  являются субъектами международного права, как следствие обладают полномочиями публично-правового характера. Они вправе заключать соглашения, при них аккредитованы постоянные представительства государств-членов, сами организации и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами. Они вправе запрашивать консультативные заключения у Международного суда ООН. Также специализированные учреждения разрабатывают и заключают международные конвенции, имеют свой автономный бюджет.

Специализированные учреждения ООН способны обеспечить международно-правовыми средствами выполнение субъектами международного права решений своих высших органов. Как справедливо отмечает Камынин А. И., «будучи субъектом международного публичного права особого рода, специализированные учреждения ООН обладают международными правами и обязанностями, строго определенными соответствующими международными правовыми актами»4.

Правосубъектность специализированных учреждений ООН определена Уставом  ООН, учредительными актами самих организаций, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., соглашениями этих организаций с ООН и с государствами пребывания.

Что касается правового статуса специализированного учреждения, то в соглашении указывается на то, что ООН признал соответствующую организацию специализированным учреждением, ответственным за проведение таких мероприятий, которые согласно ее учредительному акту будут способствовать достижению изложенных в нем целей.

Отличается в отдельных специализированных учреждениях и порядок принятия правовых актов ("взвешенное" голосование), отличается и их правовая сила от решений, принимаемых органами ООН.  
В то же время следует подчеркнуть, что специализированные учреждения находятся с ООН в самых тесных координационных (но не субординационных) отношениях.

Необходимо отметить, что многие из специализированных учреждений либо целиком ориентированы на выполнение экономических функций, либо такие функции составляют существенную часть их компетенции.

Итак,  в соответствии со статьей 57 Устава ООН можно выделить характерные черты специализированных учреждений5:

1) межправительственный характер  соглашений о создании таких  организаций;

2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;

3) осуществление сотрудничества  в специальных областях: экономической,  социальной, культурной, гуманитарной  и др.;

4) связь с ООН. 

Последняя устанавливается и оформляется  соглашением, которое заключается  ЭКОСОС с организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением.                  

ЭКОСОС уполномочен:

·        согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации;

·        принимать меры для получения от них регулярных докладов;

·        обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.

Таким образом, в соглашениях между  ООН и специализированным учреждением  доминирует принцип сотрудничества, координации и консультации.

    1. Виды специализированных учреждений ООН и их характерные признаки.

 

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы6:

·        организации социального характера (МОТ, ВОЗ);

·        организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС);

·        экономические организации (ЮНИДО);

·        финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК);    

·        организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД);

·        организации в области транспорта и связи     (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ);

·        организация в области метеорологии (ВМО).

Проанализируем правовое положение каждого из них.

2.1  Международная организация труда (МОТ)

Это специализированное учреждение ООН было создано в 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Основное назначение - разработка политики и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает международные трудовые стандарты, используемые странами всего мира. Центральной целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся7. Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов).

Главными органами МОТ  являются Генеральная конференция, Административный совет и секретариат - Международное бюро труда. Генеральная конференция может собираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два - от правительства и по одному - от предпринимателей и профсоюзов. В период между сессиями Генеральной конференции работой организации руководит Административный совет, избираемый Генеральной конференцией на 3 года.

2.2 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Создана в 1946 г. на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Выделим основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями,       разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера, предоставление помощи в налаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями8.

Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены организации. Она созывается ежегодно.

Исполнительный комитет  ВОЗ, состоящий из представителей 30 государств, избираемых ассамблеей на 3 года, собирается не реже двух раз в год. Административным органом является Секретариат во главе с генеральным директором.

2.3 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). Главная цель ЮНЕСКО - содействие укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры. Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО В период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на четыре года на основе справедливого географического распределения. Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет9.

2.4 Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

ВОИС учреждена в 1967 г. на состоявшейся в Стокгольме конференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о создании ВОИС вступила в силу в 1970 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Цель организации - содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, способствовать претворению в жизнь международных соглашений в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуальной собственности, не нарушая их автономии.

Высшими органами ВОИС являются Конференция, в которую входят все государства – члены ВОИС, и Генеральная ассамблея, состоящая из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского или Бернского союзов.

Координационный комитет состоит  из 47 государств - участников Конвенции 1967 г, которые являются также членами исполкомов Парижского или Бернского союзов. Также имеется административно-технический секретариат - Международное бюро во главе с генеральным директором.

2.5 Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН от 17 ноября 1966 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. В апреле 1979 г. Конференция по преобразованию ЮНИДО в специализированное учреждение приняла Устав ЮНИДО, который вступил в силу в 1985 г., после чего. Местонахождение ЮНИДО - Вена (Австрия).

Целями ЮНИДО являются содействие промышленному развитию развивающихся стран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка10.

Высшим органом является Генеральная  конференция, состоящая из всех государств-членов, очередные сессии которой созываются один раз в два года. Руководящим органом ЮНИДО в перерыве между сессиями конференции является Совет по промышленному развитию в составе 53 членов. Члены Совета избираются на четыре года. Свои заседания он проводит раз в год.

2.6 Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК)

Эти четыре организации тесно связаны  друг с другом МВФ и МБРР были созданы на конференции в Бреттон-Вудсе (США) как специализированные учреждения ООН финансового характера. Фонд начал функционировать с 1945 г.. Банк - с 1946 г. МФК была создана в 1956 г., а МАР - в 1960г. как филиалы МБРР. Местонахождение - Вашингтон (США), у МВФ есть отделения в Париже и Женеве, у МБРР - в Париже и Токио.

Членами МБРР могут быть только члены  МВФ, а членами двух филиалов - только члены МБРР. В организациях применяется  система взвешенного голосования, при которой каждое государство получает количество голосов пропорционально размеру капитала, вложенного в ресурсы организации11.

Цели Международного валютного  фонда: координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им  краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Высший орган Фонда - Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от всех государств-членов. Созывается ежегодно на сессии. Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет в составе директора-распорядителя и 22 исполнительных директоров, избираемых на два года.

Информация о работе Специализированные учреждения ООН