Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 07:24, контрольная работа
Огромное значение принципы имеют при оценке действий эксплуатантов воздушных судов при полетах над государственной территорией. Если вместо предписанного маршрута иностранное воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, следует над иностранной территорией иным маршрутом, то такие действия квалифицируются как нарушение принципа безопасности международной гражданской авиации. Как незаконное вторжение и нарушение принципа суверенитета над воздушным пространством расценивается полет иностранного воздушного судна без разрешения суверенного государства. Так же могут быть расценены действия иностранного авиапредприятия на территории принимающего государства, направленные на получение коммерческих выгод от международных авиаперевозок вне предоставленных коммерческих свобод воздуха. Несоблюдение принципа взаимности одним перевозчиком может причинить экономический ущерб другому перевозчику.
1. Специальные принципы
международного воздушного
Международное воздушное
право-это отрасль
Ядро международного воздушного права составляют основные принципы, под которыми следует понимать "общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера". Эти принципы носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов международного сообщества.
Огромное значение принципы имеют при оценке действий эксплуатантов воздушных судов при полетах над государственной территорией. Если вместо предписанного маршрута иностранное воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, следует над иностранной территорией иным маршрутом, то такие действия квалифицируются как нарушение принципа безопасности международной гражданской авиации. Как незаконное вторжение и нарушение принципа суверенитета над воздушным пространством расценивается полет иностранного воздушного судна без разрешения суверенного государства. Так же могут быть расценены действия иностранного авиапредприятия на территории принимающего государства, направленные на получение коммерческих выгод от международных авиаперевозок вне предоставленных коммерческих свобод воздуха. Несоблюдение принципа взаимности одним перевозчиком может причинить экономический ущерб другому перевозчику.
В области двусторонних соглашений о воздушном сообщении основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм.
Рассмотрим основные принципы международного воздушного права.
Принцип суверенитета над воздушным
пространством. Каждое государство
осуществляет полный и исключительный
суверенитет в отношении
Суверенитет над воздушным пространством
есть составная часть
Суверенитет над воздушным пространством
реализуется государством в разных
формах. Суверенитет над воздушным
пространством - юридическая основа
обеспечения национальной безопасности
каждого государства - ограждает
и защищает его суверенные права
и законные интересы от незаконных
посягательств извне. В международных
отношениях в силу суверенитета государство
независимо от других государств определяет
режим и порядок использования
национального воздушного пространства
в целях осуществления
Важнейший атрибут суверенитета -
юрисдикция, которая отличается от
суверенитета тем, что если в суверенитете
выражается высшая законность правомерного
возникновения и существования
государства, то в юрисдикции находит
свое воплощение верховенство законов
и правил государства, установленных
им в отношении своей территории
и расположенного над ним воздушного
пространства. Юрисдикция государства
распространяется на все воздушные
суда, включая иностранные, осуществляющие
полеты над государственной
В теории международного права принято различать предписательную юрисдикцию и исполнительную юрисдикцию. Предписательная юрисдикция понимается как суверенное право каждого государства принимать свои законы и правила, какие оно считает необходимым для осуществления государственной власти в пределах своей территории. При исполнительной юрисдикции речь идет о практическом применении этих законов и правил. В части, касающейся воздушного пространства, осуществляя юрисдикцию, государство устанавливает законы и правила, определяющие: а) режим и порядок выполнения международных и внутренних полетов в пределах государственной территории; б) порядок и условия коммерческой деятельности авиапредприятий; в) функции и компетенцию исполнительных авиатранспортных органов государства.
В ст. 11 "Применение правил о воздушных
передвижениях" определено, что законы
и правила того или иного государства,
касающиеся допуска на территорию или
убытия с территории воздушных судов,
занятых в международной
В двусторонних соглашениях о воздушном сообщении вопрос о взаимном применении национальных законов и правил о полетах обычно решается в соответствии со ст. 11 и 12 Чикагской конвенции. К примеру, в п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении от 14 января 1994 г. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении от 14 января 1994 г.// «СПС Консультант плюс» установлено, что "законы и правила одной Стороны, регулирующие выполнение полетов и навигацию воздушных судов при прилете, нахождении в пределах или вылете с территории этой Стороны, будут применяться к авиапредприятиям другой Стороны".
Вопросы юрисдикции являются предметом Варшавской конвенции 1929 г., Монреальской конвенции 1999 г., а также Гаагской и Монреальской конвенций по борьбе с захватом и угоном самолетов.
Сотрудничество государств в сфере борьбы с угоном и захватом самолетов основано, в частности, на признании юрисдикции государства в отношении актов насилия и преступлений, совершенных на борту воздушного судна его регистрации, а также воздушного судна с преступником, осуществившего посадку на его территории.
Функция властвования, основанная на суверенитете и юрисдикции государства, прямо связана с функцией регулирования. Государство разрабатывает и принимает национальное законодательство, регулирующее авиатранспортную деятельность как национальных, так и иностранных лиц и организаций. Национальное регулирование распространяется на внутренние и международные авиаперевозки, а также на национальных и иностранных авиаперевозчиков. Цели национального регулирования в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта определяются конкретными условиями государства, на которые влияют размеры территории, степень национального экономического развития, внутренняя и международная политика и т.д.
Целями регламентации
Под принципом обеспечения
В 1986 г. Совет ИКАО принял типовую
статью об авиационной безопасности
и рекомендовал использовать ее в
двусторонних соглашениях. В совокупности
с принципом обеспечения
В марте 2006 г. ИКАО провела конференцию
генеральных директоров гражданской
авиации по глобальной стратегии
в сфере безопасности полетов, на
которой был дан анализ современного
состояния безопасности полетов
и приняты новые меры, направленные
на укрепление безопасности полетов
в глобальном масштабе. Было признано,
что "государство несет
Во внутреннем плане обеспечение
высокого уровня безопасности полетов
в суверенном воздушном пространстве
входит в функции государства. Распоряжаясь
своим воздушным пространством,
государство обязано создавать
и поддерживать условия, необходимые
для его практического
Принцип взаимности играет исключительно важную роль в защите и обеспечении экономических интересов как государства, так и авиаперевозчиков при осуществлении международных воздушных перевозок.
Двусторонние соглашения предусматривают
обычно равное количество воздушных
линий, устанавливаемых между
Принцип свободы полетов за пределами
государственной территории действует
в отношении воздушного пространства,
расположенного над исключительной
экономической зоной и открытым
морем. Такое воздушное пространство
принято считать международным
или открытым. В соответствии с
принципом свободы полетов
Кроме того, при пользовании свободой
полетов государства обязаны
соблюдать правила полетов, рекомендованные
ИКАО, предотвращать инциденты в
воздушном пространстве над открытым
морем и не допускать его загрязнение,
оказывать помощь терпящим бедствие
морским и воздушным судам, не
разрешать полеты своих воздушных
судов без опознавательных
Информация о работе Специальные принципы международного воздушного права